Договор о содружестве россии и белоруссии

15 лет назад было создано Союзное государство России и Белоруссии

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств Россия и Белоруссия приняли решение об укреплении двусторонних интеграционных связей. С этой целью 2 апреля 1996 года президентами двух стран Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 29 апреля того же года было создано парламентское собрание как представительный и законодательный орган объединения.

2 апреля 1997 года сообщество двух стран было преобразовано в Союз России и Белоруссии (этот день отмечается как День единения народов двух стран). В течение года был принят устав организации и образованы руководящие органы — Высший совет и Исполнительный комитет.

8 декабря 1999 года главами России и Белоруссии Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран).

Руководящими органами Союзного государства являются Высший государственный совет и Совет министров.

Высший государственный совет, куда входят главы государств, парламентов и правительств, с 2000 года возглавляет президент Белоруссии Александр Лукашенко. Всего состоялось 17 заседаний совета, последнее прошло 25 декабря 2013 года в Москве.

В составе Совета министров Союзного государства — главы правительств России и Белоруссии, государственный секретарь (с 2011 года — Григорий Рапота) и ряд членов правительств двух стран. С июня 2012 года пост председателя совета занимает председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Всего прошло 41 заседание (последнее — 21 октября 2014 года), на которых рассмотрено свыше 800 вопросов в различных областях.

В настоящее время законодательным органом интеграционного объединения является Парламентское собрание Союза России и Белоруссии (возглавляет спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин). В будущем, согласно Договору о создании Союзного государства, ему на смену должен прийти парламент Союзного государства.

Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает порядка 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С 2002 года на разных уровнях обсуждается вопрос о принятии конституционного акта Союзного государства, который должен определить государственное устройство и правовую систему интеграционного объединения. Акт станет промежуточным документом между Договором о создании Союзного государства и его конституцией.

Экономические параметры сотрудничества

В 1998 году был впервые сформирован бюджет Союзного государства размером 585 млн руб. Размер бюджета на 2014 год по расходам и доходам — 4,872 млрд руб., из них отчисления РФ — 3,167 млрд руб., Белоруссии — 1,705 млрд руб. Основная доля расходов (82%) приходится на содержание органов Союзного государства — 3,978 млрд руб. Часть бюджетных средств направлена на финансирование более 36 совместных программ и мероприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, аэрокосмической промышленности, фармацевтики, образования, культуры, здравоохранения, спорта и др.

Внутренний валовый продукт России и Белоруссии — 2,169 трлн руб., из них доля Белоруссии — 3,3%.

По данным Министерства экономического развития РФ и Росстата, на долю РФ приходится 49,5% общего товарооборота ($39,717 млрд), 45,2% товарного экспорта Белоруссии ($16,829 млрд). Основные статьи экспорта Белоруссии в РФ — транспортные средства, машины и оборудование (29,4%), а также продукты питания и сельскохозяйственная продукция (27,8%). Доля РФ в общем импорте Белоруссии — 53,2% ($22,887 млрд), из них 54,5% составляют нефть и другие ресурсы, 12,1% — недрагоценные металлы. Доля Белоруссии в экспорте РФ — 3,8%, в импорте — 4,3%.

По данным премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, на конец октября 2014 года в Белоруссии действует 2706 совместных предприятий с российским капиталом (каждое третье совместное предприятие с иностранным капиталом в стране). По его словам, за полтора года число таких СП увеличилось на 15%.

За первое полугодие 2014 года российские инвестиции в Белоруссию составили $3,6 млрд, из них $3 млрд — это прямые инвестиции. Из Белоруссии в Россию инвестиции составили $1 млрд, из них прямые — $900 млн.

В 2014 году правительство России одобрило предоставлении Белоруссии льготных кредитов на общую сумму $2 млрд, из них $450 млн было получено Белоруссией в июле. Также в мае 2014 года было объявлено о том, что Банк ВТБ выделит Белоруссии заем в размере $1 млрд.

Россия и Белоруссия взаимодействуют в рамках Таможенного союза, в который также входит Казахстан (начал работу с 1 января 2010 года). Следующим этапом, с 1 января 2012 года, стало сотрудничество в рамках единого экономического пространства. С 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз.

