Должно ли учебное пособие иметь знак информационной продукции

Рекомендации Роскомнадзора по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Данные рекомендации по применению средствами массовой настоящего Федерального закона подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роскомнадзоре с участием представителей основных телеканалов, радиоканалов, периодических печатных изданий, сетевых изданий, операторов кабельных сетей и спутникового вещания.

1. При осуществлении телевизионного вещания

Знак информационной продукции указывается для каждой программы, передачи, публикуемой в программах телепередач;

в транслируемых программах и передачах, классифицированных как

информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);

в отдельных музыкальных видеоклипах, транслируемых вне рамок маркируемых тематических блоков или не соответствующих маркировке этих блоков в сторону более высоких возрастных ограничений.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» при каждом выходе в эфир телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, а также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра и представляет собой:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — цифру «6» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — цифру «12» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — цифру «16» со знаком «плюс»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — цифру «18» со знаком «плюс».

Размер знака информационной продукции должен быть не менее размера логотипа телеканала.

Знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.

При демонстрации знака информационной продукции при телевещании такой знак не может накладываться на логотип телеканала, телепрограммы, телепередачи или иные знаки, маркировки, размещённые на информационной продукции, распространяемой посредством телевещания, а также накладываться на субтитры, надписи разъясняющего характера.

Знак информационной продукции, обозначающий её категорию, в публикуемых программах телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции, размещённому вещателем при телевещании.

Без знака информационной продукции могут транслироваться

Телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 7 часов до 21 часа по местному времени информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная знаком информационной продукции 16+ может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством телевещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию

побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение

Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная знаком информационной продукции 18+, не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством телевещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы телепрограмм, телепередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

2. При осуществлении радиовещания

Знак информационной продукции указывается

в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.

Сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, осуществляется вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с иными выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы, также с иными выходными данными.

Основанием для сопровождения радиопередачи сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществлённой вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.

Сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение:

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — «для детей старше двенадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — «для детей старше шестнадцати лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — «запрещено для детей».

При сопровождении сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, такое сообщение не может накладываться на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения.

Без знака информационной продукции могут транслироваться

радиопрограммы, радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;

информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени Информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением описания действий сексуального характера

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.

Не подлежит распространению посредством радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию

побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение.

Исключение составляют радиопрограммы, доступ к которым осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.

Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания «запрещено для детей», не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.

При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Анонсы радиопрограмм, радиопередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.

3. При производстве и распространении периодических печатных изданий

Знак информационной продукции указывается

на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.

Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

4. При производстве и распространении сетевых изданий

Знак информационной продукции указывается

на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске.

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

Смотрите так же:  Как оформить загранпаспорт в севастополе

применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.

Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.

Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

К зарегистрированным до 10 ноября 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2011 № 142-ФЗ) электронным периодическим изданиям, распространяемым в информационно-коммуникационной сети Интернет, применяются те же правила, что и к сетевым изданиям.

5. При производстве электронных периодических изданий, распространяемых на электронных носителях

Знак информационной продукции указывается

На обложке/футляре носителя и на самом носителе.

В остальном применяются те же правила, что и при производстве и распространении периодических печатных изданий.

При производстве и распространении продукции информационных агентств

Классификация информационной продукции информационного агентства распространяемой по подписке должна до начала ее оборота на территории Российской Федерации осуществляется ее производителем и (или) распространителем самостоятельно.

При распространении продукции информационного агентства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет применяются правила установленные для сетевых изданий.

Обзор документа

Даны рекомендации по возрастной маркировке информационной продукции при телерадиовещании, в печатных и сетевых изданиях.

В частности, знак 6+, 12+, 16+ или 18+ указывается в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи). При телетрансляции его помещают в углу кадра в начале каждой новой телепрограммы (телепередачи) и при каждом ее возобновлении после перерыва на рекламу. Размер знака — не менее логотипа телеканала. Продолжительность его демонстрации — минимум 8 сек. При этом он не должен накладываться на логотип, субтитры и иные надписи.

При радиовещании перед каждым выходом в эфир программы делается соответствующее звуковое предупреждение. При непрерывном вещании оно производится не реже 4 раз в сутки.

