Договор буксировки и его виды

3. Особенности договора буксировки на морском транспорте

На морском транспорте используется два вида договора буксировки: договоры морской или портовой буксировки. В первом случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, а во втором случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно (иной плавучий объект) для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для его ввода в порт или для вывода из порта (ст.

Эти договоры также являются двусторонними, консенсуальными и возмездными. Договор морской перевозки всегда заключается в письменной форме, а договор портовой перевозки может быть заключен и устно (ст. 227 КТМ). Важно отметить, что правила КТМ о договоре буксировки носят диспозитивный характер и применяются, если иное не установлено соглашением сторон.

При этом морская буксировка обычно осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, тогда как портовая — под управлением капитана буксируемого судна. Данное положение имеет юридическое значение с точки зрения ответственности за ущерб, нанесенный буксируемому объекту и находящимся на нем людям и имуществу: в первом случае предполагается вина владельца буксирующего судна, а во втором — вина владельца буксируемого судна. Однако по письменному соглашению сторон управление буксировкой и соответственно — презумпция вины в нанесении ущерба буксируемому объекту могут быть иными: морская буксировка будет осуществляться под управлением капитана буксируемого судна, а портовая — буксирующего судна (п. 2 ст. 229, п. 2 ст. 230 КТМ). Но во всех случаях такая ответственность сторон наступает при наличии вины в нанесении ущерба буксируемому объекту, даже несмотря на то, что буксировка осуществляется в рамках предпринимательской деятельности. Это отличает ее от ответственности за несохранность груза по договору его перевозки.

Договор буксировки и его виды

Связующим звеном экономики выступает транспорт, образующий особую отрасль материального производства – транспортную промышленность. Производственная деятельность одного из видов транспорта – речного – охватывает главным образом транспортировку материальных объектов, осуществляемую в сфере перевозки и буксировки. Буксировка плавучих объектов экономически выгодна народному хозяйству, так как является самым дешевым видом перемещения. Развитие буксировки требует совершенствования экономических отношений предприятий речного транспорта и их клиентуры, а также правовых форм этих отношений. Договор буксировки плавучих объектов – одна из таких форм. На сегодняшний день правовое регулирование договорных отношений по буксировке не обеспечивает надлежащего функционирования соответствующих экономических связей. Договором буксировки опосредуется специфическое экономическое отношение, в рамках которого реализуется деятельность по буксировке. Буксировка, являясь разновидностью деятельности по перемещению материальных объектов, имеет особенности, обусловленные спецификой ее объектов. Обладая свойствами плавучести и управляемости, эти объекты требуют особого способа перемещения, совершаемого с помощью буксирного флота специально обученными работниками морского и речного транспорта. Буксировочная деятельность, осуществляемая предприятиями водного транспорта в интересах организаций- владельцев плавучих объектов, приобретает форму особой транспортной услуги с соответствующей стоимостью. Экономические отношения по предоставлению такой услуги и опосредуются договором буксировки. Таким образом, можно сказать, что изучение сущности и видов договора буксировки представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Арзуманова Т.И., Брагинский М.И., Гатин А.М., Устинов Р.Е. и других. Целью курсовой работы является изучение сущности и видов договора буксировки. Задачами курсовой работы являются: — определить понятие и основные виды договоров, его содержание и условия; — изучить понятие и сущность договора буксировки; — рассмотреть предмет, форму, стороны договора буксировки; — изучить обязанности и ответственность по договору буксировки; — рассмотреть особенности договора буксировки на морском транспорте. Объектом исследования является договор буксировки. Предметом исследования является предмет, форма, стороны договора, его виды и особенности. При написании курсовой работы применялся метод обобщения и классификации, метод анализа научной литературы. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Хотелось бы отметить, что договор является соглашением двух или же нескольких лиц об установлении и изменении или же прекращении определенных гражданских прав, обязанностей, то есть это некоторая двухсторонняя или же многосторонняя сделка. То есть, заключая какой-либо договор, различные стороны должны руководствоваться некоторыми нормами ГК о сделках, а также общими положениями ГК об различных обязательствах, нормами, которые посвящены условиям договоров, порядку их заключения. На сегодняшний день договор служит ключевой формой организации, а также регулирования различных имущественных отношений между независимыми, равноправными сторонами. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации определенная свобода договора закрепилась как основополагающий принцип гражданского права в нашей стране, как и во многих развитых зарубежных государствах. По договору буксировки транспортная организация обязуется отбуксировать плавучий объект, а владелец плавучего объекта – принять участие в процессе буксировки, обеспечивая сохранность и своевременность доставки объекта к месту назначения, получатель обязуется своевременно принять объект, не допуская его повреждения, и внести плату за буксировку. Договор буксировки относится к числу хозяйственных договоров по оказанию транспортных услуг. Субъектами договора выступают: буксировщик (транспортная организация), владелец плавучего объекта – стороны договора; получатель плавучего объекта – третье лицо, в пользу которого заключается договор. В случае совпадения получателя и владельца плавучего объекта в одном лице, первый выполняет роль стороны договора буксировки. Особенность договора буксировки состоит в том, что владелец не только отправляет плавучий объект, но и остается его собственником или владеет им на праве оперативного управления до передачи получателю, т. е. участвует в процессе буксировки. Хотелось бы отметить, что при необходимости проведения периодических буксировок все стороны могут заключать определенный договор о некоторой организации буксировок, где устанавливается ответственность всех сторон, сроки и объемы буксировок, ключевые условия предъявления различных буксируемых объектов именно для буксировок, осуществления различных буксировок, а также их оплаты, расчетов за них, прочие условия организации процесса буксировок. Основные характеристики данного договора: он является взаимным; договор является возмездным; договор буксировки может быть консенсуальным или реальным. Основным предметом данного договора являются различные услуги, которые заключаются в перемещении какого-либо плавучего объекта. Данным объектом может являться судно или какой-либо плот, несамоходная баржа, определенный транспорт, который выводится буксиром из некоторой гавани. Можно говорить о том, что на современном речном транспорте данный договор должен быть заключен именно в письменной форме в виде некоторой накладной, которая представляется клиентом буксировщику. Именно в обмен на данную накладную буксировщик выдает клиенту квитанцию. Что же касается договора морской буксировки, то этот договор может заключаться в абсолютно любой форме в не зависимости от его определенной суммы. Но факт возложения различных обязанностей именно по управлению определенной буксировкой на капитана должен всегда доказываться лишь письменными доказательствами.