Взаимные поездки

Результатом интеграционных процессов стало создание фактически единого миграционного пространства: граждане двух стран могут совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля, имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. В настоящее время прорабатывался комплекс вопросов, связанных с созданием единого визового пространства.

Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России»

от 2 апреля 1997 года

О СОЮЗЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Российская Федерация и Республика Беларусь, исходя из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опираясь на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального и экономического прогресса,

действуя в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными принципами и нормами международного права,

основываясь на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивая его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни,

договорились о нижеследующем.

Сообщество России и Белоруссии преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза.

Каждое государство — участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Целями Союза являются:

укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;

повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;

устойчивое социально — экономическое развитие государств — участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;

сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;

обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;

содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

Неотъемлемой частью настоящего Договора является Устав Союза.

В настоящий Договор и Устав Союза могут вноситься по взаимному согласию Сторон изменения и дополнения, которые подлежат ратификации.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.

Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, ранее принятые органами Сообщества нормативные правовые акты продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.

Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и Устава. Присоединение осуществляется с согласия государств — участников.

Настоящий Договор и Устав Союза, подписанные главами государств — участников, подлежат ратификации и вступают в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор является бессрочным. Любая из Сторон может выйти из него, уведомив об этом в письменной форме другое государство — участника за 12 месяцев до выхода.

Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в г. Москве 2 апреля 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России»

Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые «Договаривающиеся Стороны», в целях повышения уровня жизни народов, создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечения равных прав граждан Союза на территории каждой из Сторон, опираясь на стремление народов к единению, во исполнение целей и задач, возложенных на Союз Беларуси и России Уставом Союза Беларуси и России, основываясь на Договоре о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и развивая его положения в целях дальнейшего сближения своих народов и обеспечения действенной интеграции в различных сферах государственной и общественной жизни, договорились о нижеследующем:

руководствуясь Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Основами таможенных законодательств государств — участников СНГ от 10 февраля 1995 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г.,

реализуя свои права по распоряжению финансовыми средствами и имуществом Союза Беларуси и России в связи с прекращением действия Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года,

движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года;

Договоре об образовании Союза Беларуси и России от 02.04.97;

Смотрите так же:  Королёв штраф стоянка

пункте 5.19 Положения о Таможенном комитете Союза, утвержденного решением Исполнительного Комитета Союза России и Беларуси от 23.07.97, протокол заседания N 1, раздел XI, пункт 2.

Ратифицировать Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный в городе Москве 2 апреля 1997 года, и являющийся его неотъемлемой частью Устав Союза Беларуси и России, подписанный в городе Москве 23 мая 1997 года.

— исходя и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества,

— стремясь к совершенствованию механизма расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь,

— учитывая принципы формирования Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств, договорились о нижеследующем.

В целях выявления и учета мнения населения, государственных и общественных институтов, совершенствования содержания текста Устава Союза Беларуси и России, проведения организационных мероприятий по образованию Союза в соответствии со статьей 2 Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация достигли следующего взаимопонимания:

Российская Федерация и Республика Беларусь (далее именуются — государства — участники Союза), образовавшие Союз, действуют на основе настоящего Устава, который является неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года.

Договор о содружестве россии и белоруссии

25 декабря в Кремле президенты России и Белоруссии подписали Декларацию «О дальнейшем единении России и Белоруссии», «Договор о равных правах граждан России и Белоруссии» и «Соглашение о равных условиях субъектов хозяйствования». Речь идет о создании Союзного государства и об объединении усилий наших стран и народов для эффективного ответа на вызовы XXI в.

В ходе подготовки к созданию в 1999 г. Союзного государства у общественности России и Белоруссии возник целый ряд вопросов, ответы на которые оказались далеко не простыми и однозначными.
Среди наиболее распространенных вопросов оказались такие как:

  • улучшится ли после создания Союзного государства геополитическое и военно-стратегическое положение России и Белоруссии?
  • Не окажется ли Белоруссия дополнительным бременем для и так находящейся в состоянии глубокого кризиса российской экономики и не обрушится ли объединение на плечи налогоплательщиков?
  • Полезно ли и вообще нужно ли России сближение, а тем более единение со страной, руководство которой проводит по ряду вопросов политику, вызывавшую серьезную критику со стороны мировой общественности и международных организаций?

