Договор о евразийском экономическом союзе астана 29 мая 2019 года

Подписан Договор о Евразийском экономическом союзе

В Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, по итогам которого Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе.

Договор о Евразийском экономическом союзе должен начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года.

Работа над документом была начата ещё в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета. Тогда президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала своего рода «дорожной картой» развития интеграционного взаимодействия.

С российской стороны в подготовке договора принимали участие более 30 федеральных органов исполнительной власти. В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации.

Три государства принимают обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

мировая экономика

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств — Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат — для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза — сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза», — такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Смотрите так же:  Спбгасу приказ о зачислении 2019

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Источник — CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии — по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину — 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути — единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно «выгодно» и «очень выгодно» приведены ниже:

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.

Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г., от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК, от 10 июля 2018 г. и от 7 декабря 2018 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

Смотрите так же:  Какой нужен стаж работы для получения ипотеки

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане

АСТАНА, 29 мая — РИА Новости. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали в четверг договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), он вступит в силу с 1 января 2015 года. Подписи под документом на заседании Высшего Евразийского экономического совета поставили лидеры трех стран — Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев.

К подписанию документа стороны шли несколько лет, последовательно в ходе переговоров решая сложные вопросы. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, накануне подписания по договору о создании ЕАЭС оставались неурегулированными несколько моментов, которые на уровне вице-премьеров трех стран должны были быть сняты. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в четверг утром перед встречей лидеров трех стран сообщил РИА Новости, что делегациям, работавшим над подготовкой договора о создании ЕАЭС, удалось снять все разногласия.

В конце апреля в Минске лидеры встречались и обсуждали разногласия по документу. Тогда стороны договорились доработать его к встрече в мае в Астане.

Внешняя политика

Лукашенко тормозит Евразию

Белорусский парламент ратифицирует договор о Евразийском экономическом союзе не раньше конца года

Белорусский парламент займется ратификацией договора о Евразийском экономическом союзе только в самом конце года: белорусское правительство вновь приступило к изучению вопроса о том, выгодно ли для Белоруссии участие в этом интеграционном проекте. Все это, по мнению экспертов, означает одно: белорусские власти хотят запустить новый раунд торгов, стараясь получить от России максимум преференций.

Лидеры России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании ЕАЭС

Когда 29 мая в Астане был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана и России, предполагалось, что документ без каких-либо проблем ратифицируют парламенты всех трех стран и к 1 января союз благополучно заработает.

Но проблем, похоже, все-таки не избежать. Глава нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко заявил, что договор о создании Евразийского экономического союза планируется внести в палату представителей Национального собрания Белоруссии не раньше ноября-декабря 2014 года.

«Что касается внесения в парламент этого документа, то он сейчас прорабатывается нашими министерствами и ведомствами. Это очень серьезный и объемный договор, — цитирует спикера государственное информагентство «БелТА». — Пока конкретные сроки его внесения сказать не могу, но думаю, что это будет не раньше ноября-декабря».

Между тем еще в начале июня член комиссии по международным делам белорусского парламента Адам Вашков заверял корреспондента «Газеты.Ru» в том, что «большой проблемы по ратификации не будет».

«Мы его примем в кратчайшее время, как только он поступит от президента, — сказал тогда Адам Вашков. — И я поясню, почему здесь больших вопросов не будет. Сам этот договор собрал в себе многие те договоры, которые мы уже ратифицировали. И я думаю, что ратификация пройдет успешно, потому что на нее настроены члены палаты».

Но сейчас белорусские депутаты на каникулах, а экономические ведомства правительства и впрямь, по информации источников «Газеты.Ru», занялись повторным изучением всех плюсов и минусов Евразийского экономического союза для Белоруссии. Хотя такую работу полагалось вести (и ее действительно вели) до подписания договора президентами.

