Договор п-6 и п-7

Договор п-6 и п-7

Официальный сайт
единой информационной системы
в сфере закупок

Организация, оказывающая услуги по обслуживанию пользователей ЕИС,
сообщает о проведении регламентных работ
в период с 22:00 01.02.2019 по 12:00 02.02.2019

Договор п-6 и п-7

Официальный сайт
единой информационной системы
в сфере закупок

Организация, оказывающая услуги по обслуживанию пользователей ЕИС,
сообщает о проведении регламентных работ
в период с 22:00 01.02.2019 по 12:00 02.02.2019

Договор п-6 и п-7

Инструкции П6 и П7

Инструкции П-6,П-7, применяются, если об этом сказано в договоре. Если не сказано в договоре, то применяются нормы ГК РФ

Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора. Арбитражным судам следует оценивать представленные покупателем доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением условий договора об их количестве и качестве.

Договор поставки товаров

Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи. В соответствии со статьей 506 ГК РФ:

«По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».

Уже из определения данного законом можно выделить отличительные черты договора поставки, отличающие его от других видов купли-продажи.

Субъекты договора поставки, это субъекты предпринимательской деятельности. Договор розничной купли-продажи служит для удовлетворения бытовых, домашних, семейных, личных потребностей граждан. В отношениях субъектов розничной купли продажи предполагается относительное неравенство сторон, в основном основанное на экономических факторах. При этом, «слабой» стороне — потребителю законодательно компенсируется это неравенство, например, предоставлено право ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора, при отсутствии документов об оплате товара.

Следующая особенность договора, содержание в норме указания на срок передачи товара. В статье сказано, что поставщик обязуется передать товар в обусловленный срок или сроки.

Таким образом, можно отметить, что момент заключения и момент исполнения договора поставки, как правило, не совпадают. Договором может быть предусмотрена как поставка партиями в определенный период времени (обусловленные сроки), так и единовременная поставка (обусловленный срок). Однако договор поставки может быть заключен в отношении одной вещи. Для этого вида купли-продажи, более характерно заключение договора на долгий срок, так называемый длящийся договор, который исполняется частями.

Договор п-6 и п-7

Если ты покупатель крайне не рекомендую включать в договор ссылку на данные инструкции

А если продавец то моно покупателя по этим инструкциям замордовать на раз можно, их требования выполнить практически не реально

Что значит как обычаи делового оборота? Эт всего лишь недействующие нормативные акты

Не ну я всегда понимал под действующим НПА акт прямого действия т.е. он действует независимо от того что указано в договоре.

Вот только «применяется только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.» А вот это уже в чистом виде договорное условие

Maxim
согласен, до тех пор, пока не прописаны в договоре,
этих правил для сторон вообще нет

а в целом, Олежа, лепят не по старой памяти, а часто
поставщики с умыслом.дабы работники покупателя досконально
соблюдали все условия нужен дополнительный инструктаж.

и еще, там очень жестко с полномочиями на прием товара.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2019.

В Вашем договоре поставки есть ссылка на применение Инструкций П-6, П-7? Будьте готовы к проблемам.

Нередко в договор поставки по инициативе одной из сторон включается условие о применении Порядка приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7.

Далее по тексту будем использовать названия — Инструкция П-6, Инструкция П-7.

Смотрите так же:  Апелляционная жалоба в областной суд пример

Немного теории: Инструкция П-6, Инструкция П-7 может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»).

Причин, по которым инструкции могли попасть в договор очень много, приведу две самые распространенные из них:

1. «Болванку» (шаблон) договора скачали в интернете с уже включенным условием или со времен основания компании юристом был разработан типовой договор, которым пользуются и по сей день. Юриста нет — договор остался.

Что такое Инструкция П-6, П-7, какие требования предъявляются и как все это выглядит на практике Сторона договора не представляет. Сделка заключена разовая, «авось прокатит».