В своей статье автор попытался рассмотреть в основном геостратегические и социально-экономические факторы, тогда как в отношении других лишь обозначить их основные контуры.

Создание Союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессов в его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распада СССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

В результате в постсовет-ском пространстве была сформирована пятиступенчатая интеграционная система, состоящая из «СНГ-12», «союза четырех» и «сообщества двух», а также из заключенного в апреле 1995 г. «тройственного союза» (Казахстана, Киргизии и Узбекистана) и, кроме того, из многочисленных двусторонних соглашений между членами СНГ о дальнейшем развитии их интеграционных связей.
Сложившаяся многоступенчатая интеграционная система отразила степень готовности бывших советских республик к интеграции и показала, что в минувшие семь лет интеграционные процессы в странах Содружества развивались с разными скоростями.

Каковы основные причины, предопределившие необходимость подписания Россией и Белоруссией новой Декларации о создании в 1999 г. Союзного государства?

В пользу сближения России и Белоруссии говорит целый комплекс природно-географических, геополитических, национально-этнических, торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических, социально-исторических, экологических, культурных, психологических и некоторых факторов.

Россия и Белоруссия накопили большой интеграционный опыт, уходящий своими корнями в историю Российской Империи. В течение многовекового развития сложилась общность исторических судеб их народов, культур, уклада хозяйственной жизни, родственность их менталитета. В годы Второй мировой войны и Российская Федерация, и Белоруссия понесли огромные потери. Достаточно сказать, что последняя потеряла четвертую часть всего своего населения. Фашисты сожгли 619 белорусских городов и деревень.

Из 10-миллионного населения Белоруссии более 2-х миллионов — выходцы из России, переселившиеся в основном после Второй мировой войны. Среди бывших советских республик вряд ли можно найти народ, более близкий народу России генетически и лингвистически, чем народ Белоруссии. И даже название Республики Бела Русь является наглядным отражением их близости. Большинство белорусов отдавало детей в русские школы. В учреждениях республики говорили и переписывались исключительно на русском языке. Белоруссия никогда не стремилась отказаться от русского языка как государственного, и в стране утвердилось белорусско-русское двуязычие.

Наконец, в белорусском народе никогда не было явного стремления к сепаратизму, отторжению от России, как, например, в странах Балтии и в ряде регионов Украины, и в наименьшей мере проявлялся национализм. Можно с большой долей определенности сказать, что белорусский народ в своем большинстве наиболее пророссийски настроен на всей евроазиатской территории бывшего Советского Союза.

После распада СССР и особенно расширения НАТО на Восток геополитическое положение и России, и Белоруссии серьезно осложнилось. Так, границы России оказались отодвинутыми на сотни километров на восток, а военная инфраструктура НАТО непосредственно приблизилась к западным границам Белоруссии. Одним из важных объективных факторов, содействовавших осознанию Россией и Белоруссией пагубных последствий их разъединения, явился подрыв созданного в прежние годы единого военно-стратегического потенциала. Стало очевидным, что уровень их внешней безопасности в результате раздела единой армии и вооружений заметно снизился. Так, например, в период существования единого Союза противовоздущная оборона (ПВО) обеих республик строилась без учета административных и республиканских границ, а в новых условиях и перед Россией, и Белоруссией возникла проблема создания собственных, чрезвычайно дорогостоящих систем ПВО.

