Договор с аварийно-спасательным формированием

Договор с аварийно-спасательным формированием: кому доверяем жизни и имущество?

Под редакцией Андрианова Сергея Николаевича (генеральный директор АО «Центр аварийно-спасательных формирований», член МАК, заместитель председателя отраслевой аттестационной комиссии химической промышленности Минпромторга России).

Данной статьей Пермское региональное отделение общероссийской общественной организации «РОССОЮЗСПАС» желает привлечь внимание собственников, топ-менеджмент и технических руководителей предприятий, эксплуатирующих ОПО, к принципам проверки потенциального контрагента по договору обслуживания с профессиональными аварийно-спасательными формированиями и службами.

Выполняя требования ст.10 ФЗ № 116, предприятия, имеющие взрывопожароопасные, химически опасные, нефтехимические и нефтеперерабатывающие объекты, заключают с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными службами (ПАСФ) договоры на обслуживание. Как правило, заключение договора на предприятии предшествуют различные отборочные и конкурентные процедуры, в ходе которых должен быть выбран наиболее подходящий контрагент, цена и качество услуг которого сбалансированы оптимальным образом.
Практика показывает, что при закупках цена услуги обоснованно играет главенствующую роль. Однако дешевизна нередко достигается низким качеством закупаемой услуги, а порой и заведомой невозможностью ее выполнения. Как добросовестным владельцам ОПО, намеренным не только закупить, но и получить услугу, распознать способность наиболее предпочтительного по цене ПАСФ обслуживать, реагировать на ЧС, локализовать и ликвидировать ее последствия?
Опустим детали стандартной проверки благонадежности компании, которую, как правило, проводит служба безопасности предприятия, и рассмотрим возможности специальной оценки, обусловленной специфичностью закупаемых услуг.
Во-первых, обратимся к нормативным документам, на основании которых ПАСФ получает свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ, на примере газоспасателей. В частности, к Методическим рекомендациям по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ, разработанным Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке в 2012 году (далее Методические рекомендации).
Помимо действующего свидетельства на право ведения газоспасательных работ на обслуживаемых объектах, которое должно иметь ПАСФ, у его сотрудников должны быть книжки спасателя и удостоверения спасателя с отметкой об аттестации на право ведения газоспасательных работ. Также в формировании должен быть паспорт ПАСФ, Табель технического оснащения ПАСФ. Численность и структура формирования по штату должна быть не менее численности и структуры по паспорту ПАСФ.
В соответствии с Методическими рекомендациями, на случай отпусков, болезней, учебы должен быть предусмотрен резерв спасателей не менее 20% от численности.
В штате профессионального аварийно-спасательного формирования обязательно должны быть предусмотрены должности в количестве: командир – 1, заместитель командира – 1, командир взвода – по количеству взводов, механик – 1, инструктор профилактики – из расчета обслуживания одним инструктором 3-5 химически опасных или взрывопожароопасных объектов, водитель – по количеству дежурных отделений в соответствии с категорией транспортных средств формирования.
Табель технического оснащения ПАСФ, утвержденный учредителем, должен быть не меньше оснащенности, указанной в паспорте ПАСФ, должен учитывать специфику АСФ, особенностей обслуживаемых объектов и территорий, применяемого оборудования и других факторов, влияющих на техническую оснащенность спасателей. При этом ПАСФ должно быть обеспечено необходимым техническим оснащением исходя из типового табеля оснащения для выполнения газоспасательных работ (Приложение «И» к Методическим рекомендациям).
Месторасположение ПАСФ должно обеспечивать возможность прибытия к обслуживаемому ОПО в нормативное время. В его служебно-техническом здании должны быть предусмотрены необходимые служебные и бытовые помещения, перечень которых также определен Методическими указаниями. Оно должно быть обеспечено связью со всеми обслуживаемыми химически опасными и взрывопожароопасными объектами, прямой телефонной связью с диспетчером предприятия и телефоном с выходом в городскую телефонную сеть, звуковой электрической и аварийной сигнализацией для сбора личного состава по сигналу «Тревога». Кроме того, в ПАСФ должны быть газодымная камера, учебно-тренировочный полигон, оперативный автотранспорт в исправном состоянии со светографической раскраской установленного образца и специальными звуковыми и световыми сигналами, газоспасательный автомобиль.
При этом укомплектованность формирования спасателями, обученными и аттестованными на право ведения газоспасательных работ, должна быть свыше 75% по штату, в том числе обязательно должны быть укомплектованы должности руководителя ПАСФ или заместителя, механика.
Штатная численность дежурного отделения формирования для выполнения газоспасательных работ устанавливается в количестве не менее 4 чел.: командира отделения и 3-4 спасателя, не считая водителя оперативного автомобиля.
Служебно-техническое здание ПАСФ также должно иметь свыше 75% необходимых служебных и бытовых помещений, а в самом формировании иметься в наличии и в исправном состоянии более 75% оснащения для ведения газоспасательных работ, согласно Табелю его оснащения. При этом дежурное отделение спасателей должно быть обеспечено исправным техническим оснащением для ведения газоспасательных работ. Всё техническое оснащение аварийно-спасательного формирования (независимо от страны изготовителя), используемое для ведения газоспасательных работ, должно иметь сертификат, разрешение Ростехнадзора на применение, периодически (согласно инструкциям по эксплуатации) испытываться и проверяться, постоянно содержаться в исправном состоянии. А минимальное оснащение спасателя (спецодежда, каска (шлем), изолирующий дыхательный аппарат, защитный изолирующий костюм) должно находиться в исправном и чистом состоянии во время дежурства – на оперативном автомобиле, для выходной смены – в специальном опломбированном шкафу в служебном помещении.

