Дтп без столкновения судебная практика

Дтп без столкновения судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада». Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения. Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Пример из судебной практики

Суд признал, что вред причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, поскольку повреждения т/с Volvo XC60 возникли в результате падения груза. При этом водитель т/с МАЗ Бабаев Н.Н. нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ. Таким образом, между транспортными средствами не было физического контакта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 09АП-2085/2014 по делу N А40-144263/13)

«Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль» — бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля «Ман» будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль «Опель».

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

Суды пришли к выводу о том, что причиной ДТП явилось движение автомобиля «Ман», в результате которого он повредил автомобиль марки «Опель». Повреждение автомобиля «Опель» находится в непосредственной причинно-следственной связи с движением автомобиля марки «Ман». Следовательно, причиной ДТП и наступления последствий в виде причинения вреда имуществу потерпевшего послужили действия по эксплуатации автомобиля «Ман». Суд отметил, что из положений действующего законодательства не следует, что бесконтактное ДТП является основанием для отказа в выплате в порядке суброгации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 09АП-50974/2014 по делу N А40-124900/14)

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015г.

Куда обращаться при бесконтактном ДТП?

В наше время на дорогах становится все больше автомобилей. При этом количество ДТП возрастает с такой же скоростью. Случаются и ситуации, где ДТП считается бесконтактным. Что это такое рассмотрим ниже. А куда же обращаться в первую очередь? Сначала нужно позвонить сотрудникам ГИБДД, ни в коем случае не нужно пытаться догнать виновника аварии.

Сотрудники ГИБДД составят схему аварии и зафиксируют свидетельские показания. Нужно внимательно следить за тем, что они записывают, так как бывают случаи, что они выносят постановление о привлечении к административной ответственности даже если участник не виновен. Если так и случилось, то нужно указать в постановлении, что вы не согласны и в дальнейшем обратиться в суд.

Что такое бесконтактное ДТП

Таким образом, бесконтактное ДТП означает аварию, при которой виновник и пострадавший не контактируют друг с другом. Это случай, при котором один участник происшествия сознает препятствие, в результате которого происходит столкновение двух других участников. Давайте разберем на примере.

Представьте, что вы едете в автомобиле своей правой полосе. Вдруг вам навстречу выезжает другой автомобиль, в следствие чего вы вынуждены резко свернуть в сторону и сталкиваете с каким-нибудь объектом. Это может быть дерево, здание или другое транспортное средство. Контакта не было, но есть виновник и пострадавший. Итак, как же нужно поступить? Разберем поэтапно:

  • Нужно остановить транспортное средство и включить «аварийку»;
  • Пригласить сотрудников ГИБДД на место аварии, зафиксировать показания свидетелей;
  • Сфотографировать место аварии и убрать авто с проезжей части.

Бесконтактное ДТП оформляется так же, как и любое другое. Единственное отличие в том, что оно не может быть зафиксировано в европротокол, поскольку обязательным является составление схемы аварии сотрудником ГИБДД. Однако, оно отличается относительно выплат ОСАГО.

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Возмещение убытков по ОСАГО в данном случае осуществляется не так, как при обычном ДТП. Страховая компания водителя-виновника и страховая компания врезавшегося водителя не обязаны возмещать ущерб по ОСАГО.
Вред был нанесен водителем, который врезался в объект. Несмотря на то, что его действия были правомерны, и он действовал в интересах устранения угрозы жизни и здоровью, все равно он является виновником нанесения вреда и убытков. Поэтому именно он должный произвести выплаты за нанесенный ущерб.

Единственным выходом не платить возмещение является обращение в суд с целью доказательства правомерности своих действий. Для этого нужны документальные доказательства или показания свидетелей. Только если доказать это в суде возникнет возможность переложить ответственность за выплату компенсации на виновника аварии.

