Договор сетевого электроснабжения

Условия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии

Общие принципы и порядок оказания сетевыми копаниями услуг по передаче электрической энергии определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее — договор).

Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, за исключением случаев, когда потребителем услуг выступают:

  • а) лица, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к электрической сети;
  • б) лица, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии и не имеющие во владении, в пользовании и распоряжении объекты электроэнергетики, присоединенные к электрической сети;
  • в) энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики), заключающие договор в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

В рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг — оплатить их.

Договор содержит следующие существенные условия:

  • а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения;
  • б) величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. При этом в случае опосредованного присоединения величина заявленной мощности в точке присоединения каждого из энергопринимающих устройств потребителей услуг определяется в соответствии с величиной потребления электрической энергии соответствующим потребителем в часы пиковых нагрузок энергосистемы, ежегодно определяемых системным оператором;
  • в) ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору;
  • г) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем. До исполнения обязательств по оборудованию точек присоединения приборами учета стороны применяют согласованный ими расчетный способ учета электрической энергии (мощности), применяемый при определении объемов переданной электроэнергии (мощности).

При исполнении договора потребитель услуг обязан:

  • а) соблюдать предусмотренный договором режим потребления (производства) электрической энергии (мощности). В случае систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения потребителем величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обязательств по договору используется величина фактически потребленной мощности в текущем периоде регулирования, а для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 750 кВА, — величина максимальной мощности;
  • б) оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором;
  • в) поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электрической энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств;
  • г) осуществлять эксплуатацию принадлежащих ему энергопринимающих устройств в соответствии с правилами технической эксплуатации, техники безопасности и оперативно-диспетчерского управления;
  • д) соблюдать заданные в установленном порядке сетевой организацией, системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления) требования к установке устройств релейной защиты и автоматики, а также поддерживать схему электроснабжения с выделением ответственных нагрузок на резервируемые внешние питающие линии, обеспечивающие отпуск электрической энергии для покрытия технологической и аварийной брони;
  • е) поддерживать на границе балансовой принадлежности значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой его энергопринимающих устройств, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе соблюдать установленные договором значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определяемые для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств);
  • ж) выполнять требования сетевой организации об ограничении режима потребления в соответствии с утвержденными графиками ограничения (временного отключения) потребления при возникновении (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в качестве основания для введения полного или частичного ограничения режима потребления;
  • з) представлять в сетевую организацию технологическую информацию (главные электрические схемы, характеристики оборудования, схемы устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, оперативные данные о технологических режимах работы оборудования);
  • и) информировать сетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них;
  • к) информировать сетевую организацию об объеме участия в автоматическом либо оперативном противоаварийном управлении мощностью, в нормированном первичном регулировании частоты и во вторичном регулировании мощности (для электростанций), а также о перечне и мощности токоприемников потребителя услуг, которые могут быть отключены устройствами противоаварийной автоматики;
  • л) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей сетевой организации в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии в порядке и случаях, установленных договором.

При исполнении договора сетевая организация обязана:

  • а) обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
  • б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
  • в) определять в порядке, определяемом Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей услуг. При этом указанные характеристики для потребителей, присоединенных к электрическим сетям напряжением 35 кВ и ниже, устанавливаются сетевой организацией, а для потребителей, присоединенных к электрическим сетям напряжением выше 35 кВ, — сетевой организацией совместно с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления;
  • г) в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
  • д) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

В каких случаях допускается заключение договора энергоснабжения без представления потребителем акта технологического присоединения к сетевой организации (аренда энергоустановок?)