Часть критериев соответствия ПАСФ аттестационным требованиям можно проверить документально, но оценка будет неполной без выезда в месторасположение потенциального контрагента для объективного подтверждения декларируемых сведений фактическому состоянию дел. Наибольшую эффективность принесет выезд , осуществленный без заблаговременного уведомления в силу объективности полученного результата, ведь ЧС всегда случается без предупреждения.
Углубить проверку возможности оказания услуг АСФ при помощи оценки соответствия фактического состояния формирования аттестационным требованиям можно, подробнее изучив Методические рекомендации.
Во-вторых, анализ ст. 12 ФЗ № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14.07.1995 позволяет сделать выводы, что ПАСФ, не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организации по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Для соблюдения закона следует получить сведения в ПАСФ, от его контрагентов, от территориальных подразделений МЧС об отсутствии актов проверки с установленной неготовностью ПАСФ.
В-третьих, наибольшей гарантией возможности оказания услуги, безусловно, является практический опыт ПАСФ по локализации ЧС и ликвидации ее последствий. Здесь важным индикатором является нахождение ПАСФ в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), состоящей из функциональных и территориальных подсистем на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Уточнить данный факт можно как в самом ПАСФ, так и в территориальном органе МЧС, где подскажут, на основании какого официального документа и в какое звено РСЧС входит ПАСФ. Нахождение ПАСФ в составе РСЧС свидетельствует о возможности его привлечения к аварийно-спасательным работам на официальном уровне, органами власти и управления, под руководством МЧС. В этом случае от официальных государственных органов можно получить справку об участии ПАСФ в конкретных аварийно-спасательных работах, подтверждающую объективный уровень его готовности, оснащенности и профессионализма его сотрудников. В противном случае, если ПАСФ не входит в РСЧС, собранные сведения о практической деятельности формирования, полученные от него или его клиентов (обслуживаемых ОПО) будут иметь субъективный, а порой и рекламный характер.
Практическое использование указанных в статье сведений в закупочной документации в качестве требований к исполнителю, а также в виде оценочных критериев, упростит для заказчика процесс отбора и определения победителя в конкурентной процедуре на право заключения договора по обслуживанию ОПО.
Однако, помимо отбора, важно предусмотреть в тексте договора положения о защите прав и интересов заказчика, позволяющие контролировать исполнение договора, а затем организовать и реализовывать данный контроль.
Обзор особенностей договора обслуживания ОПО и контроля его выполнения будет освещен в следующей статье.

Источник: журнал «Промышленность и безопасность» № 9 (107), сентябрь 2016.

Договор с аварийно-спасательным формированием

Договор на аварийно-спасательные работы в зоне ЧС подразумевает проведение мероприятий с целью локализации аварий или несчастных случаев, спасения людей, культурных объектов, материальных ценностей, для предотвращения распространения последствий, вторичных уничтожающих окружающую среду факторов. Каждому предприятию, согласно действующему законодательству, предписано соблюдать основные правила пожарной безопасности, проводить обучение сотрудников, заключать договор на случай ЧС или содержать отдельную службу, ответственную за проведение профилактических работ и в случае возникновения аварии – за ее ликвидацию. Но штатное расписание и введение в него квалифицированных единиц сотрудников бывает невыгодным и отягощающим бюджет компании мероприятием. По данной причине предприятия и организации выбирают заключение договора c (АСФ) аварийно-спасательным формированием на обслуживание в части ликвидации и предотвращения ЧС.