Разрешено транслировать без знака программы и передачи, идущие в прямом эфире. Также не маркируется продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Запрещенные для детей программы (например, способные вызвать желание употребить наркотики, алкоголь, табак; отрицающие семейные ценности; оправдывающие противоправное поведение) можно показывать только после 23.00 до 4.00 либо днем с применением декодирующих устройств.

С 7.00 до 21.00 нельзя показывать передачи, содержащие бранные слова (не относящиеся к нецензурным) или изображающие половые отношения между мужчиной и женщиной (кроме действий сексуального характера). Исключение — платные каналы.

Требования по маркировке распространяются и на анонсы.

В печатных и сетевых изданиях знак о возрастном ограничении помещают на 1-й полосе (главной странице). При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории напечатанного в данном выпуске материала. Приведены требования к размеру знака. Разрешено не маркировать печатные издания общественно-политического или производственно-практического характера, новостные ленты, оставляемые на сайте комментарии и сообщения читателей.

При распространении периодических изданий на электронных носителях знак ставят на обложке (футляре) и самом носителе.

На продукцию информагентств, размещаемую в Интернете в открытом доступе, распространяются правила маркировки сетевых изданий. Та, что рассылается по подписке, классифицируется производителем и (или) распространителем самостоятельно.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О защите детей от информации

С 1 сентября 2012 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе», внесённые Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Основываясь на системном толковании действующих нормативных правовых актов, можно дать следующую содержательную характеристику основных видов информации, запрещенной для распространения среди детей:

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, включает в себя информацию, побуждающую детей к совершению таких действий, как самоубийство, членовредительство, искусственное прерывание беременности, манипуляции с взрывчатыми, ядовитыми, сильнодействующими, радиоактивными веществами, оружием или боеприпасами, либо провоцирующую детей на потребление препаратов, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья;

2) информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, представляет собой информацию, которая способна воздействовать на подсознание детей, в том числе посредством формирования у них искаженных социальных ориентаций и установок, провоцирования на употребление указанных средств, веществ, изделий и продукции, а также участие в указанных видах деятельности;

3) информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, — это информация, которая направлена на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов агрессивного, насильственного поведения либо имеет своей целью побудить или побуждает детей к актам противоправного насилия и (или) жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания, восхваления или представления как нормы поведения либо в качестве приемлемого и (или) предпочтительного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем. От данной информации следует отличать информацию, представляемую в виде изображения или простого описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, которая подлежит распространению с учетом установленных возрастных ограничений;

4) информация, оправдывающая противоправное поведение, включает в себя информацию, способную побудить детей к совершению противоправных, в том числе уголовно наказуемых деяний, а также информацию, позитивно представляющую либо пропагандирующую совершение преступлений и преступников, криминальные ценности и нормы, обычаи, традиции, атрибутику или символику преступной среды, включая криминальный жаргон;

5) информация, содержащая нецензурную брань, представляет собой информацию, содержащую нецензурные слова, речевые обороты и выражения, а равно слова, речевые обороты и выражения, сходные до степени смешения с нецензурными;

6) информация порнографического характера представляет собой описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животного, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей, при условии, что такое описание или изображение не имеет научного, медицинского или учебного предназначения;

7) информацией, отрицающей семейные ценности, следует считать информацию, направленную на формирование отрицательных установок и ориентаций в отношении таких ценностей, принижающую значимость социальных институтов семьи, брака, материнства и отцовства, способствующую формированию у детей искаженных ориентаций и установок в брачно-семейной сфере.

Следует иметь в виду, что один из видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой среди детей запрещено, имеет особый режим: информация, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), может быть распространена в исключительных случаях, в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия).

Указанная информация включает фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Для признания законным распространения соответствующей информации в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях требуется соблюдение следующих условий:

— наличие согласия на распространение информации несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), а также его законного представителя;

— наличие согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия).

Согласие законного представителя не требуется, если таковой является подозреваемым или обвиняемым по делу о совершении противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, в свою очередь, согласие несовершеннолетнего не испрашивается, если получить его не представляется возможным в силу объективных обстоятельств (например, в связи с тем, что такой несовершеннолетний является без вести пропавшим, в случае смерти и т.д.).

Дополнительное условие для обеспечения законности распространения соответствующей информации установлено в отношении несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Распространение информации о таких несовершеннолетних в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях допускается исключительно в целях:

— установления лиц, причастных к совершению преступления;

— розыска пропавших несовершеннолетних.