Прежде всего отметим, что гражданско-правовой договор, каковым признается и договор энергоснабжения (п. 1 ст. 539 ГК РФ), считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложения заключить договор), ее акцепта (ответа лица, которому адресована оферта, о ее принятии) (ст.ст. 433, 435, 438 ГК РФ). При этом стороны должны согласовать все существенные условия договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком, является публичным (п.п. 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения)). Это означает, что гарантирующий поставщик обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится (ст. 426 ГК РФ), разумеется, при выполнении условий заключения договора, предусмотренных законодательством. В частности, гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем или с покупателем, действующим в интересах такого потребителя (далее также совместно именуются «потребитель»), при одновременном наличии двух условий:
1) точки поставки потребителя (обычно определяются границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйств сетевой организации) находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика;
2) энергопринимающие устройства потребителя в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства (оборудованию, предназначенному для передачи электроэнергии — линиям электропередачи, трансформаторным подстанциям и т.д.) или в отношении таких устройств заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон N 35-ФЗ), п.п. 2, 32 Основных положений).
О необходимости присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации как об условии заключения договора энергоснабжения говорит и п. 2 ст. 539 ГК РФ.
Соответственно, для заключения договора энергоснабжения потребитель направляет гарантирующему поставщику в составе прочих документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора, также и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (п. 34 Основных положений).
В рамках отношений с гарантирующим поставщиком документом, подтверждающим технологическое присоединение, является акт об осуществлении технологического присоединения (п. 36 Основных положений, п. 19 и 19.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила технологического присоединения)). Этот документ гарантирующему поставщику представляет сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты его подписания. Единственными случаями, в которых потребитель не обязан представлять документы о технологическом присоединении, являются заключение им договора энергоснабжения с той же самой энергоснабжающей организацией в течение трех лет после окончания срока действия предыдущего договора, для заключения которого акт присоединения представлялся, а также отказ или уклонение сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, от составления и представления заявителю таких документов (п.п. 34, 37 Основных положений). В последнем случае заявитель представляет для заключения договора те документы, которые у него имеются, а также документы, которые подтверждают факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения документов о технологическом присоединении.
Отметим, что по смыслу п. 34 Основных положений право, на основании которого присоединяемые к сетям энергопринимающие устройства принадлежат потребителю, не влияет на необходимость предоставления гарантирующему поставщику акта об осуществлении технологического присоединения, если потребитель намерен получать электроэнергию непосредственно от гарантирующего поставщика и заключает договор энергоснабжения именно с ним.
В заключение подчеркнем, что непредставление потребителем акта об осуществлении технологического присоединения может являться основанием для отказа гарантирующего поставщика в заключении договора энергоснабжения (п. 32 Основных положений). При этом такой отказ признается судами законным (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 N 14АП-11352/17).

Смотрите так же:  Если есть уже виза нужна ли страховка

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как заключить договор на поставку электроэнергии — порядок действий

Что такое договор об электроснабжении

Договор на электроснабжение — это официальное соглашение с энергосбытом, по которому электроснабжающая компания или же организация обязуется предоставлять потребителю электроэнергию с чётко прописанными стандартными показателями, а абонент, в свою очередь, обязан оплачивать её стоимость без задержки. Также потребитель должен обеспечить безопасную эксплуатацию сетей по нормам ПУЭ (правила устройства электроустановок) и использовать исправные электроприборы. Подсчёт израсходованной энергии за определённый период времени контролируется специальными приборами — счётчиками, которые должны быть проверены и опломбированы. Снятие пломб и незаконное подключение к электросетям мимо прибора учёта поставщика электроэнергии запрещено и карается законом.

Таким образом, данный документ относится к публичным и в нём существует две стороны:

  • Одна предоставляет услуги по продаже энергии надлежащего качества.
  • Другая оплачивает их и соблюдает режимы электроснабжения.

Договор имеет свободную структуру и содержание, поэтому стороны могут заключать документ, не соблюдая определённый образец, хотя и существует законная и правовая форма его.

Порядок заключения договора с физическим лицом

В соответствии с положением №442 от 04.05.2012 как прописано в п. 72 «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии» для физических лиц договор на поставку электроэнергии может заключаться не только на бумаге. Для этого достаточно чтобы потребитель надлежащим образом по согласованию с энергосбытом был подключен к электроснабжению. Однако при этом если вовремя эксплуатации возникнут какие-либо разногласия между сторонами, то спорная ситуация может быть решена, только если представиться абонентом документально оформленный и подписанный обеими сторонами документ об плате за израсходованную электроэнергию. В этом случае срок действия соглашения будет начат с первого оплаченного периода.