Смотрите так же:  Судебные приставы сайт улан-удэ

В рамках договора со спасателями на случай ЧС проводятся следующие работы:

  • составление характеристики предприятия, особенностей его территории с учетом расположения защитных зданий и построек, эвакуационных выходов, транспортных магистралей, планировки отдельных сооружений, коммуникаций;
  • формирование сметы на проведение обучения штата, комплектации отделов техническими средствами, а также на организацию дежурства на предприятии;
  • заключение договора c аварийно-спасательным формированием на обслуживание опасных производственных объектов – ОПО, обсуждениеабонентских взносов.

По желанию сторон на АСФ могут быть возложены расширенные функции, но аварийно-спасательное обслуживание на ЧС подразумевает чаще всего исполнение ими следующих обязанностей:

  • поддержание в круглосуточной готовности персонала и средств для быстрого реагирования на произошедшее ЧС;
  • ликвидация, локализация ЧС на территории ОПО в рамках договора с АСС(аварийно-спасательной службой);
  • быстрое реагирование на возгорание или иное происшествие, его устранение для предотвращения образования ЧС;
  • информирование руководства о проделанных работах, несчастных случаев, халатного отношения персонала к каким-либо проводимым профилактическим мероприятиям;
  • для исполнения договора на аварийно-спасательные работы, обслуживание на ЧСАСС принимает участие в тренировках и учениях, проводимых на предприятии.
По каким нюансам выбрать АСС или кому доверить безопасность предприятия?

Любой договор со спасателями подразумевает соблюдение действующего законодательства.

Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание объектов заключается в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013 г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»;
  • Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Постановление Правительства РФ № 730 от 26 августа 2013 г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах”;
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
  • Приказ МЧС РФ № 621 от 28.12.2004 г. «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.04.2005 г., рег. номер 6514);
  • Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003г. «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 8.05.2003 г., рег. номер 4516).

Кроме того, заключая договор на обслуживание (ОПО) опасного-производственного объекта, важно убедиться в том, что АСС имеет необходимые свидетельства и лицензии, разрешающие проводить перечисленные выше работы. При этом выбранное для защиты от последствий ЧС подразделение должно обладать материально-технической базой, достаточной для ликвидации и локализации происшедшей аварии. Комплектация средствами и инструментами регламентируется табелем МЧС РФ. И конечно, необходимо обладать практикой и опытом. Этим требованиям соответствует ООО «Сервис безопасности». Заключая с нами договор на аварийно- спасательные работы, вы можете быть спокойны за безопасность вашего предприятия, сотрудников, окружающей среды и культурных, материальных ценностей.

Договор между ОПО и аварийно-спасательным формированием – для обслуживания или демонстрации надзорным органам?