За нарушение указанных требований ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» установлена административная ответственность в виде штрафа: для граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» наступает за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, при условии, что такое деяние повлекло за собой причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, психическое расстройство или иные тяжкие последствия. Наказывается данное деяние штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничивается, относится:

1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия:

— под изображением или описанием жестокости понимается изображение или описание пыток, истязаний, мучений, глумления над жертвой, применения изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных деяний, причиняющих особые физические или психические страдания человеку или животному, а равно изображение или описание надругательства над телами умерших или местами их захоронения;

— под изображением или описанием насилия понимается изображение или описание физического, сексуального или психического насилия над человеком, в том числе лишения его жизни, причинения вреда его здоровью, изнасилования или иных насильственных действий сексуального характера, либо тяжких оскорблений и издевательства над человеком, а равно изображение или описание трупов убитых людей или следов кровопролития;

— под изображением или описанием преступления или иного антиобщественного действия понимается изображение или описание уголовно наказуемого деяния, а также систематического употребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, занятия бродяжничеством или попрошайничеством;

Смотрите так же:  Адвокатское право учебно-практическое пособие

2) информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, то есть информация устрашающего характера, — это информация, способная вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающая им ужас, включая устрашающее описание или изображение потусторонних сил, вымышленных существ, а равно натуралистическое изображение или описание тяжелых заболеваний, травм, увечий, актов вскрытия, самоубийства, членовредительства, несчастных случаев, аварий, катастроф и их последствий, на что особо указывает комментируемая статья.

3) информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, — такая информация не должна носить порнографического характера, сюда может относиться информация, имеющая научное, медицинское или учебное предназначение, иначе ее распространение среди детей будет запрещено;

4) информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани, — информация, содержащая ненормативную лексику, не признаваемую в качестве нецензурной брани (неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения).

Классификация информационной продукции осуществляется до начала ее оборота на территории Российской Федерации ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих следующим требованиям:

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций.

Много шума из ничего, или Еще раз «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  • информировать посетителя магазина о действии этого закона в отношении предлагаемой ими книжной продукции;
  • учитывать регламентирующие требования в выкладке книг;
  • принимать меры разъяснительного характера, если у клиентов возникнут вопросы.

Комментарии пользователей

Добрый день! 16 октября 2013 года в наш магазин
пришли представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской
области (управление Роспотребнадзора по Вологодской области), осмотром
установлено, что в магазине находились книги, на которых отсутствовала
возрастная маркировка,в частности: изд-во «Эксмо»
Перумов Тысяча лет Хофта 9785699662395 подписано в печать
07,08,13
Казанцев Ненасытные 9785699645015 подп. в печать 19,04,13
Казанцев И никого не стало 9785699599783 подп. в печать 22,11,12
Сафин Э Рыжие псы войны 9785699605453 подп. в печать 14,02,13
Самаров Победить или умереть 9сер. Спецназ ГРУ) 9785699660483
подп. в
печать 11,07,13
Алейникова Ю. Принцесса Азии 9785699591039 подп. в печать
02,08,13
Гончар А. Рейд в ад 9785699662869 подп. в печать 06,08,13
Колычев Тот кто вышел 9785699669264 подп. в печать 08,08,13
Романова Свидание на небесах 9785699673223 подп. в печать
08,08,13
Калинина Д. Нимфа с большими понтами 9785699659760 подп. в
печать05,07,13
Абдулаев Самое надежное 9785699666300 подп. в печать 02,08,13
Зверев Пуля из дамасской стали 9785699660094 подп. в печать
30,07,13
Величко В. Что сказал убитый 9785699665747 подп. в печать
07,08,13
Казанцева К Супер коп 9785699664696 подп. в печать 08,08,13
Сухов Царское дело 9785699665051 подп. в печать 02,08,13
Рус Д. Играть чтобы жить кн.2 9785699667529 подп. в печать
02,08,13

Гордая американка Бенцони 9785699603626 подп. в
печать 01,11,2012 ЭКСМО
Донцова Добрый доктор Айбандит 9785699638413 подп. в печать
06,03,13
ЭКСМО
Шафак Э. Сорок правил любви 9785389052468 подп в печать
05,06,13 Изд-во
Азбука СПб
Парк 39 ключей штормовое предупреждение 9785170776603 подп. в
печать
20,01,13 АСТ
Большая книга ужасов 45 9785699598175 подп. в печать 04,10,12
ЭКСМО