В какую страховую компанию обращаться при бесконтактном ДТП

Итак, давайте выясним, бесконтактное ДТП ОСАГО покрывает или нет и в какую страховую компанию обращаться? Выше уже было сказано, что водитель, который врезался в объект, не может получить возмещение по страховке от ОСАГО. Но в каждом правиле бывают свои исключения.

Получить оплату убытков пострадавший сможет, если докажет с помощью экспертизы, что не имел возможности избежать аварии из-за действия другого водителя. То есть ему нужно доказать причинно-следственную связь между действиями виновника и причинением ущерба. Нужно получить в полиции протокол аварии и отправиться для предъявления документов к страховщику. Если же доказать причастность виновника аварии не удалось, то оплачивать компенсацию придется водителю, врезавшегося в объект.

Прямое возмещение убытков при бесконтактном ДТП

Прямое возмещение убытков появилось сравнительно недавно. Эта практика заключается в получении компенсации от своей страховой компании, которая в свою очередь получает выплаты со страховой компании виновника ДТП. Оно хорошо тем, что получение страховых выплат пострадавшим происходит намного быстрее, нежели если бы он обращался в страховую компанию виновника аварии.

Таким образом, страховщик получает прямое возмещение без какого-либо занижения сумм. Страховые компании при этом получают лояльность своих клиентов и одновременно новых клиентов за счет рекомендаций от уже существующих.
Порядок выплат ПВУ следующий:

  • оформление документации на месте ДТП;
  • подача документов в страховую компанию;
  • проведение экспертизы или осмотр автомобиля специалистами из страховой компании;
  • выплата компенсации.

К сожалению, прямое возмещение убытков может получить не каждый владелец полисов. Оно предоставляется только при аварии двух транспортных средств. При бесконтактном ДТП принимает участие также третий субъект, поэтому выплата ущерба здесь не предусмотрена.

Бесконтактное ДТП судебная практика 2018

Судебная практика показывает множество примеров урегулирования бесконтактного ДТП. Разберем первый. Грузовой автомобиль своим прицепом задел ветку на дереве, в результате чего, стоящая под деревом машина, получила повреждения. Страховая компания отказалась вы плачивать страховку мотивируя тем, что водитель сам мог избежать нанесению данного ущерба, если бы не поставил свое авто на это опасное место. Владельцу автомобиля пришлось обратиться в суд, чтобы получить свою законную компенсацию за ремонт.

Суд признал, что страховой случай имел место быть, так как это случай бесконтактной аварии, что не является поводом для отказа в выплате страховки.

В качестве еще одного примера можно привести случай, когда автомобиль въехал в дорожное ограждение из-за маневров другого транспортного средства. Опять таки страховая отказалась оплачивать сумму ущерба, так как водитель не учел погодные условия и не сбавил скорость вовремя. Владелец данного авто добился проведение экспертизы, которая доказала, что у него не было возможности поступить иначе в этой ситуации, что не было такой технической возможности. На этот раз суд присудил выплату не только за нанесенный ущерб, но и моральную компенсацию.

Но хочется отметить, что зачастую суд выносит решение об обоюдной вине, и тогда страховые выплаты намного меньше. Поэтому нужно внимательно следить за тем, какие факты фиксируются при оформлении аварии.

Что такое ДТП без столкновения?

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям. Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.
Смотрите так же:  Налог на имущество пенсионеров 2012

Применение нормативных документов

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта. Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии. Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения. Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения. В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Оформление бесконтактного ДТП

Правила оформления ДТП без соприкосновения такие же, как при обычных происшествиях. Порядок действий участников ДТП — стандартный. Единственное отличие состоит в том, что оформление Европротокола по обоюдному согласию не предусмотрено. Обязательно оформление аварии выполняется сотрудниками ГИБДД. Таким образом, действия участников события заключаются в следующем:

1) Вызов сотрудников ДПС на место аварии.