Преимущества заключения договора с АО «ЦАСФ» на аутсорсинг услуг по газовой и пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ ЗДЕСЬ.
Не секрет, что в первую очередь именно требования ст. 10 ФЗ № 116 от 21.07.1997 вынуждаю предприятия, имеющие взрывопожароопасные, химически опасные, нефтехимические и нефтеперерабатывающие объекты, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (ПАСС) или профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ) договоры на обслуживание.
Основой предмета договора обслуживания ОПО являются обязательства исполнителя (то есть ПАСФ) поддерживать в постоянной готовности силы и средства к реагированию на чрезвычайные ситуации, возникающие на ОПО заказчика, и локализовать ЧС в нормативные сроки, установленные законодательством, с момента получения информации о ЧС. Дополнительно в услуги обслуживания могут включаться методическое и практическое сопровождение разработки типовых нормативных и планирующих документов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, профилактические осмотры ОПО, участие в учениях и тренировках и т.д.
В силу различных причин, при заключении договора обслуживания и выборе контрагента по договору, предприятия, эксплуатирующие ОПО, принимают решения, исходя из двух различных концепций.
Первая, назовем ее добросовестной, основана на фактическом выполнении требований законодательства, организации постоянной и глубокой работы с ПАСФ, контроле выполнения исполнителем своих обязательств, использовании всего имеющегося опыта и знаний исполнителя, регулярных совместных тренировках и учениях, предполагает получение широкого спектра услуг, гарантирующего защищенность ОПО силами и средствами исполнителя.
Вторая, назовем ее формальной, напротив основана лишь на формальном соблюдении требований законодательства, не предусматривает мероприятий взаимодействия с ПАСФ, не предполагает получение от исполнителя фактических услуг, но защищает предприятия от претензий контрольно-надзорных органов, проверяющих наличие заключенного договора с ПАСФ.
В первом случае предприятия заключают договор, ожидая от ПАСФ фактических услуг, во втором – исключительно для демонстрации наличия договора проверяющим органам.
Безусловно, формальный подход позволяет предприятиям существенно сэкономить свои расходы на обеспечение безопасности: возникновение спроса на формальные договоры обслуживания способствовало появлению на рынке значительного количества недобросовестных ПАСФ, предлагающих демпинговые цены и услуги, которые они оказать не в состоянии. При этом заказчики уверены, что с любой аварийной ситуацией они справятся собственными силами, не вызывая ПАСФ, что, кстати, уменьшает риск распространения сведений об инциденте, а если уж возникнет ЧС, то локализовать ее и ликвидировать последствия будет МЧС, которое для этого и создано на государственном уровне.
Между тем, вмешательство МЧС либо проверка контрольно-надзорными органами причин аварии не оставят без внимания действия, а вернее, бездействие обслуживающего ОПО ПАСФ, а анализ договора с ним не оставит у проверяющих сомнений в его мнимости.
Статья 170 ГК определяет мнимый договор как договор, который совершен лишь для вида, без намерения создать соответствующие ему правовые последствия. Закон относит мнимые договоры к ничтожным договорам. В таких договорах нет воли на их совершение и, соответственно, намерения создать соответствующие им правовые последствия. Мнимые договоры не обязательно преследуют какую-то противозаконную цель, хотя довольно часто происходит именно так.
Тем не менее, существование приверженцев второй концепции позволяет существовать недобросовестным ПАСФ, создает угрозу имуществу и здоровью людей, а также риски для собственников и руководителей предприятий. Кроме того, использование второй концепции наносит прямой вред добросовестным предприятиям, эксплуатирующим ОПО. В настоящее время практически все закупки услуг крупными промышленными предприятиями (в своем преимущественном большинстве владеют ОПО) осуществляются на конкурсной основе.
ПАСФ, ведущие свою деятельность в строгом соответствии законодательству, вынуждены значительно тратиться на содержание штата аттестованных спасателей, их обучение и тренировки, круглосуточное дежурство сотрудников, участие в учениях, закупку в обслуживание спецоборудования. Вместе с тем они предлагают широкий спектр услуг. Недобросовестные ПАСФ, напротив, несут минимальные расходы (буквально «на поддержание сил» — пара-тройка офисных сотрудников, по совместительству спасателей, зачастую женщин и лиц преклонного возраста, древний УАЗ, пара лопат, бон, противогазы и т.п.) и резко ограничивают свои услуги по договору, декларируя возможность их расширения по допсоглашениям и за отдельную плату.
Безусловно, с такими существенно различными расходами на операционную деятельность, влияющими на себестоимость услуг, добросовестным ПАСФ трудно, а порой и невозможно конкурировать в рамках конкурсных процедур с недобросовестными спасателями. И не секрет, что экономические службы предприятий директивно и порой необдуманно секвестируют расходы бюджета, прямо не влияющие на финансовый результат, к которым относятся, в том числе и оплата обслуживания ПАСФ. Данное обстоятельство также является немаловажным катализатором для появления приверженцев формальной концепции, увеличивая доходы и, следовательно, число недобросовестных ПАСФ.
Данная проблематика давно вышла на федеральный уровень и заинтересовала депутатский корпус Госдумы и Генеральную прокуратуру. Так, в письме прокуратуры от 02.07.2016 № 74/2-27-2016 в адрес министра МЧС констатируется, что проверки исполнения законодательства аварийно-спасательными формированиями и аварийно-спасательными службами, обслуживающими ОПО, практически повсеместно показывают отступления от норм и требований ФЗ № 151 от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от постановления правительства РФ № 1091 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», от приказа МЧС № 102 от 20.02.2013 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Наиболее распространенными нарушениями, выявленными проверками, по мнению Генеральной прокуратуры являются:
— неукомплектование необходимым количеством спасателей, непроведение в установленные сроки их периодической аттестации, предварительных медицинских осмотров, обучения по охране труда; укомплектование спасателями, которые на постоянной основе осуществляют свою деятельность в иных АСФ;
— отсутствие техники, снаряжения специального назначения, средств защиты и жизнеобеспечения, изначально заявленных при прохождении аттестации.
Данное письмо содержит и сведения Ростехнадзора о ежегодном увеличении на ОПО инцидентов и аварий, влекущих гибель людей. Так, в 2015 году рост аварийности в стране увеличился на 26% (с 138 до 174 случаев). В результате аварий и несчастных случаев на производству погибло 193 чел.
Что можно предпринять добросовестным владельцам ОПО в описанных условиях, чтобы заключения договора обслуживания с ПАСФ гарантировало оказание услуг, а не было бы простым обладанием «бумажкой»?
Ответ на данный вопрос, а также конкретные рекомендации по приобретению гарантированных услуг добросовестных ПАСФ будут даны в следующих публикациях.