Если физическое лицо желает всё-таки заключить письменный договор на поставку услуг по электроснабжению, то ему нужно отправить заявление в адрес гарантирующего поставщика. В заявлении должны быть приложены следующие документы:

  1. Копия паспорта собственника жилья.
  2. Документы, подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства, которыми может быть как квартира, так и любой другой объект.
  3. Домовая книга, для подтверждения количества жильцов, зарегистрированных в доме. Если домовой книги нет, достаточно приложить копии паспортов тех, кто зарегистрирован по этому адресу.
  4. Техпаспорт на дом.
  5. Документ, подтверждающий разрешение, составленное в сетевой компании, о технически правильном и безопасном подсоединении к электросетям.
  6. Акт о проверке прибора учёта, если абонент желает поставить свой.

Точную информацию вы можете получить, позвонив непосредственно в вашу энергоснабжающую организацию. К примеру, может понадобиться абонентская книжка по расчетам за электроэнергию от предыдущего собственника.

При этом акт об технически правильном присоединении и разграничении мощностей оформляется с сетевой организацией и подписывается ею после выполнения всех мероприятий, направленных на отсутствие нарушений, таких как короткое замыкание, неправильная фразировка и так далее. Даже в случае, если сетевая организация препятствует или же затягивает сроки выдачи данного акта, то будущий потребитель может обратиться напрямую к гарантирующему поставщику, зарегистрированному в данном регионе, и он не имеет права отказать в заключении договора. После чего поставщик обязан сам запросить недостающие документы или же проверку технически правильного подключения в сетевой организации.

Также важно знать, какие сроки заключения договора электроснабжения. Документ должен быть предоставлен после подачи заявления в течение 30 дней, если каких-либо документов даже не хватает то гражданин (физ. лицо) вправе без документального оформления, в соответствии с положением п.74 подключить потребителя к электроснабжению. При этом соблюдение всех необходимых условий для заключения соглашения поставщик должен проверить самостоятельно.

В итоге заключение самого письменного документа в большей степени необходимо самому поставщику электроэнергии, а для хозяина частного дома, или человека, проживающего в квартире, в новостройке будет достаточно квитанции об плате за израсходованную электроэнергию в полном объёме. Это касается даже спорных ситуаций, разбирающихся в судебном порядке.

Порядок заключения договора с юридическим лицом

Что же касается заключения соглашения с юридическим лицом, то здесь может быть подписано и зарегистрировано не только соглашение на электроснабжение, но и договор купли-продажи (поставки) электрических мощностей с последующей снабжением электроэнергией субабонентов. При этом с компанией поставщиком все равно заключается публичное соглашение в виде единого документа, в котором указаны все преобразующие и распределительные устройства. Они также должны вовремя ремонтироваться и эксплуатироваться, в соответствии тех же правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Расторжение договора с юридическим лицом возможно в одностороннем порядке только при наличии существенных нарушений одной из сторон.

Условия подключения потребителя

В соответствии с ГК РФ (ст. 539, п. 2) договор энергоснабжения с потребителем электрической энергии может быть заключен при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребляемой электроэнергии. В таких условиях заинтересованы обе стороны – участники договора на электроснабжение. Это условие учитывается, если осуществляется, например, оформление подключения и соглашения по поставку электроэнергии в новом доме, в СНТ, и даже нежилом помещении (гараже).

Чем может быть вызвана необходимость перезаключения договора

Ежегодно энергосбыт предусматривает ежегодную компанию по перезаключению договоров, которая планируется заранее. Потребитель же может отказаться от этого и автоматически продлить действующие соглашение путём оплаты электроэнергии по установленному тарифу. Также при смене собственника и при отсутствии задолженности по оплате может осуществляться перезаключение соглашения.

Смотрите так же:  Осаго форум 2019

Как видите, у каждого потребителя есть свои права и обязанности, которые рекомендуется соблюдать, чтобы не появились проблемы, но при своевременной оплате любой гражданин без труда может доказать свою невиновность в суде.

Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме статьи:

Теперь вы знаете, какой порядок заключения договора электроснабжения для юридических и физических лиц. Надеемся, предоставленная информация помогла вам разобраться в этом не простом вопросе!