2. Условие по Инструкциям включено в договор намеренно, так как инициатор знает все особенности их применения. Предполагает, что в связи с наличием сложного порядка приемки, его фиксированием, установленных Инструкциями, другая сторона все равно допустит какие-то нарушения, которые впоследствии приведут к отказу в удовлетворении их требований в судебном порядке.

Ниже приведены примеры из судебной практики, согласно которых стороне спора было отказано в удовлетворении требований в связи с нарушением этой стороной порядка и правил, установленных Инструкциями.

Какой пункт не был выполнен:

П. 16 Инструкции № П-7 (дело № Ф01-2675/2017).

П. 18 Инструкции № П-7 (дело № А60-22545/2017).

Пункты 5, 11, 12, 16, 17, 17 а, 25 Инструкции П-6 (дело № А76-30116/2016).

П. 20 Инструкции № П-7 (дело № 17АП-11941/2017 А60-345/2017).

П. 26, п. 27 Инструкции П-6 (дело № А40-232963/2016).

Пункты 26, 27, 28 и 29 Инструкции П-7 (дело № 02АП-6683/2016 А31-11614/2014, А31-3243/2015).

П. 9 Инструкции № П-7 ( дело № А60-47890/2015 ).

П. 27 Инструкции № П-7 ( дело № А60-47890/2015 ).

П. 28 Инструкции № П-7 ( дело № А60-47890/2015 ).

1. Не составляется акт.

2. Составленный акт по форме и содержанию не соответствует требованиям Инструкции.

3. Акт составлен после истечения установленных сроков.

4. Для составления акта не вызывалась другая сторона.

5. Не проводился отбор образцов и проб.

6. Отобранный образец для экспертизы не высылался другой стороне договора, не участвующей в отборе.

7. Иногороднему представителю направлено уведомление о прибытии в определенную дату для составления акта без учета необходимого времени на дорогу.

8. Для проведения экспертизы не привлекались сотрудники торгово-промышленной палаты.

9. Акт не утвержден руководителем предприятия — получателя или его заместителем.

10. Товар по качеству принимался без учета требований ГОСТа, обязательного к применению.

11. Не обеспечено надлежащее хранение товара на складе Покупателя после его приемки.

Здесь приведена лишь незначительная часть судебной практики, показывающая насколько серьезным является вопрос неукоснительного соблюдения положений Инструкций П-6, П-7, отступление от которых приводит, как правило, к негативному результату.

Задавайте свои вопросы, на какие Вы хотели бы получить ответы и мы по возможности учтем Ваши пожелания в будущих публикациях.

Роль Инструкций П-6 и П-7 в регулировании отношений при поставке нефтепродуктов в Российской Федерации

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Статья просмотрена: 5637 раз

Библиографическое описание:

Гараева Н. С. Роль Инструкций П-6 и П-7 в регулировании отношений при поставке нефтепродуктов в Российской Федерации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1209/ (дата обращения: 01.02.2019).

Понятие «источники права» впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей «Римской истории». В настоящее время в современной российской правовой науке термин «источники права», «источники правового регулирования» используется в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Источниками правового регулировании отношений при поставке нефтепродуктов являются нормативные акты различной юридической силы (законы, подзаконные акты). Некоторые акты приняты еще в советское время, но до сих пор не утрачивают свое значение в регулировании тех или иных моментов, например определяющих процедуру приемки нефтепродуктов. Такими документами можно назвать Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 (далее – Инструкция П-6), и Инструкцию о порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 (далее – Инструкция П-7). Данные Инструкции утратили силу, но согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 могут применяться, если на них имеется ссылка в договоре поставки. И длительная практика применения этих актов в поставочных отношениях позволяет сегодня рассматривать их в качестве деловых обыкновений.

Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства [1, с. 48].

Смотрите так же:  Иж 2717 транспортный налог

Деловые обыкновения следует отличать от обычаев делового оборота. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила. Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора, например, условие о применении правил Инструкций П-6 и П-7 при приемке нефтепродуктов. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило [2, с. 66].