Что касается России, то в случае ее отказа подписать Союзный договор с Белоруссией, она оттолкнула бы ее от себя. И последняя решила бы тогда переориентироваться на страны Запада. Следствием этого могло бы стать перемещение военной инфраструктуры НАТО от Бреста к границам Смоленской области. В этом случае подлетное время авиации НАТО от западной границы Смоленской области до Москвы сократилось бы с одного часа сорока до сорока минут. И тогда не ис-ключено, что в недалеком будущем Правительству РФ вновь пришлось бы униженно просить руководство НАТО развертывать ядерное оружие не на территории Чехии, Польши и Венгрии, а в Белоруссии, и не создавать там места хранения ядерного оружия. К тому же за отказ от находящейся в рабочем состоянии белорусской системы ПВО и ПРО России пришлось бы заплатить минимум 2 млрд. долл., а обустройство российско-белорусской границы обошлось бы нашей стране в 3—4 млрд. руб. (по курсу 1997 г.) за каждый из 1239 км границы.

Следует особо подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о расширении геополитического влияния России в Белоруссии, а о совместном обеспечении национальной безопасности наших государств. В свое время в соответствии с Лиссабонским протоколом Белоруссия вывела ядерное оружие со своей территории в Россию и стала безъядерным государством. После приема Польши, Чехии и Венгрии в НАТО, продвижения ее военной структуры на 600 км на восток и выход непосредственно к границам постсоветско-го пространства, возможность обеспечения Белоруссией безопасности собственных границ без надежной опоры на обладающего адекватным оружием мощного партнера в лице России стала весьма проблематичной. Это, несомненно, явилось одной из наиболее важных причин, содействовших принятию Белоруссией совместно с Россией мер по укреплению их государственной безопасности.

Необходимо также учитывать, что в геостратегическом плане Союзный договор с Белоруссией для России важен и с точки зрения сохранения ее влияния в Балтийском регионе и облегчения доступа России к Калининградскому анклаву. Учитывая, что по транспортному коридору через Белоруссию проходит 70% всего российского экспорта, союз наших двух стран создает более благоприятную обстановку для обеспечения всем необходимым Калининградской области, оживления деятельности ее порта, восстановления транспортной магистрали Калининград — Владивосток.

Вместе с тем стратегические интересы России и Белоруссии непосредственно связаны и с тем, что получило название «Большой экспортной трубы». Исходя из того что транзит через Украину и Прибалтийские республики связан с целым рядом проблем, в частности, с воровством направляемого из России в страны Западной Европы газа, особое значение приобретает сооружение нового газопровода по территории Белоруссии. О важности реализации этого проекта говорит хотя бы тот факт, что экспорт газа обеспечивает половину внешнеторговой выручки России. И сооружение этих газопровода и нефтепровода, транзит по которым примерно на 20% дешевле украинского, даст России возможность значительно расширить экспорт газа и нефти в Западную Европу и устранить конфликтные ситуации, возникающие с их транзитом через другие регионы.

Другим важнейшим фактором сближения России и Белоруссии является их заинтересованность в дальнейшем всестороннем развитии взаимовыгодных торгово-экономических связей. Чтобы оценить возможные позитивные и негативные последствия более глубокой интеграции России и Белоруссии, следует обратить внимание на то, что последняя была в свое время в составе единого Союза среди немногих республик, которая не только не получала дотаций из Центра, а, наоборот, ежегодно вносила в союзный бюджет около 3 млрд. долл. (по курсу 1989 г.). Кроме того, речь идет об объединении России в Союз отнюдь не со значительно более слаборазвитым государством. Среди 172 стран мира по уровню социально-экономического развития Россия и Белоруссия стоят рядом, занимая соответственно 37 и 38 места.

После распада Советского Союза Белоруссия не только сохранила большинство отраслей национального производства, но и сумела обеспечить экономический рост. Более глубокая интеграция России и Белоруссии поддержит их экономику новыми заказами и рынками сбыта. К концу первой половины 1999 г.
предполагается завершить объединение энергетической и транспортной систем, создать единое научно-технологическое и информационное пространство, осуществить переход к единой валюте.
После того как состоялось решение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией и были сняты таможенные границы, субъекты хозяйствования получили свободный доступ на огромный рынок. В соответствии с подписанным в конце 1998 г. Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь стороны примут необходимые меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования Сторон. Учитывая, что серьезным тормозом на пути реализации интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруссии являются существенные различия их нормативно-правовой базы, уже к концу первой половины 1999 г. будет создана единая для всех объектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательства, валютное регулирование и денежно-кредитная система. Будут также созданы союзные государственные ор-ганы управления и сформирован единый бюджет.