Джейкобсон Время зверинца подп. в печать 07,05,13 изд-во Иностанка

Составляя протокол осмотра, включили не все вышеперечисленные книги, а
только часть.
Сегодня состоялась встеча с зам. прокурора г. Вологда, где нам
разъяснили, что пришел запрос Генеральной Прокуратуры о проверке
исполнения ФЗ ╧436 РФ,. Дело на данный момент передано в суд, мы признали свою
вину, т.к согласно данному закону,распространители также несут
ответственность за отсутствие возрастной маркировки. До суда нам
предложили устранить данное нарушение, т.е вернуть книги в изд-ва.
Большинство издательств,насколько я понимаю,данный закон
проигнорировали и продолжают печать книг без данной маркировки.
Возврат книг сильно подорвет репутацию магазина и его финансовое (и
так не легкое) положение, ведь на полках остануться только старые
книги и те не многие,на которых маркировка присутствует. Мы бы хотели
обратиться к издательствам,с тем чтобы они не «подставляли»книжные
магазины, нерасполагающие средствами на оплату услуг эксперта, который
на законных основаниях смог бы определить возрастую маркировку (знак
информационной продукции). То взыскание, которое может быть
наложено на книжные магазины (штраф от 20 тыс.руб. и закрытие магазина
сроком до 90 дней), может оказаться для них смертельным.

С уважением, директор ООО»Библиомаркет»
Антонова Ольга Владимировна

О характеристике Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

(«Административное и муниципальное право», 2012, N 2)

О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,

ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»

Шельменков Валентин Николаевич, аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

В статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации информационных технологий, рассматривается специфика отношений, связанных с защитой детей от информации, угрожающей их здоровью и развитию.

Ключевые слова: право, информация, информатизация, технология, защита, деятельность, государство, дети, защита, вред, здоровье, ребенок, развитие.

Describing the Federal law «Defense of children from information harmful for their health and development»

The article is devoted to the legal and organizational issues of implementation of information technologies. This time the author describes certain peculiarities of relations involving protection of children from information harmful for their health and development.

Key words: law, information, informatization, technology, defense, activity, state institution, children, protection, harm, health, child, development.

Во всем мире придается большое значение защите малолетних детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития, которое может быть нарушено или даже существенно повреждено неподходящим аудиовизуальным контентом. В целях обеспечения необходимой защиты родители и лица, на которых возложена забота о детях, должны иметь возможность получить информацию о том, может ли нанести вред доступная детям информационная продукция. Для этого во многих странах мира осуществляется классификация аудиовизуального контента согласно различным факторам, касающимся защиты детей. В процессе классификации информационному продукту присваивается возрастная категория, которая может иметь изобразительную форму в виде символа, или цифрового знака возрастного ограничения, или иного классификационного признака. Возрастная категория может иметь различный характер и использоваться как для запрета предоставления соответствующей информационной продукции детям до достижения ими определенного возраста, так и в качестве рекомендации.

В большинстве стран мира (Великобритания, Германия, Франция, иные государства Евросоюза, США, Австралия, Малайзия, Южная Африка) защита детей от противозаконной и вредной информации осуществляется уже более 20 лет. Жесткие правила, направленные на обеспечение защиты нравственности населения, включая детей, установлены в странах исламского мира, а также в Китае, Японии. Порядок и способы обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию, могут определяться как законодательными актами, так и актами органов местного самоуправления.

В силу указанных выше причин как на государство, так и в первую очередь на общество должна быть возложена обязанность по выстраиванию четкой системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Конституцией России установлены обязанности государства защищать детей и родителей — заботиться о детях и воспитывать их (ч. ч. 1, 2 ст. 38). Конституцией также предусмотрена возможность ограничивать права и свободы человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 55).

Вместе с тем другой составляющей данной проблемы является наличие конституционных положений о неприемлемости необоснованного ограничения свободы творчества, выражения мнения и информации, а также об абсолютном и безусловном запрете цензуры в Российской Федерации (ст. ст. 29, 44 Конституции РФ).

29 декабря 2010 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступает в силу 1 сентября 2012 г.; внесены изменения в другие, уже действующие — «смежные» — Законы: «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О рекламе» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Закон направлен на реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере, закрепленных в Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине информационной безопасности РФ, ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других федеральных законах. Отметим, что нормы международного права допускают ограничение законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц (Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Всеобщая декларация прав человека, п. 2 ст. 29; Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека).