Смотрите так же:  Договор о внешней экономической деятельности

Материал публикуется с согласия авторов.
Журнал «Промышленная безопасность» № 8 (106), Август 2016

Договор с АСФ на обслуживание опасных производственных объектов

Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997, всем владельцам и арендаторам опасных производственных объектов, следует заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательным формированием или службой. Данные подразделения оказывают помощь населению и предприятиям, если возникают чрезвычайные ситуации, аварии и катастрофы. В штате аварийно-спасательного формирования должны работать специалисты, которые обладают соответствующим опытом. Выезжая на объект, они берут с собой необходимые материалы, оборудование, спецтехнику. Договор с АСФ на обслуживание ОПО подразумевает готовность формирования оперативно реагировать на поступающие сигналы опасности. Выезжая на вызов, специалисты принимают необходимые меры: эвакуируют с объекта людей и ликвидируют источник опасности, тушат пожары, если таковые имеются, а также заботятся о том, чтобы последствия происшествия не нанесли вред окружающей среде.

Почему не следует заключать формальные договора?

После крупного пожара, который произошел в Москве на строительном рынке «Синдика», было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя Генерального директора предприятия. Данное лицо заключило фиктивный договор на обслуживание с АСФ и ДПО, которые не имели возможности должного реагирования на чрезвычайную ситуацию. Было установлено, что формирование не имело необходимого оборудования и техники, для выполнения аварийно-спасательных работ, хотя было аттестовано на их проведение. Одновременно с этим, заместитель Генерального директора вступил в халатный сговор с руководителем АСФ и заключил договор на формальных основаниях. После начала чрезвычайной ситуации ни АСФ ни добровольная пожарная охрана не смогли ни локализовать не предотвратить происшествие, прибыли на место только тогда, когда пожар полным ходом ликвидировался силами Федеральной пожарной службы.

Какие объекты являются опасными?

Ошибочно мнение, что опасными являются объекты, которые располагаются исключительно на производствах. Любое юридическое лицо, которое имеет в собственности или аренде (эксплуатирует) ОПО, обязано заключать договор с АСФ. Основной перечень можно найти на сайте Ростехнадзора, поэтому ниже мы приведем на понятном русском языке перечень тех объектов, о которых нет данных в открытом доступе и подробное описание к ним (именно с этими объектами, как правило, бывают неприятности в следствие отсутствия договора):

1. Топливно-энергетический комплекс.

1.1.Участок магистрального газопровода (к данной категории относятся не только участки, расположенные на предприятиях или в черте населенного пункта, газопровод в СНТ, ДНТ, ГСК и ТСЖ также является опасным объектом и подлежит обслуживанию);
1.2. Котельная, газовый котел, база хранения газа, газонаполнительный пункт, резервуар, в том числе передвижная (автомобильная) цистерна, межпоселковая сеть газоснабжения, система теплоснабжения (в том числе в котеджных поселках);
1.3. Участок трубопровода теплосети, электросети, дизельная подстанция, площадка трансформатороной подстанции;

2. Различные отрасли промышленности.