Стороны договорились принять ряд мер по расширению торгово-экономических связей. Дело в том, что за последний год товарооборот между нашими странами снизился почти на 20%. В настоящее время удалось договориться о погашении задолженности Белоруссии за газ и о системе расчета за энергоносители белорусским продовольствием и промышленными товарами. Предполагается, что Белоруссия поставит продовольствия, медикаментов, сельскохозяйствнной техники на сумму 200 млн. долл. за газ, полученный в 1998 г. При взаимной торговле Стороны договорились обеспечить применение свободного ценообразования, а использование регулируемых цен (тарифов) на базе складывающихся на внутренних рынках цен (тарифов).

На основе значительного прироста взаимной торговли (за год она должна вырасти по сравнению с 1998 г. на 20%), осуществления целого ряда крупномасштабных совместных программ и проектов предполагается наращивать промышленный и научно-технический потенциал России и Белоруссии, что даст возможность более эффективно решать стоящие перед ними социальные проблемы.

В целях повышения уровня жизни народов и создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, Стороны взяли на себя обязательство обеспечить гражданам обоих государств равные права избирать и быть избранными, на участие в хозяйственной деятельности, в области образования, медицинской помощи, в вопросах трудоустройства и оплаты труда, приобретения и использования имущества. В социально-гуманитарной сфере предстоит осуществить сближение социальных стандартов и гарантий трудовой деятельности, пенсионного обеспечения, предоставления льгот и применения норм безопасности труда. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы и россияне, и белорусы более не чувствовали себя иностранцами на территории друг друга.

Вместе с тем нельзя игнорировать и тот факт, что политическое решение президентов России и Белоруссии добиться углубления экономической интеграции наших двух стран имеет не только вполне реальные плюсы (геостратегические, политические и целый ряд других), но и определенные минусы, с которыми нельзя не считаться. Отнюдь не благоприятным фоном для создания Союзного государства является углубление кризисных процессов в социально-экономической сфере России и Белоруссии. Ни одна из них в нынешней ситуации, как бы этого ни хотели президенты обоих государств, не в состоянии взять на себя роль донора.

Большие сложности стоят на пути выравнивания таких макроэкономических показателей, как инфляция, уровень ВВП в расчете на душу населения, определение минимального прожиточного минимума в условиях, когда в Белоруссии ниже цены, но в России выше заработная плата. Значительные трудности предстоит преодолеть в ходе введения единой валюты и создания единого эмиссионного центра. К тому же в настоящее время и ряд других показателей социально-экономической сферы России и Белоруссии далеко не эквивалентны. Наконец, нельзя не считаться и с тем, что политика дальнейшего углубления интеграционных связей России с Белоруссией, а тем более оказание ей финансово-экономической помощи, самым негативным образом отразятся на переговорах России с МВФ, Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями.

Анализ объективных и субъ-ективных, внутренних и внешних факторов, предопределяющих объединение России и Белоруссии в Союзное государство, показывает, что вопрос о том, был ли Союз необходим или нет, следует решать прежде всего с позиций государственных интересов обеих стран. Естественно, что в ходе более углубленной интеграции с Белоруссией, особенно на первом этапе, России потребуются дополнительные средства для реализации в рамках Союза совместных программ, в частности, по развитию общего рынка в области электроэнергетики, транспорта и связи, финансово-промышенных групп, а также на охрану внешних границ.
Но если оценить последствия для России дополнительных расходов на реализацию задач, вытекающих из совместных договоренностей о Союзе с Белоруссией, то здесь, очевидно, следует исходить из трезвых геостратегических и экономических расчетов. А они свидетельствуют о том, что руководствоваться в этом случае надо не только и не столько сиюминутными выгодами или потерями, сколько долгосрочными стратегическими интересами как России, так и Белоруссии. Однако при всей важности геостратегических, социально-экономических и целого ряда других «факторов сближения» России и Белоруссии важно учитывать и социально-психологические факторы их единения. Это тем более важно, что и в России, и в Белоруссии были и сохранились оппозиционные их союзу силы, с которыми нельзя не считаться. Необходимо учитывать, что любой союз государств предполагает учет интересов и уважительное отношение не только одного из его участников, а необходимо в такой же мере считаться с интересами и партнера. И неумелым подходом, отсутствием такта и уважения к историческим, национальным, языковым, культурным и иным традициям и особенностям партнера по союзу можно добиться того, что даже наиболее дружественно настроенный к России народ на всем Евроазиатском континенте может превратиться в нашего политического противника, а объективные и субъективные факторы сближения — в факторы разъединения.