Договор энергоснабжения или Договор купли-продажи электроэнергии

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) осуществляет продажу электроэнергии, а также урегулирует отношения, связанные с передаче электрической энергии.

По договору купли-продажи электроэнергии гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) осуществляет только продажу электроэнергии. Отношения по передаче электроэнергии потребитель урегулирует самостоятельно.

Для потребителя, конечно, удобнее заключить один договор энергоснабжения, в рамках которого он будет оплачивать все товары и услуги, связанные с поставкой электроэнергии (электроэнергию, покупную мощность, услуги по передаче, услуги инфраструктуры, услуги по сбыту электроэнергии). Соответственно за месяц получает один комплект отчетных документов, оплачивает авансовые и окончательные платежи одному контрагенту. Если потребитель заключает с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договор купли-продажи электроэнергии, он должен самостоятельно также заключить с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Конечная стоимость электроэнергии при этом не изменится, просто вместо одного контрагента у потребителя появляются два. Электроэнергию, покупную мощность, услуги инфраструктуры, услуги по сбыту электроэнергии потребитель будет оплачивать ГП (ЭСО), а услуги по передаче сетевой организации.

Для чего и кому тогда нужна схема договор купли-продажи электроэнергии + договор оказания услуг по передаче электроэнергии? Эта схема более выгодна для сетевой организации, особенно если гарантирующий поставщик не отличается хорошей платежной дисциплиной. В этом случае заключив прямой договор на оказание услуг по передаче с потребителям сетевая организация получает деньги в полном объеме, а если нет, то напрямую может взаимодействовать с потребителем, минуя гарантирующего поставщика.

Может ли быть схема договор купли-продажи электроэнергии + договор оказания услуг по передаче электроэнергии более выгодна для потребителя, чем заключение одного договора энергоснабжения? При определенных условиях может. По закону авансовые платежи потребитель платит ГП 30% до 10 числа месяца + 40% до 25 числа месяца (если более поздние сроки не установлены соглашением сторон). Окончательный расчет — до 18 числа месяца, следующего за расчетным. При заключении прямого договора с сетевой организацией потребитель оплачивает 50% оказанных услуг по предоплате. Окончательный расчет — до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, при заключении прямого договора с сетевой организацией потребитель может уменьшить авансовые платежи за услуги по передаче электроэнергии, а также производить окончательный расчет несколько позже, чем при заключении договора энергоснабжения с ГП. Однако, повторюсь, как при заключении договора энергоснабжения, так и при заключении договора купли-продажи электроэнергии + договора оказания услуг по передаче электроэнергии окончательная стоимость поставки электроэнергии для потребителя не изменяется.

Договор сетевого электроснабжения

О присоединении к электрическим сетям с точки зрения проектирования сетей внешнего электроснабжения

На рассмотрение поставлено два вопроса, касающихся правомерности требований, предъявляемых администрацией города N к содержанию и форме технических условий подключения, выдаваемых ОАО « N -ская электросетевая компания».

Вопрос № 1. Являются ли технические условия подключения достаточным основанием для проектирования сетей внешнего электроснабжения либо проектирование должно осуществляться исключительно на основании технических условий присоединения (технических условий для технологического присоединения)?

1. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики отличается повышенной сложностью, поскольку охватывает неразрывный многогранный комплекс отношений, возникающих в процессе:

4) потребления электрической энергии, а также

5) оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Сложность отношений предъявляет повышенные требования к профессионализму энергетических компаний, что приводит к определению их исключительной компетенции в сфере энергоснабжения. Вмешательство в их компетенцию недопустимо, поскольку именно эти компании отвечают за обеспечение безопасности хозяйственной деятельности юридических лиц и жизнедеятельности населения.

2. Отвечая на конкретные вопросы в сфере электроэнергетики, необходимо прежде всего уяснить, что представляют собой в правовом смысле понятия «присоединение» и «подключение» к электросетям.

Гражданский кодекс РФ говорит об энергоснабжении через «присоединенную сеть» (ст. 539 ГК РФ) – присоединение к сети выступает непременным условием договора энергоснабжения[1]. Подключение происходит уже к присоединенной сети и означает фактическое начало получения энергии – при этом «подключение» возможно только для граждан (п. 1 ст. 540 ГК РФ). В литературе отмечается, что фактическое подключение означает лишь наличие у потребителя-гражданина технической возможности получать энергию[2].