В частности, Европейская конвенция о трансграничном телевидении в ст. 7 «Обязанности телевещателя» предусматривает:

«1. Все элементы программ, их представление и содержание должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.

В частности, они не должны:

а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию;

б) чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.

2. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть».

Тех же принципов в целом придерживается и российское законодательство. Однако упомянутые выше международно-правовые нормы пока еще не в полной мере инкорпорированы в нем.

Данный пробел в определенной части восполнен принятым 29 декабря 2010 г. Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому Закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» по-своему трансформировал идеи, известные трем актам ведомственного характера, ни один из которых до сих пор не был официально опубликован и отменен, вот они:

— Временное руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по кинематографии от 20 октября 1999 г. N 7-1-19/74;

— Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное Приказом Министерства культуры РФ от 5 марта 2001 г. N 192;

— Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. N 112.

Все три приняты со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино — и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» и более обстоятельно, чем Закон, объясняют распространителям и зрительской аудитории, что такое порнография. Определение информации порнографического характера, сформулированное в п. 8 ст. 2 Закона, напротив, оказалось предельно кратким и даже вроде как совсем простым: «информация, представляемая в виде натуралистического изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного». Натуралистичность изображения или описания, как поясняется в п. 11 той же статьи, заключается в фиксировании внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

Смотрите так же:  Определение преступления которое дает уголовный кодекс рф

Распространение информации порнографического характера среди лиц, не достигших 18 лет, запрещено, так было и до принятия Закона, так будет и после его вступления в силу. Закон вообще запрещает распространение среди детей информационной продукции, содержащей изображение или описание действий сексуального характера, что прямо следует из п. 5 ст. 10, где классифицирована информационная продукция для лиц старше 16 лет. Детям этой категории дозволяется воспринимать только такие изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, которые не эксплуатируют интереса к сексу и не носят оскорбительного характера.

В соответствии с Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Общие требования к обороту информационной продукции указаны в ст. 11 указанного Закона. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Так, установлено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, по общему правилу не допускается. Случаи, когда это допустимо, прямо предусмотрены ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Так, оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:

— учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования;

— телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

— информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

— информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

— периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий. В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле — и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

Согласно действующей до вступления в силу указанного Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ редакции ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6): 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио — и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет (Приказ Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112 (ред. от 01.07.2005) «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, Положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений»).

Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (распоряжения Правительства РФ от 19 июля 2006 г. N 1032-р и от 18 октября 2007 г. N 1447-р, письмо Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2006 г. N АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).

Федеральный закон не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и «создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти». Однако доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Согласно Закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что ценность Закона в том, что теперь возможно регулировать рынок и привлекать к ответственности производителей, которые нерадиво относятся к защите детей от информации, «которая им не по возрасту». Применение Закона в части признания информационной продукции порнографией, или, если выражаться точнее, информацией порнографического характера, в отрыве от имеющихся нормативных и методических наработок вряд ли удастся. Важно, чтобы экспертные мнения по данному предмету имели приоритет перед мнениями личными, даже если оценку информационным материалам дает сам судья.

1. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994.

2. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004.

4. Блунчли И. К. Общее государственное право. М., 1865.

5. Безденежных В. М. Правовые формы административной деятельности советской милиции. М., 1969.

6. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3.

7. Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.

8. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. СПб., 2001.

1. Alekhin A. P., Kozlov Yu. M. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 1994.

2. Alekseev S. S. Pravo: azbuka — teoriya — filosofiya: opyt kompleksnogo issledovaniya. M., 1999.

3. Arzamasov Yu. G. Vedomstvennyy normotvorcheskiy protsess v Rossiyskoy Federatsii: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2004.

4. Blunchli I. K. Obshchee gosudarstvennoe pravo. M., 1865.

5. Bezdenezhnykh V. M. Pravovye formy administrativnoy deyatel’nosti sovetskoy militsii. M., 1969.

6. Bel’skiy K. S. O funktsiyakh ispolnitel’noy vlasti // Gosudarstvo i pravo. 1997. N 3.

7. Bakhrakh D. N., Khazanov S. D. Formy i metody deyatel’nosti gosudarstvennoy administratsii. Ekaterinburg, 1999.

8. Bachilo I. L., Lopatin V. N., Fedotov M. A. Informatsionnoe pravo. SPb., 2001.