Можно по-разному относиться к А.Лукашенко, но не следует забывать о том, что именно благодаря его отношению к России в последнее время удалось добиться более глубокой интеграции наших двух стран. И то, что в Белоруссии товарно-денежная, бюджетная и финансово-кредитная политика заметно отличается от проводимой в нашей стране и что Лукашенко не хочет механически копировать реформы в России, которые привели к негативным социально-экономическим последствиям, не может служить оправданием для оскорбительных комментариев некоторых российских СМИ в адрес главы союзного нам государства. «В конце концов, — пишет О.Лацис, — мы не можем ни избрать для белорусов президента, ни принять для них конституцию, что бы ни думало мировое сообщество про данного президента и данную конституцию».

Точно так же у россиян не могут не вызывать аналогичные чувства утверждения лидеров Белорусского народного фронта и представителей других оппозиционных сил о том, что от России ничего хорошего ждать нельзя, поскольку уже сейчас происходит «скрытая оккупация ею Белоруссии» и что белорусам создание Союзного государства невыгодно и опасно, так как это первый шаг к восстановлению прежнего Центра.
Между тем в результате подписания Союзного договора создается не новое единое государство и Белоруссия не превращается в 90-й субъект Российской Федерации, а оба государства сохранят свой суверенитет. Новый межгосударственный союз двух суверенных стран будет основан на принципах равенства, других общепризнанных принципах и нормах международного права и будут обладать международной правосубъектностью.

З начение Союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы Союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Сопоставляя все плюсы и минусы объединения России и Белоруссии в Союз, можно сделать вывод, что он отвечает их общим национальным интересам. И сейчас вопрос уже стоит не столько о том, надо ли объдиняться, сколько о том, как и на какой основе это разумно и грамотно осуществить.

Можно без всякого преувеличения сказать, что от того, как в дальнейшем сложатся взаимоотношения России и Белоруссии и насколько успешно будет происходить реализация достигнутых ими в рамках Союза договоренностей, во многом будет зависеть их геополитическое и социально-экономическое положение в XXI в.
Информация
В связи с обращением Председателя ЦС ВОПД «Духовное наследие» А.Подберезкина к Президенту РФ по вопросу будущего объединения Российской Федерации и Республики Беларусь в союзное государство на его имя получена из Министерства по делам СНГ следующая информация:

«Российско-белорусский договор о равных правах граждан ратифицирован в Белоруссии и внесен на ратификацию в Государственную Думу. Министерства юстиции двух стран с привлечением заинтересованных ведомств приступили к подготовке предложений о внесении в законодательство России и Белоруссии изменений, свя-занных с предстоящим вступлением в силу этого Договора.

Правительства обеих стран и Исполком Союза Беларуси и России систематически контролируют и координируют работу по реализации Протокола к Соглашению о создании равных условий субъектам хозяйствования, которая проходит в целом в намеченные сроки.

На экспертном уровне ведется подготовка проекта договора об объединении России и Белоруссии в союзное государство. После того как основные контуры его структуры будут очерчены, к дальнейшей работе над этим важнейшим документом будут приглашены парламентарии обеих стран, видные ученые, специалисты.
Информация о ходе реализации российско-белорусских документов, подписанных 25 декабря 1998 г., регулярно докладывается Президенту Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству в области средств массовой информации, как Вам известно, органы государственной власти не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность СМИ и их информационную политику. В то же время многие периодические издания, в их числе «Российская газета» и «Парламентская газета», публикуют все больше полезных, пусть иногда и дискуссионных материалов по вопросам российско-белорусского сближения.