Основные обязанности покупателя по договору поставки нефтепродуктов, состоят в принятии поставленных товаров и их оплате. Приемка нефтепродуктов осуществляется по количеству и качеству и должна происходить по определенной процедуре. Такая процедура может проходить по правилам, установленным в Инструкциях П-6 и П-7, и если об этом прямо договорились стороны.

Применение этих Инструкций удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров (нефтепродуктов), формы актов, которыми оформляется такая приемка, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора. Вместе с тем Инструкции имеют и недостатки в виде коротких сроков приемки, привлечения к приемке представителя общественности, компетентность которого при судебном разбирательстве может быть поставлена под сомнение, двухэтапности приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимости обращения в бюро товарных экспертиз и т.д. Сложившаяся за годы действия этих Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу от исковых требований по поводу ненадлежащей поставки (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2009г. № Ф03-3016/2009) [3, с. 2].

В целом можно сказать, что вышеуказанные Инструкции играют важную роль, т.к. именно в них прописаны пошаговые действия при приемке любой продукции, в т.ч. и нефтепродуктов. В настоящее время в законодательстве нет больше таких документов, где были бы прописаны действия поставщика и покупателя при приемке поставляемой продукции (нефтепродуктов). Вот почему до стих пор эти Инструкции так широко применяются в деловой практике.

Однако, названные выше Инструкции имеют ряд практических недостатков. И это не удивительно, ведь это нормативные документы, принятые еще в советское время, и на сегодняшний день не отвечающие по некоторым позициям российской действительности. Рассмотрим подробней каждую из Инструкций.

Так, п. 20 Инструкции П-7 говорит, о том, что в случае неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров — экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству. В настоящее время таких отраслевых инспекций по качеству и бюро товарных экспертиз нет. Т. е. в таком случае получателю некуда обращаться. И дальше в Инструкции сказано, что при отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя) проверка качества продукции (нефтепродуктов) производится: с участием компетентного представителя общественности предприятия — получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия.

В п. 18 Инструкции П-6 речь идет также о представителях общественности предприятия. А что делать в случае, если предприятие-получатель нефтепродуктов небольшое и у него нет профсоюза, нет и возможности назначить представителя общественности предприятия? И еще вопрос. Кто же может выступить таким представителем общественности предприятия? Инструкция П-6 и Инструкция П-7 запрещают выделять в качестве представителя общественности для приемки нефтепродуктов материально ответственных и подчиненных им лиц, а также лиц, осуществляющих учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей (нефтепродуктов). В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия — получателя руководители предприятий и их заместители, работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей (нефтепродуктов), работники юридической службы этих предприятий, претензионисты. А кто же тогда может быть представителем общественности предприятия? Ведь для достоверной приемки нефтепродуктов по качеству нужно обладать специальными знаниями. Таковыми могли бы быть работники нефтебаз, но они являются материально ответственными лицами и согласно Инструкциям не могут быть представителями общественности. И в случае рассмотрения споров в суде, суд может поставить под сомнение компетентность таких представителей общественности.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В п. 23 Инструкции П-7 и в п. 21 Инструкции П-6 сказано, что представителю, уполномоченному на приемку нефтепродуктов по качеству и количеству, руководством предприятия выдается разовое удостоверение. В удостоверении указываются дата выдачи удостоверения и его номер; фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; наименование предприятия, которому выделяется представитель; на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель. На мой взгляд, это разовое удостоверение должно быть заменено на доверенность от предприятия-получателя с теми же полномочиями.