Таким образом, в терминах гражданского законодательства «подключение» – это фактическое действие, которое никак не может предшествовать присоединению. Та же концепция заложена и в законодательстве об электроэнергетике – речь идет только о присоединении к сети. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) термином «подключение» как правовым понятием не оперирует.

Закон об электроэнергетике предусматривает множество договоров в сфере электроэнергетики. В том числе в п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике закреплен такой вид договора как договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) к электрической сети)[3]. Процедура технологического присоединения установлена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения)

Заключение каких-либо договоров о подключении Законом об электроэнергетике не предусмотрено. Такие договоры противоречат сути отношений по энергоснабжению.

3. В п. 7 Правил технологического присоединения устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки на технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В соответствии с абз. 15 п. 1 ст. 26 Закона «Об электроэнергетике», по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, и др. мероприятия.

Существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения являются мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (п. 16 Правил технологического присоединения).

П. 18 Правил технологического присоединения устанавливает следующий перечень мероприятий по технологическому присоединению:

1) подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

2) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

4) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

5) иные мероприятия.

Таким образом, разработка проектной документации (т.е. проектирование сетей внешнего электроснабжения) осуществляется только на основании технических условий присоединения.

4. В целом, необходимо подчеркнуть, что выдача технических условий присоединения осуществляется только на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного сетевой организацией с абонентом. Вне рамок указанного договора технические условия присоединения не выдаются.

Это объясняется тем, что именно в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям «сетевая организация, как правило, своим иждивением осуществляет не только реконструкцию, но и строительство тех либо иных объектов энергетики, необходимых для технологического присоединения»[4].

Разработка собственно проектной документации в границах земельного участка является обязанностью абонента, а эта обязанность находит свое место только в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям[5].

Данные правила, установленные законодательством в определенных целях (см. п. 1 настоящего Заключения), также позволяют сделать вывод, что необходимой предпосылкой проектирования сетей внешнего электроснабжения является заключение договора об осуществлении технологического присоединения.

Откуда же тогда появилось «подключение» к сетям и, соответственно, технические условия подключения? Это следствие, во-первых, разноголосицы законодательства, не имеющего отношения к сфере электроэнергетики (объективный момент), а, во-вторых, непонимания сути отношений по энергоснабжению (субъективный момент).

5. Как представляется, смешение понятий подключения и присоединения произошло на терминологическом уровне из-за непрофессионального использования слова «подключение» в градостроительном и земельном законодательстве. Введение термина «подключение» вносит некоторую путаницу в отношения, связанные с осуществлением доступа к электрическим сетям. Однако следует учитывать, что некорректное использование термина само по себе никогда не заменяет понятия, обозначаемого этим термином. Так вот, необходимо сразу же отметить, что термин «подключение», используемый в земельном и градостроительном законодательстве, все равно обозначает «присоединение» к сетям. Это обосновывается нижеследующим анализом соответствующих норм.

Смотрите так же:  Практика на тему договор поставки

В ст. 30 Земельного кодекса РФ в перечне работ по формированию земельного участка названо «определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения». В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указывается «информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке проектной документации лицу, подготавливающему такую документацию, предоставляются эти технические условия подключения.

Следует обратить особое внимание на то, что земельное и градостроительное законодательство говорят не просто об условиях подключения, но о технических условиях подключения.

На основании п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, «порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации».

Такие акты Правительства РФ приняты.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» утверждены:

1) Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила предоставления технических условий подключения).

2) Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила подключения).

В п. 4 Правил подключения говорится о «договоре подключения», но предмет этого договора раскрывается как «присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении».

Согласно п. 5 данных Правил, подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном Правилами присоединения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

Таким образом, терминологическое разграничение вновь произведено – термину «подключение», как он используется в градостроительном и земельном законодательстве, придано значение «присоединение».

6. Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, предусматривают выдачу:

– технических условий подключения (Правила предоставления технических условий подключения);

– условий подключения (Правила подключения).

Различие этих двух видов условий огромно.