Достигнута договоренность о том, что ВГТРК начнет с апреля 1999 г. готовить еженедельные программы, посвященные этой тематике.

Целый ряд мер по обеспечению информационной поддержки дальнейшего единения двух стран предусмотрен в постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 января 1999 г.

Рассчитываем, что возглавляемое Вами Движение «Духовное наследие» примет активное участие в работе по разъяснению целей и задач Союза в ходе предстоящего всенародного обсуждения проекта будущего союзного договора, используя имеющиеся у него возможности.»

Союзное государство России и Беларуси в фактах и цифрах

Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились в Сочи. На повестке переговоров – двустороннее сотрудничество, евразийская интеграция и ряд международных вопросов.

Договор о создании Союзного государства России и Беларуси был подписан 8 декабря 1999 года в Георгиевском зале Кремля. Свои подписи под ним поставили Борис Ельцин и Александр Лукашенко.

У Союзного государства две столицы, которые почти ровесники – Москва и Минск. Общее пространство – 17 миллионов квадратных километров. Проживают на нем более 156 миллионов человек. А совокупный ВВП подбирается к двум триллионам долларов.

Союзным государством управляет, в первую очередь, Высший Государственный Совет, в который входят президенты России и Беларуси, премьер-министры и руководители палат парламентов. Председателем Госсовета с 2000 года является Александр Лукашенко. Далее следует Совет министров под руководством Дмитрия Медведева. И Постоянный комитет Союзного государства. За его работу отвечает госсекретарь Григорий Рапота.

В Союзном государстве есть общий бюджет. Он формируется за счет отчислений стран-участников. На этот год составляет почти семь миллиардов рублей. Деньги из бюджета идут на различные проекты в торговых, научно-производственных и инвестиционных сферах.

Для деловых кругов Союзного государства основной переговорной площадкой стал Форум регионов. Сегодня на территории Беларуси работают 2,5 тысячи компаний из России. В обратную сторону чуть меньше – в России действуют более тысячи белорусских фирм.

Сотрудничают страны и в культурной сфере. За все время Союзного государства на общем пространстве прошли десятки выставок, концертов и совместных гастролей. Главный диалог культур – Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». В этом году он состоялся уже в 27-й раз.

Ежегодно 2 апреля в обеих странах отмечают День единения народов Беларуси и России. Дата связана с подписанием самого первого договора о создании Союза в 1997 году.

Договор об образовании Сообщества России и Беларуси

Российская Федерация и Республика Беларусь,

именуемые далее Сторонами,

основываясь на исторически сложившейся общности судеб своих народов,

опираясь на их волю к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского (1995 года) референдума в Республике Беларусь и в октябрьских (1995 года) решениях палат Федерального Собрания Российской Федерации,

основываясь на положениях Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года,

подтверждая свое участие в Содружестве Независимых Государств, Договоре между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года,

договорились о нижеследующем:

Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

Сообщество основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.

Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью.

В целях обеспечения надежной безопасности Стороны разрабатывают общие принципы военного строительства, использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.

Для создания единого экономического пространства, эффективного функционирования общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы Стороны до конца 1997 года синхронизируют этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создают единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, создания равных возможностей для свободной экономической деятельности.

В этот период Стороны образуют унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда, а также завершат создание общего таможенного пространства с объединенной службой управления.

До конца 1996 года Стороны обеспечат проведение мер по формированию общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров, а также объединенной энергосистемы, общего научно-технологического и информационного пространства.

Стороны согласуют, начиная с 1997 года, структурную политику дальнейшего развития своих экономик, имея в виду создание промышленного и аграрного хозяйственных комплексов, основанных на взаимодополняемости экономик, максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда, специализации и кооперировании производства.

Начиная с 1997 года, осуществляется переход к составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию в интересах Сторон.

До конца 1997 года проводится унификация денежно-кредитных и бюджетных систем Сторон, создаются условия для введения общей валюты.