2) Сбор первичного материала на месте происшествия:

  • съёмка места столкновения, следов аварии и повреждений автомобиля;
  • привлечение очевидцев события, уточнение их показаний и контактных данных, уговор в даче официальных свидетельских показаний;
  • выяснение наличия материалов видеорегистратора на машинах участников движения, зафиксировавших скрывшегося виновника аварии или внешней камерой.

3) Не стоит гнаться за виновником происшествия, покинувшим место аварии, рискуя заработать лишение водительских прав за убытие с места события до приезда сотрудников полиции. Вместо этого освободите проезжую часть, т.е. нужно отъехать или отбуксировать пострадавшую машину на обочину.

4) Внимательно ознакомьтесь с протоколом происшествия, составленным сотрудником ГИБДД на месте аварии. Запишите в нём свое несогласие, если постановление вынесено в адрес невинной стороны, так как в противном случае получить страховую компенсацию ущерба будет невозможно.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта. Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий. Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения. Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте. Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны. Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД. Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде.

Видео: Бесконтактное ДТП

Без оценки Загрузка.

Поделитесь с друзьями:

Без оценки Загрузка.

ДТП без касания второго участника

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Сергей, я не об этом, а вот об этом:

зачем? Все равно ты ничего не поймешь. Хотя, ладно:

кто ЗДЕСЬ по видео будет определять наличие технической возможности остановиться?

Далее: если ДАЖЕ допустить, что будет судом назначена экспертиза, и эта экспертиза установит, что у автора при скорости, например, 120 км/час, не было технической возможности остановиться, то всё равно будет автор виноват, т.к. превысил скорость движения. Так что бессмысленно говорить о виновности или невиновности автора, не зная его скорость движения на момент ДТП.

Далее: с какого перепугу выезд на встречную полосу, закончившийся ДТП с автомобилем автора, может быть оправдан?

Честно говоря раздражают, те, кто говорит сам виноват, кидаются номерами пунктов ПДД, сами при том уже не помнят о чем они, как правильно звучат.
А как вам пункт 13.9, мне даже несложно привести его:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Из этого делаем вывод, что оппонент ТС нарушил данный пункт, даже если касания и небыло

Года 4 назад, на Фадеева, напротив магазина для лодок и яхт была яма. Я двигался в сторону Тихой, на встречке стояла демио и хотела повернуть к магазину. Стоит и ждет, но в какой то момент он решает, что грузовик на главной не чета его спортивной машине и дернулся проскочить, но попадает колесом в эту яму. И ВСТАЛ, просто поперек дороги, попав колесом в эту яму. А по встречке идут три машины, а условия на ней таковы, что все идут вторым рядом, ближе к осевой, потому что справа стиральная доска. Я тоже инстинктивно дернулся объезжать эту демио, как со встречкой разминулся не знаю.

ТС, сочувствую тебе. А этому маудку набей елабо, и да, это разжигание. Ибо неухй

Я не сказал, что второй участник поступил правильно. Да он тоже нарушил ПДД. Но к ДТП в том виде в каком его увидело ГИБДД привело именно маневрирование автора. Следовательно виноват он сам.
А в все остальное лежит в области предположений которые придется очень долго доказывать в суде :).
Вот я и говорю что — автор создал себе проблемы сам.

Ну конечно. Как думаете, если бы автор тормозил заранее видя маневры человека на машине — это бы случилось? Раздражают, люди которые сначала делают, а потом думают. На дороге надо думать, за себя и за того парня.
Собственно, где в ПДД сказано, о маневрировании при возникновении опасности (в плоть до полной остановки. )? В этом и причина проблем автора. Если бы он сделал как по ПДД — то всем было бы проще, ГИБДД бы быстро нашло виновника.

Черт подери — плохая дорога — ямы — тормозите, зачем на всречку?
Меня лично в автошколе еще давно, научили замечательному приему — психологического тренинга, всякий раз когда вы едете и слева от вас двойная сплошная, представляйте себе кирпичную стену. Вы ведь в стену не поедете правда? Вот и желания пересекать 2 сплошную и лезть на встречку не будет. А вы будете искать другие решения исходя из дорожной обстановки, состояния дороги, выбирать скорость и направление движения. Удачи на дорогах.