2.1. Участки по добыче торфа, угля (в.т.ч. шахта, гидрошахта, участок отвала пород (при этом места переработки, погрузки-разгрузки также являются ОПО);
2.2. Рудник, прииск, карьер (добыча полезных ископаемых, недр или драгоценных металлов, в том числе открытым и подземным способом добычи);
2.3. Участок добычи сырья, дробильно-сортировочная площадка, участки всех видов строительства;
2.4. Склад взрывчатых материалов, полигон и площадки их погрузки/разгрузки;
2.5. Участок ведения буровых работ, устройство скважин, компрессорная площадка (в том числе работы на акватории вод);
2.6. Участки геофизических работ;

3. Химическая промышленность.
3.1. Цех, участок, площадка производства и переработки, база товарно-сырьевая, склад готовой продукции, склад ГСМ, АЗС, отдельно расположенный резервуар;
3.2. Холодильная установка, площадка производства спирта;
3.3. Производство, переработка, погрузка-разгрузка цветных металлов, отравляющих, взрывоопасных, легковоспломеняющихся веществ;

4.Другие объекты, не включенные в перечисленный список.

4.1. Объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры;
4.2. Объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.

В данном перечне приведены только спорные объекты, которые являются предметом судебных разбирательств и привлечения к ответственности руководителей организаций. Полный перечень опасных производственных объектов, которые обязаны заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательными формированиями, содержится в нормативных документах.

Недобросовестные АСФ и последствия их деятельности

На сегодняшний день, большинство аварийно-спасательных формирований создаются формально, именно для заключения договоров и получения прибыли, при этом они не имеют элементарного оснащения и штата сотрудников. Перед тем, как заключить договор на обслуживание, руководству предприятия необходимо удостовериться в том, что АСФ/НАСФ/АСС готовы к реагированию на чрезвычайные ситуации. Предложения заключить договор формально, по заниженной цене, влекут серьезные последствия, причем отвечать за данные действия будет не АСФ, а руководитель предприятия/организации. Формирование должно разработать план, который учитывает все особенности чрезвычайной ситуации на конкретном объекте. Если потребуется, специалисты должны провести эвакуацию персонала и пострадавших при помощи наиболее подходящих транспортных средств. Подписать договор с аварийно-спасательным формированием можно на любой срок, начиная от года и далее. В этом документе будут перечислены все услуги, которые будут оказывать спасатели.

Обслуживание опасных производственных объектов

Аварийно-спасательные формирования, прежде чем оказывать услуги предприятиям, должны пройти процедуру аттестации. Она позволяет подтвердить квалификацию спасателей и получить разрешение на работу. Процедура аттестации не делает различий между объектами, на которых могут потребоваться аварийно-спасательные работы. Однако в зависимости от деятельности предприятия, условий работы, ликвидационные меры и специфика применяемых средств может отличаться. В период с 1997 по 2011 годы существовали «Квалификационные требования» к формированиям и там перечислялось 42 вида работ, которые проводятся АСФ. Некоторые из них, в свою очередь, были поделены на пункты. Таким образом, всего существовало 46 видов работ. В настоящее время эти требования упразднены и существует 8 пунктов работ, которые оказывают специалисты согласно договору на обслуживание с аварийно-спасательным формированием. Среди них:

  1. работы, связанные с поиском и спасением пострадавших;
  2. работы горноспасательного характера (освобождение людей из-под завалов и эвакуация из разрушенных зданий);
  3. газоспасательный вид работ;
  4. противофонтанный вид работ;
  5. работы по устранению очагов возгораний;
  6. ликвидация медико-санитарных последствий ЧС;
  7. ликвидация последствий радиационных аварий;
  8. ликвидация утечки нефти и её производных.

Прежде чем подписать договор на аварийно-спасательное обслуживание опо, следует уточнить, в какой области формирование специализируется. Это позволит обеспечить объекту максимально высокую степень защиты. Важно отыскать именно то АСФ, которое занимается обслуживанием подходящего типа объектов. В таком случае специалисты будут обладать опытом, необходимым для быстрой и действенной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. А также у них окажутся всё оборудование, спецтехника и средства, которые нужны для работ в аварийной ситуации.