6.1. Значение технических условий подключения, о которых говорит земельное и градостроительное законодательство, сведено к минимуму. Они предоставляются:

во-первых, с целью подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса (п.п. 12, 13, 14 Правил предоставления технических условий подключения);

во-вторых, для того, чтобы правообладатель земельного участка мог определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий и обратиться с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 16 Правил предоставления технических условий подключения, п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 10 Правил предоставления технических условий подключения, технические условия подключения должны содержать всего лишь следующие ограниченные данные:

а) максимальную нагрузку в возможных точках подключения;

б) срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

в) информацию о сроке действия условий, о плате за подключение, о плате за технологическое присоединение.

Следовательно, смысл выдачи технических условий подключения – информационный. Главный вопрос, на который отвечают технические условия подключения – а возможно ли вообще в будущем присоединение к электросетям? Технические условия подключения – это только потенциальная возможность присоединения в принципе[6]. На основании этой информации проектировать сети электроснабжения, конечно, не представляется возможным.

Таким образом, технические условия подключения не являются документом, на основании которого производится присоединение к электрическим сетям и разрабатывается проектная документация.

6.2. Совсем иное значение имеют условия подключения.

В п. 4 Правил подключения подчеркивается, что условия подключения в смысле настоящих Правил означают «технические условия присоединения».

В соответствии с п. 4 Правил подключения, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

1) подача заказчиком заявления о подключении;

2) заключение договора о подключении;

3) выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения);

4) выполнение заказчиком условий подключения;

5) проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;

6) присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;

7) выполнение условий подачи ресурсов.

Таким образом, условия подключения, они же технические условия для присоединения, и являются тем документом, на основании которого производится проектирование сетей внешнего электроснабжения по процедуре присоединения к электрическим сетям (см. п. 3-4 настоящего Заключения).

Выводы по вопросу № 1.

1) Соотношение технических условий подключения и условий подключения таково: терминологически эти условия отличаются только одним словом «технические». По своему существу они различаются кардинально.

2) Технические условия подключения в юридическом смысле имеют значение только организационных предпосылок к заключению в будущем договора о присоединении. По своему содержанию технические условия подключения вообще не могут служить основанием для проведения таких сложных работ как проектирование сетей внешнего электроснабжения.

3) Реальное юридическое значение для проектирования сетей внешнего электроснабжения имеют только условия подключения, которые являются техническими условиями присоединения, выдаются в рамках процедур присоединения к электрическим сетям и только после заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Вопрос № 2. Правомерно ли установление трехлетнего срока для технических условий подключения в п. 3 постановления Главы города N ?

Совершенно однозначная позиция по этому вопросу выражена законодателем в п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ: «Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В соответствии с этой нормой закона в п. 10 Правил предоставления технических условий установлено, что технические условия подключения должны содержать срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, когда бы органы местного самоуправления могли своим решением устанавливать сроки действия технических условий.

Таким образом, постановление Главы городской администрации противоречит Федеральному закону (равно как и нормативному акту Правительства РФ) в части установления трехлетнего срока для технических условий подключения в связи с тем, что установление данного срока отнесено исключительно к компетенции организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, т.е. в сфере электроэнергетики – к компетенции электросетевых компаний. Соответственно, решение данного вопроса не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Электросетевая компания вправе устанавливать срок, превышающий указанный в п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, но только по своему усмотрению. Пункт 3 постановления Главы городской администрации, как противоречащий Федеральному закону, не подлежит применению (абз. 12 ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

[1] См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: «Статут», 2000. С. 136 (автор главы – В.В. Витрянский).

[2] См.: Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. – М.: «Статут», 2006. С. 16.

[3] См.: Гражданское право: В 4-х тт. Учебник. / Отв. ред. Е.А. Суханов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. Том III . С. 353-355 (автор главы – В.В. Витрянский); Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 35.

[4] См.: Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 135.

[5] См.: Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 139.

[6] В п. 4 Правил подключения указывается, что условия присоединения не должны противоречить ранее полученным техническим условиям, – т.е. указывается значение полученных ранее технических условий подключения как предварительных рамочных указаний, в пределах которых и будет осуществляться реальное проектирование присоединяемых электрических сетей.