Вовсе не планировал ничего разжигать. Просто человек, как правило, сам производит те неприятности которые потом приходится героически преодолевать. Это я вообще про всех. Желаю всем терпения, выдержки — не спишите никогда. На дороге спешить не куда.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП

Доброе утро! Хотел у вас посоветоваться. Начало краткой истории:
Однажды вечером ехал по трассе, впереди едущий автомобиль включив поворотник налево и начал резко тормозить, дабы не пропустить поворот на деревню. Я, следовавший за ним, понял что тормозить я не успею и влечу ему в заднюю часть авто, поэтому дабы избежать столкновения со встречным автомобилем, и автомобилем впереди едущим, я принял решение взять правее к обочине, чтобы его объехать, но впереди едущий автомобиль начал движение направо со включенным левым указателем поворота, прижимая меня к обочине еще больше, в итоге его маневра, я наехал на снежный вал (как указано в справке ГИБДД о ДТП), получив повреждения только своего ТС, столкновения с виновником не было. Вызвали ДПС. ДПС оформило ДТП, признала виновным того человека, выписали ему штраф. Выдали мне справку о ДТП, и копию постановления о правонарушении виновника. Поехал обращаться в свою страховую компанию (Ренессанс Страхование) заполнил все документы, осмотрели машину, зафиксировали повреждения, сказали ожидайте час, если хотите узнать сколько СК насчитала за все повреждения, в итоге, прождал около 2-х часов, вызвали к окошку, и говорят, у Вас отказ в выплате. Я говорю «замечательно»,и что в дальнейшем делать, говорят пишите заявление о возврате оригиналов документов и обращайтесь в страховую виновника ДТП (т.е. Росгосстрах). Написал заявление и отдали мне все документы, поехал в СК виновника, там при подаче документов, у меня потребовали официальный отказ от моей СК (Ренессанс), то, что они отказывают мне в выплате. У меня естественно его не было. Приезжаю обратно в свою СК (Ренессанс) и говорю мне нужна такая-то бумага, они говорят без проблем, по течении 20-ти дней мы её Вам предоставим.

Смотрите так же:  Штраф за проезд жд переезда на красный

Короче говоря, девушка которая принимала документы в моей страховой (Ренессанс) не объяснила мне, что это такой за отказ, не назвала сумму которая насчитала страховая.

Оказывается это какой-то экспресс принятие решение, которое ни на что почти не влияет, и мой страховой случай будет еще рассматриваться 20 дней, и только после этого вынесут решение, выплачивать мне по ПВУ или обращаться в СК виновника (Росгосстрах).

Вопрос заключается в том. Могу ли я надеяться на выплату из своей СК (Ренессанс), или я 100% получу отказ и придется обращаться в СК виновника ? И страховой ли это случай вообще ? Если моя СК мне выплатит, и я буду не согласен с суммой выплат, куда обращаться и какие дальнейшие действия ?

Заранее прошу прощения если, что-то не указал или описал не правильно, так как я далекий от этих дел человек, и первый раз попал в ДТП, где оказался виноват не я =)

3.15. Потерпевший направляет заявление о прямом возмещении убытков страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего при наличии одновременно следующих обстоятельств:

в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в абзаце третьем настоящего пункта Правил;

дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Доброе утро! Хотел у вас посоветоваться. Начало краткой истории:
Однажды вечером ехал по трассе, впереди едущий автомобиль включив поворотник налево и начал резко тормозить, дабы не пропустить поворот на деревню. Я, следовавший за ним, понял что тормозить я не успею и влечу ему в заднюю часть авто, поэтому дабы избежать столкновения со встречным автомобилем, и автомобилем впереди едущим, я принял решение взять правее к обочине, чтобы его объехать, но впереди едущий автомобиль начал движение направо со включенным левым указателем поворота, прижимая меня к обочине еще больше, в итоге его маневра, я наехал на снежный вал (как указано в справке ГИБДД о ДТП), получив повреждения только своего ТС, столкновения с виновником не было. Вызвали ДПС. ДПС оформило ДТП, признала виновным того человека, выписали ему штраф. Выдали мне справку о ДТП, и копию постановления о правонарушении виновника. Поехал обращаться в свою страховую компанию (Ренессанс Страхование) заполнил все документы, осмотрели машину, зафиксировали повреждения, сказали ожидайте час, если хотите узнать сколько СК насчитала за все повреждения, в итоге, прождал около 2-х часов, вызвали к окошку, и говорят, у Вас отказ в выплате. Я говорю «замечательно»,и что в дальнейшем делать, говорят пишите заявление о возврате оригиналов документов и обращайтесь в страховую виновника ДТП (т.е. Росгосстрах). Написал заявление и отдали мне все документы, поехал в СК виновника, там при подаче документов, у меня потребовали официальный отказ от моей СК (Ренессанс), то, что они отказывают мне в выплате. У меня естественно его не было. Приезжаю обратно в свою СК (Ренессанс) и говорю мне нужна такая-то бумага, они говорят без проблем, по течении 20-ти дней мы её Вам предоставим.

Короче говоря, девушка которая принимала документы в моей страховой (Ренессанс) не объяснила мне, что это такой за отказ, не назвала сумму которая насчитала страховая.

Оказывается это какой-то экспресс принятие решение, которое ни на что почти не влияет, и мой страховой случай будет еще рассматриваться 20 дней, и только после этого вынесут решение, выплачивать мне по ПВУ или обращаться в СК виновника (Росгосстрах).

Вопрос заключается в том. Могу ли я надеяться на выплату из своей СК (Ренессанс), или я 100% получу отказ и придется обращаться в СК виновника ? И страховой ли это случай вообще ? Если моя СК мне выплатит, и я буду не согласен с суммой выплат, куда обращаться и какие дальнейшие действия ?

Заранее прошу прощения если, что-то не указал или описал не правильно, так как я далекий от этих дел человек, и первый раз попал в ДТП, где оказался виноват не я =)

Ты то же не видишь в законе обязательное условие в виде столкновения ТС?

Столкновения точно не было.

Признали виновным в нарушении ПДД, выписали штраф, ситуация не сказать, что самая редкая у автора.

Обращайся в компанию причинителя вреда, что бы понять об отсутствии контакта между авто никакой отказ не требуется, все и так указано в справке о ДТП. А у РГС много стандартных отмазок на многие случаи. Другой вариант — судиться со своим страховщиком и сильно не растраивайся, если судье знакомо слово столкновение. А так судя по всему, тут ещё неплохо вину распределить между участниками.

Ты то же не видишь в законе обязательное условие в виде столкновения ТС?

Столкновения точно не было.

Признали виновным в нарушении ПДД, выписали штраф, ситуация не сказать, что самая редкая у автора.

Обращайся в компанию причинителя вреда, что бы понять об отсутствии контакта между авто никакой отказ не требуется, все и так указано в справке о ДТП. А у РГС много стандартных отмазок на многие случаи. Другой вариант — судиться со своим страховщиком и сильно не растраивайся, если судье знакомо слово столкновение. А так судя по всему, тут ещё неплохо вину распределить между участниками.

Суд находит несостоятельным ссылку представителей истца на положения ч.3 ст.1079 ГК РФ, в которой указано на солидарную ответственность водителей при взаимодействии источников повышенной опасности, в которой дается понятие такого взаимодействия, а именно: столкновение и т.п. (как указано в статье), а также на Определение Верховного Суда РФ от 4 марта 2014 года № 16-КГ13-26, поскольку Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на дату наступлении страхового случая), прямо указывает на взаимодействие транспортных в виде столкновения транспортных средств, то есть непосредственного контакта автомобилей.