Ответственность за отсутствие договора с АСФ

Иногда организации, которые ведут работы на опасном производственном объекте, игнорируют необходимость заключения соглашения со спасательной структурой или надеются обойтись собственными силами. Чем грозит такая ситуация, кроме штрафов, которые придётся заплатить за отсутствие договора на обслуживание? Прежде всего, стоит рассмотреть возможность того, что предприятие будет лишено лицензии на проведение работ в условиях повышенной опасности. Такой вариант может стать реальностью после нескольких проверок, если контролирующие органы поймут, что штрафные санкции в отношении ответственного лица не привели к желаемому результату. А именно — к заключению договора с профессиональной аварийно-спасательной службой. Лишение лицензии грозит остановкой работ и, соответственно, потерей прибыли. Чтобы возобновить деятельность, придётся потратить некоторое время, выдержать очередные проверки и, в конечном итоге, всё-таки заключить договор. Однако и остановка работ — не самое страшное, что может случиться при отсутствии соглашения на обслуживание объекта. Самым фатальным последствием станет чрезвычайная ситуация и результаты, к которым она приведёт. Если помощь не будет оказана своевременно, это приведёт к человеческим жертвам, масштабным разрушениям и значительному ущербу окружающей среде. Пожалуй, говорить о том, чем такое происшествие обернётся для ответственных лиц и владельца, либо арендатора ОПО, излишне. Тогда как, подписав договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой на любой удобный срок, можно свести описанные выше риски к минимуму. Более того, обслуживая предприятие, сотрудники АСФ смогут принять участие в правильной организации работы систем безопасности и подскажут, как минимизировать вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. Специалисты, в деталях знающие нормы, стандарты и требования к безопасности, сумеют оптимизировать работу предприятия. Их помощь позволит не допустить возникновения ЧС. А это гораздо легче, чем потом избавляться от последствий аварии.

Смотрите так же:  Пребывание пушкина на дону

Договор ОПО с аварийно-спасательным формированием – действительная защищенность или иллюзия?

Данной статьей Пермское региональное отделение общероссийской общественной организации «РОССОЮЗСПАС» желает привлечь внимание собственников, топ-менеджмент и технических руководителей предприятий, эксплуатирующих ОПО, к проблематике их защищенности коммерческими профессиональными аварийно-спасательными формированиями и службами.

На предприятиях, имеющих взрывопожароопасные, химически опасные, нефтехимические и нефтеперерабатывающие объекты, статья 10 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности ОПО» обязывает осуществлять планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, предписывая в отдельных случаях создавать собственные как профессиональные, так и внештатные аварийно-спасательные подразделения.
При этом обслуживание по договорам могут вести исключительно профессиональные аварийно-спасательные формирования, аттестованные на ведение определенных работ.

Таким образом, в целях обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий аварии предприятия, эксплуатирующие ОПО и не имеющие штатных спасателей, обязаны заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ). В связи с расформированием большинства государственных ПАСФ, предприятиям приходится обращаться к частным, коммерческим спасателям. В случае формального отношения к защищенности своего предприятия, менеджмент, проводя закупочные процедуры, ориентируется только на цену предложения, выдвигая к ПАСФ в качестве основного, а иногда и единственного условия – наличие свидетельства на право проведения аварийно-спасательных работ.
Между тем, таковым свидетельством могут обладать аварийно-спасательные формирования, фактически не способные не только проводить аварийно-спасательные работы, но и подтвердить свою готовность к реагированию на аварийную или чрезвычайную ситуацию.

К сожалению, для руководства предприятий, эксплуатирующих ОПО, вмененная им законодательством обязанность заключения договоров обслуживания с ПАСФ создала предпосылки к появлению на рынке недобросовестных предпринимателей. Последние, создав ПАСФ на базе коммерческих организаций с 10 тыс. руб. в уставном капитале, с помощью различных фальсификаций и при помощи нечистых на руку членов аттестационных комиссий получают свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ. Известно, что для получения «формального» свидетельства посреднические фирмы просят около 500 тыс. руб. Получив необходимое свидетельство, недобросовестные ПАСФ могут на протяжении трехлетнего срока его действия заключать договоры с предприятиями, эксплуатирующими ОПО, без всяких вложений и затрат на свое существование, исключая расходы на содержание директора, бухгалтера и финансовые операции. При этом, если для аттестации у них и был набран какой-то минимальный штат сотрудников и закуплено или взято в аренду специальное спасательное оборудование, то после получения свидетельства ничто не мешает им сократить сотрудников, а оборудование продать или вернуть собственникам.
Каков итог этих действий для сторон?
Предприятия, эксплуатирующие ОПО, получают договор на обслуживание по минимальной цене, экономя на затратах, по которому в действительности могут не получать никаких услуг, При этом у собственников и руководства производственных предприятий возникает риск существенных финансовых потерь в случае аварии, так как никто не будет ее локализовать и устранять последствия. А когда аварии перерастут в чрезвычайные ситуации (что весьма вероятно), при отсутствии сил и средств, способных их локализовать, риски для собственников и руководителей возрастают до возникновения проблем с контролирующими и надзорными органами, вплоть до уголовного преследования.
Недобросовестные ПАСФ, в свою очередь, получают возможность реализовать свои действия по завладению денежными средствами производственных предприятий под прикрытием договора обслуживания и несут ответственность исключительно в рамках, оговоренных договором.
В рыночных условиях, в итоге, каждое предприятие самостоятельно решает, как ему строить свою финансово-хозяйственную деятельность, и соответствует ли экономия на услугах по обслуживанию рискам, возникающим при взаимодействии с недобросовестными ПАСФ.
Для желающих работать исключительно с добросовестными ПАСФ в последующих публикациях будет подробнее рассмотрена система аттестации спасателей, раскрыты признаки, позволяющие выявить мошенников и определить, иллюзорна ли защищенность ОПО договором с аварийно-спасательным формированием.