  • обеспечивают равные права граждан Сторон при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий;
  • вводят единые стандарты социальной защиты;
  • обеспечивают равное право физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях;
  • выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям;
  • унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены;
  • создают общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.

Высшим органом Сообщества является Высший Совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также председатель Исполнительного Комитета.

Высший Совет в пределах полномочий Сообщества рассматривает и решает важнейшие вопросы развития Сообщества, контролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений.

Высший Совет определяет местонахождение органов Сообщества.

Высший Совет избирает председателя на ротационной основе сроком на два года.

Решения Высшего Совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из Сторон имеет один голос. Председатель Исполнительного Комитета имеет совещательный голос.

Высший Совет утверждает свой статус.

Стороны учреждают Парламентское Собрание, формируемое из равного числа парламентариев от каждой из Сторон.

Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты и вносит соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты Сторон и в Высший Совет — по вопросам развития правовой базы Сообщества.

Решения Парламентского Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов.

Заседания Парламентского Собрания правомочны, если на них присутствует не менее двух третей депутатов от каждой из Сторон.

Парламентское Собрание принимает свой регламент.

Для организации практической работы по выполнению Договора Высший Совет создает Исполнительный Комитет в качестве постоянно действующего исполнительного органа, а также отраслевые органы управления.

Председатель Исполнительного Комитета назначается Высшим Советом.

В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей Сторон. Персональный состав представителей Сторон в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

  • разрабатывает проекты и программы по реализации целей и задач Сообщества;
  • предложения по финансированию мероприятий, осуществляемых Сообществом;
  • предложения по созданию органов и организаций, обеспечивающих решение соответствующих задач Сообщества, и вносит их на утверждение Высшего Совета;
  • разрабатывает и утверждает мероприятия по выполнению решений Высшего Совета, утвержденных проектов и программ Сообщества, организует и контролирует их выполнение;
  • координирует деятельность других органов и организаций, привлекаемых каждой из Сторон для осуществления проектов и программ Сообщества;
  • заключает от своего имени соответствующие гражданско-правовые договоры;
  • в пределах выделенных в бюджет Сообщества средств осуществляет финансовое и иное обеспечение реализуемых проектов, программ и отдельных мероприятий;
  • ежегодно представляет Высшему Совету отчеты о ходе исполнения проектов и программ Сообщества.

Функции Исполнительного Комитета, порядок его деятельности определяются положением об этом Комитете, утверждаемым Высшим Советом.

Исполнительный Комитет имеет аппарат, численность которого устанавливается Высшим Советом.

К функциям создаваемых органов Сообщества относятся :

  • проведение общей экономической и социальной политики,
  • разработка и реализация совместных программ;
  • формирование единой нормативно-правовой базы;
  • осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем;
  • разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты;
  • формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи;
  • рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей;
  • взаимодействие в решении вопросов занятости населения;
  • согласованное осуществление внешнеэкономических связей;
  • совместная организация таможенного дела;
  • формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики;
  • всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства;
  • взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
  • создание единой метеорологической службы;
  • взаимодействие в обеспечении безопасности и охране границ.

Высший Совет и Исполнительный Комитет вправе в пределах своей компетенции принимать решения, подлежащие непосредственному их исполнению, без ущерба конституциям Сторон либо решения, подлежащие трансформации в национальное законодательство.

Бюджет Сообщества формируется за счет ежегодного отчисления средств из государственных бюджетов Сторон и направляется на финансирование общих программ и содержание органов Сообщества. Стороны на основе дополнительных соглашений передают органам Сообщества имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью Сторон и используется исключительно в их общих интересах.

Участвуя в Сообществе, каждая из Сторон сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию, Государственный флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственной власти.

Государства, образующие Сообщество, являются субъектами международного права и самостоятельно устанавливают дипломатические и консульские отношения, торговые и иные связи с иностранными государствами, заключают международные договоры.

Стороны сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях.

Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство определяются референдумами, которые проходят на территориях Сторон в соответствии с их национальным законодательством.

Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Настоящий Договор временно применяется со дня подписания, подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Совершено в г. Москве 2 апреля 1996 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.