При этом истец не лишен возможности обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения в страховую компанию, застраховавшую ответственность водителя Барчукова Ю.А.

Доброе утро! Хотел у вас посоветоваться. Начало краткой истории:
Однажды вечером ехал по трассе, впереди едущий автомобиль включив поворотник налево и начал резко тормозить, дабы не пропустить поворот на деревню. Я, следовавший за ним, понял что тормозить я не успею и влечу ему в заднюю часть авто, поэтому дабы избежать столкновения со встречным автомобилем, и автомобилем впереди едущим, я принял решение взять правее к обочине, чтобы его объехать, но впереди едущий автомобиль начал движение направо со включенным левым указателем поворота, прижимая меня к обочине еще больше, в итоге его маневра, я наехал на снежный вал (как указано в справке ГИБДД о ДТП), получив повреждения только своего ТС, столкновения с виновником не было. Вызвали ДПС. ДПС оформило ДТП, признала виновным того человека, выписали ему штраф. Выдали мне справку о ДТП, и копию постановления о правонарушении виновника. Поехал обращаться в свою страховую компанию (Ренессанс Страхование) заполнил все документы, осмотрели машину, зафиксировали повреждения, сказали ожидайте час, если хотите узнать сколько СК насчитала за все повреждения, в итоге, прождал около 2-х часов, вызвали к окошку, и говорят, у Вас отказ в выплате. Я говорю «замечательно»,и что в дальнейшем делать, говорят пишите заявление о возврате оригиналов документов и обращайтесь в страховую виновника ДТП (т.е. Росгосстрах). Написал заявление и отдали мне все документы, поехал в СК виновника, там при подаче документов, у меня потребовали официальный отказ от моей СК (Ренессанс), то, что они отказывают мне в выплате. У меня естественно его не было. Приезжаю обратно в свою СК (Ренессанс) и говорю мне нужна такая-то бумага, они говорят без проблем, по течении 20-ти дней мы её Вам предоставим.

Короче говоря, девушка которая принимала документы в моей страховой (Ренессанс) не объяснила мне, что это такой за отказ, не назвала сумму которая насчитала страховая.

Оказывается это какой-то экспресс принятие решение, которое ни на что почти не влияет, и мой страховой случай будет еще рассматриваться 20 дней, и только после этого вынесут решение, выплачивать мне по ПВУ или обращаться в СК виновника (Росгосстрах).

Вопрос заключается в том. Могу ли я надеяться на выплату из своей СК (Ренессанс), или я 100% получу отказ и придется обращаться в СК виновника ? И страховой ли это случай вообще ? Если моя СК мне выплатит, и я буду не согласен с суммой выплат, куда обращаться и какие дальнейшие действия ?

Заранее прошу прощения если, что-то не указал или описал не правильно, так как я далекий от этих дел человек, и первый раз попал в ДТП, где оказался виноват не я =)

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактное ДТП: что это

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу. Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху, то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД, указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП появляется вина и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего, ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Смотрите так же:  Пособие до полутора лет в россии

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию, при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию, когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление Европротокола не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь регистраторов) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание поиску очевидцев, позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если виновник уехал.

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения автотехнической экспертизы, которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по ОСАГО. Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве наказания за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р., та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ущерб, причинённый в таких авариях, однозначно является страховым случаем. Верховный Суд РФ в бюллетене №2 2015 года утвердил, что страховым случаем является причинение вреда независимо от того было или нет прямое взаимодействие автомобилей между собой, правоотношения сторон от типа взаимодействия не изменяются.

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и иск в суд. Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

На этом на сегодня всё. Не забывайте про подписку на рассылку статей и возможность делиться прочитанным в социальных сетях. До новых встреч на страницах блога! И будьте аккуратны на дороге.

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.