Договор о создании ЕАЭС стал, пожалуй, самым «трудным ребенком» интеграции на постсоветском пространстве. Сперва Россия, Казахстан и Белоруссия прошли этапы создания зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства. Но переход на новый этап занял более полутора лет. Во многом из-за позиции Александра Лукашенко, который не уставал повторять, что в экономическом плане договор для его страны скорее невыгоден, чем выгоден.

Всего за месяц до подписания договора, на саммите в Минске 29 апреля, Лукашенко прямо говорил, что не готов подписывать союзный договор, в котором много изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров.

Россия согласилась снизить изъятие пошлин от экспорта нефтепродуктов для Белоруссии

При этом для Белоруссии наиболее болезненные изъятия — это те, которые касаются экспортной пошлины на нефтепродукты, возвращаемой в российский бюджет. Цена вопроса — $4 млрд в год. Лукашенко прямым текстом предупредил, что его «настораживает» нежелание россиян решить имеющиеся проблемы, притом что они давно известны и не раз служили предметом переговоров.

Ссылаясь на текст договора, белорусский президент сказал, что устранение разногласий планируется отложить на десять лет, до 2025 года. «Это по крайней мере странно. Если мы сейчас не готовы, тогда давайте подписывать договор через десять лет», — подчеркнул Лукашенко. Вид Владимира Путина не оставлял сомнений, что эти слова стали для него неприятной неожиданностью. Тем не менее президент России дипломатично призвал искать компромиссы, уверив, что «можно найти какие-то вещи, которые будут приемлемы для всех».

Затем стало известно, что официальный Минск не согласен проводить единую политику в сфере санитарных, фитосанитарных и карантинных мер, настаивая на том, что в ЕАЭС она должна быть «скоординированной» или «согласованной».

В целом белорусская сторона была скорее готова согласовывать в ЕАЭС свои действия, но не выполнять общие для всех решения.

Даже накануне вылета в Астану, где и состоялось подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, Александр Лукашенко не преминул заявить, что подготовленный документ — «не тот договор», который хотела бы видеть Белоруссия.

Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников уверен, что в данном вопросе белорусские депутаты не более чем инструмент в руках Александра Лукашенко: «Осенняя сессия Национального собрания открывается 2 октября и длится не более 80 дней. С учетом того что в Беларуси нет парламента, а есть набор людей, дружно жмущих по приказу кнопку нужного цвета, особой интриги я пока не наблюдаю. Будет высочайшее указание — одобрят минут за пятнадцать».

Смотрите так же:  Приказ от 22.06.09 357н

По мнению эксперта, на самом деле откладывание ратификации на крайний срок — свидетельство начала нового цикла торгов, в ходе которых Минск хочет получить от Москвы дополнительную порцию выгод.

«Внешне, конечно, все выглядит тревожно. Мол, могут и не успеть до заветной даты 01.01.2015. На это и расчет: вокруг перспектив ЕАЭС торг продолжается, — говорит Поротников. — Беларусь хочет оставлять себе экспортные пошлины на нефтепродукты. Россия делает вид, что готова согласиться. И одновременно готовит резкое повышение размера НДПИ, который нивелирует потерю нефтяных экспортных пошлин. А заодно повысит ввозную стоимость нефти для белорусских нужд. Союзники по ЕАЭС в традиционной для всех постсоветских объединений манере продолжают попытки «кинуть» партнеров».

Существует еще одна версия того, почему Белоруссия могла решить притормозить запуск ЕАЭС. Уже после подписания договора президентами, когда его текст был опубликован в интернете, в Белоруссии разгорелся крупный общественный скандал — насколько крупный скандал вообще возможен в сегодняшней Белоруссии.

Журналисты выяснили, что в договоре скрывается ловушка. «Решение страны о выходе из ЕАЭС принимается по принципу консенсус минус голос государства-члена, уведомившего о своем намерении прекратить свое членство в союзе», — сказано в документе. Иначе говоря, выйти из нового интеграционного образования страна-участник может только… с согласия других стран. То есть, если Белоруссия вдруг захочет выйти из ЕАЭС, Россия с Казахстаном запросто могут этому воспротивиться. Или только Россия. Или только Казахстан.