Материал публикуется с согласия авторов.
Журнал «Промышленная безопасность» № 7 (105), Июль 2016

Заключение договора с аварийно спасательной службой

В 1995 году был принят закон, согласно которому все без исключения предприятия, на территории которых имеется угроза появления техногенных или природных ЧС, должны находится под постоянным контролем специальных формирований. Для этого требуется заключение договора с аварийно-спасательной службой, которая будет вести надзор, контролировать соблюдение правил ГО, проводить учения сотрудников и обеспечивать своевременное вмешательство в случае бедствия.

Действия по договору в случае наступления ЧС

Если произошло ЧП на предприятии, отряд спасателей по прибытии на место начнет экстренную организацию спасательной операции, в которую входят:

  • Разведка зоны ЧС
  • Исследование характера и масштабов ЧС
  • Обеспечение доступа для ввода спасательных сил
  • Оказание медицинской помощи потерпевшим
  • Поисково-спасательные мероприятия
  • Эвакуация людей и ценностей
  • Налаживание связи и управления
  • Инженерная подготовка и организация рабочих участков в зоне ЧС
  • Полное техническое и кадровое оснащение спасательной операции
  • Укрепительные работы при обвалах сооружений или расчистка завалов для доступа
  • Комплексная помощь при утечках газа, взрывах, пожарах и загрязнениях опасными веществами
  • Ликвидация ЧП в метро, на ж/д путях, с автомобильным транспортом

Заключение договора с аварийно-спасательной службой возможно всего за один рабочий день. С этого момента ее сотрудники уже будут наготове, чтоб молниеносно среагировать на вызов.

Что дает договор с аварийно-спасательной службой?

Как только договор с профессиональными аварийно-спасательными службами будет заключен и оплачен, эта организация берет на себя ответственность за безопасность предприятия и целый ряд обязанностей, которые перечисляются в документе. Так за что же платит предприятие? Как правило, перечень обязанностей спасательных служб не особо отличается и включает:

  1. Постоянную готовность для экстренного реагирования и устранения ЧС
  2. Обязательство локализировать аварию не более, чем за шесть часов на суходоле и четырёх на воде от момента получения сигнала о происшествии от заказчика
  3. Устные инструктажи по предупреждению и ликвидации ЧС
  4. Учения персонала на опекаемом объекте согласно разработанному и согласованному с МЧС плану для слаженного взаимодействия в случае возникновения ЧС.

Некоторые владельцы промышленных предприятий не понимают важности заключения договора с аварийно-спасательной службой, будучи уверенными в том, что ее услуги могут никогда не понадобиться, а платить за них все равно нужно. Это огромное заблуждение. Специфика договора имеет сходство со страхованием, которое просто ждет своего времени, но если страховки нет и наступает несчастный случай, ущерб оказывается намного значительнее, чем убытки от содержания полиса. Заключение договора с профессиональными аварийно-спасательными службами дает гарантию качественного проведения всех необходимых мероприятий по спасению сотрудников и ликвидации ЧП с минимальными потерями.

Подразделения спасателей имеют на вооружении специальную технику, инструменты, современное оборудование и снаряжение для проведения работ различного характера, условий и уровня сложности. Заключить договор с АСС, значит, жить с уверенностью, что при наступлении беды не придется остаться с ней один на один. Но, конечно, на много лучше, если у спасателей никогда не возникнет надобности спешить к вам на помощь.