Смотрите так же:  Развод до 1.5 лет ребенку

В договорах поставки нефтепродуктов очень часто стороны ссылаются на вышеназванные Инструкции, хотя они не всегда отвечают тем требованиям по условиям приемки, которые присуще именно приемке нефтепродуктов. Так, например, правила об отборе проб и образцов, пришедших любым видом транспорта нефтепродуктов. В Инструкции П-7 сказано о правилах отбора проб продукции, но очень мало сказано о том, куда должны быть направлены отобранные пробы (образцы) нефтепродуктов, в какие компетентные структуры. В п. 28 сказано, что дополнительные пробы передаются для анализа в лаборатории. Опять же какие это лаборатории? Кто имеет право проводить соответствующие анализы нефтепродуктов? А если анализы проводятся самим получателем, то при каких условиях это возможно? Думается, что при приемке продукции (нефтепродуктов) пробы (образцы) должны в первую очередь брать представители получателя и провести с этими пробами анализ на своем оборудовании (если такое имеется) или передать в соответствующую аккредитованную независимую лабораторию. Если, пробы нефтепродуктов соответствуют сопроводительным документам и техническому регламенту, то продукция принимается и приходуется получателем. Если пробы нефтепродуктов не соответствуют требованиям технического регламента по качеству, то дальше получатель приостанавливает приемку продукции, вызывает представителя завода-изготовителя или оптового поставщика для ведения дальнейшей претензионной работы. Мало указать в тексте договора ссылку на Инструкции по приемке нефтепродуктов по качеству и по количеству, необходимо их строго соблюдать. Для этого на предприятии получателя все материально ответвленные лица и лица, отвечающие за проведение приемки продукции, должны быть ознакомлены с вышеуказанными Инструкциями и договором поставки.

В этой части в Инструкции очень много пробелов и вопросов. А ведь именно от проведенного анализа в конечном счете зависит результат проверки продукции по качеству и соответствие ее сопроводительным документам (сертификатам и др.).

В настоящее время единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировке и отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения установлены так же Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231. Т.е. в обязанности покупателя, согласно вышеуказанной Инструкции № 231, входит проведение приемосдаточного и контрольного анализа нефтепродуктов с обязательным вызовом представителя поставщика, составление в случае выявления некачественных нефтепродуктов акта о некачественности продукции и составления соответствующей претензии поставщику (п. п. 3.7, 3.8, 6.22, 6.24, 10.1, 10.2 Инструкции № 231). Акт о некачественности поставленных нефтепродуктов должен быть составлен по результатам проверки нефтепродуктов в момент их принятия, а не после слива из автоцистерн (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от от 15.05.2006 г. по делу № А11-1305/2005-К1-5/98) [4, с. 2].

Положения вышеуказанной Инструкция № 231, могут служить правилами приемки нефтепродуктов покупателем по качеству. Инструкция № 231 подробно описывает правила проведения проверки качества поставленных различными видами транспорта нефтепродуктов: правила отбора проб (именно в этой Инструкции сказано, что минимальная норма отбора проб нефтепродукта – 2 литра (часть отправляется для анализа в лабораторию, часть – хранится для так называемой арбитражной проверки – контрольная проба для проверки в случае судебного спора); отобранные пробы упаковываются в чистую, сухую посуду, закупориваются пробкой, опечатываются, направляются в лабораторию (раздел 9 Инструкции № 231). В случае выявления некачественного нефтепродукта составляется акт с указанием количества проверенного нефтепродукта и характера выявленных недостатков. Получатель обязан в течение суток письменно уведомить поставщика о поступлении некачественного нефтепродукта и вызвать его представителя для участия в проведении оценки качества продукции (раздел 10 Инструкции № 231). Т. е. при заключении договора поставки нефтепродуктов покупателю лучше всего ссылаться не на Инструкцию П-7 (которая, как мы знаем, очень устарела), а на положения Инструкции № 231, так как это более современный и отвечающий современным реалиям, документ.

Гражданское право / под редакцией Сергеева А. П., Толстого Ю. К., — учебник ч. 1, переработанное и дополненное. М.: Проспект. 2005

Гражданское право: Том 1: Общая часть / под ред. Суханова Е. А. — учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. М. :Волтерс Клувер. 2008