Даже Конституция СССР, ст. 72, гарантировала: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». То есть формально никто не имел права препятствовать республике в выходе из Союза.

Понятно, что подобный момент в договоре о создании ЕАЭС прямо противоречит белорусской конституции. Возможно, в новой международной ситуации на постсоветском пространстве официальный Минск решил перестраховаться — и исключить из договора пункт, который в будущем потенциально способен создать лишние политические проблемы.

Назарбаев предложил провести следующий саммит ЕАЭС в Астане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил партнерам по ЕАЭС провести следующий саммит организации в Астане в мае 2019 года, передает Tengrinews.kz со ссылкой на сайт Акорды.

«В далеком 1994 году я впервые выступил в стенах МГУ с идеей создания этого интеграционного проекта и высказался о принципах равноправия и добровольности. Тогда я представлял себе мощный экономический союз, который со временем трансформируется в большого игрока на международной арене. Сегодня эта идея стала реальностью. В следующем году исполняется 5 лет с момента подписания Договора о ЕАЭС и 25 лет идее евразийской интеграции. Предлагаю провести очередное заседание в Астане в мае следующего года, приурочив его к этим двум юбилейным датам», — сказал Глава государства.

Сообщается, что в ходе заседания члены Высшего Евразийского экономического совета заслушали отчет о ходе реализации цифровой повестки, а также рассмотрели вопросы формирования общих рынков в сферах газа, нефти и нефтепродуктов и обсудили актуальные темы дальнейшего взаимодействия в рамках интеграционного объединения.

Президент Казахстана подчеркнул, что 2018 год стал особенно важным в истории ЕАЭС.

«Несмотря на сложившиеся внешние условия и риски, связанные с волатильностью мировой экономики, нам удалось сохранить положительную динамику роста. Так, с января по сентябрь текущего года произошло существенное увеличение объемов внешней и взаимной торговли», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Нурсултан Назарбаев также остановился на результатах работы в области реализации основных направлений цифровой повестки до 2025 года.

«Успешно проведен эксперимент по спутниковому мониторингу транзитных грузов между казахстанскими и российскими таможенными службами. Продолжается работа по устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле. Кроме того, активно развивается международное сотрудничество», — сказал Глава государства.


Фото: akorda.kz

Глава государства указал на важность завершения работы по документам, направленным на обеспечение четырех «свобод», в том числе и Соглашения о пенсионном обеспечении граждан стран ЕАЭС.

«Нам необходимо к 2025 году устранить все имеющиеся препятствия во взаимной торговле. Это важное условие полноценного функционирования нашего Объединения. Комиссии и правительствам необходимо активизировать работу в данном направлении», — сказал Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость реализации «якорных» проектов в ключевых секторах экономики. В этой связи Комиссии и правительствам стран ЕАЭС было рекомендовано определить перечень данных проектов.

В завершение Президент Казахстана выразил уверенность в том, что принятые по результатам заседания решения придадут новый импульс для дальнейшего развития организации.

«В 2019 году председательство в органах ЕАЭС переходит к Армении. Желаю, чтобы год вашего председательства прошел плодотворно во благо наших народов», — сказал Нурсултан Назарбаев.

По данным РИА Новости, Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана, Беларуси и Единого экономического пространства. Является международной организацией региональной экономической интеграции. Договор о создании Евразийского экономического союза подписан президентами России, Беларуси и Казахстана 29 мая 2014 года в Астане. Договор вступил в силу 1 января 2015 года, тогда и состоялся запуск работы союза. Армения вошла в состав союза 2 января 2015 года, 12 августа 2015 года присоединился Кыргызстан. В мае этого года статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Молдавия.

ЕАЭС является одним из крупнейших экономических объединений с более чем 183 миллионами потребителей. Функционирует на основе универсальных норм и принципов ВТО. Сформирован общий рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.