Смотрите так же:  Пособие по массажу ребенка

Договор буксировки и его виды

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

§ 1. Понятие и виды договора буксировки

Понятие договора буксировки. С технической точки зрения буксировать (тянуть или толкать) — значит перемещать при помощи самоходного транспортного средства какой-либо находящийся за его пределами объект (судно, кран, док и т.

Посредством буксировки иногда достигаются те же цели, что и при перевозке грузов. Например, доставка такого груза, как древесина, возможна в порядке буксировки плотов. В этих случаях в планы грузовых перевозок включается и буксировка, а ее договорное оформление становится столь же обязательным, как и заключение планового договора перевозки грузов. За указанными пределами планирование, обязывающее или управомочивающее к заключению договора буксировки, не применяется, а производственный план предприятия-буксировщика для его клиентуры юридического значения не имеет. При таких обстоятельствах буксировка опосредствуется неплановым договором.

В договоре буксировки участвуют буксировщик и владелец буксируемого объекта. Материальным объектом договорного правоотношения является то, что буксируют, а юридическим — сама деятельность по буксировке. Осуществляя эту деятельность, буксировщик приобретает право на вознаграждение со стороны обслуживаемого им клиента.

Буксировка и есть договор, в силу которого одна сторона, буксировщик, обязуется за вознаграждение, уплачиваемое другой стороной, владельцем буксируемого объекта, буксировать (тянуть или толкать) этот объект в соответствии с заданием, указанным в договоре.

Буксировка представляет собой взаимный и возмездный договор. Поскольку буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке, этот договор относится к числу взаимных. Он также возмезден, ибо за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта. Неплановая буксировка всегда носит консенсуальный характер, так как, прежде чем приступить к ее исполнению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т, п. Плановые задания, доводимые непосредственно до каждой стороны, уточняются и конкретизируются, подобно отношениям по перевозке грузов, отри помощи декадных заявок, а кроме того, для буксировки плотов составляются календарные графики с обозначением времени и места подачи тяги. Поэтому каждая в отдельности сделка считается совершенной в момент сдачи плотов буксировщику и, следовательно, должна быть признана реальным договором.

Самостоятельность буксировки, не связанной с доставкой груза, очевидна. Иногда, впрочем, предпринимаются попытки рассматривать ее как разновидность подряда или имущественного найма. Известно, что такая трактовка давалась и перевозке. Но и тому и другому взгляду присущи одинаковые пороки, выражающиеся в пренебрежении спецификой работы транспорта вообще, не говоря уже об отдельных видах деятельности транспортных предприятий. Не столь очевидна правовая самостоятельность буксировки, экономическим эффектом которой является перемещение грузов. Казалось бы, не все ли равно, как, например, доставляется лес — на самом судне или в виде буксируемого плота? Экономический результат в обоих случаях один и тот же. Но юридически отношения сторон строятся по-разному, с точки зрения выполняемых функций, предоставленных прав и возложенных на контрагентов обязанностей, ибо перевозчик имеет дело с грузом, а буксировщик — с плавучим объектом. Указанное обстоятельство и служит главной причиной, предопределяющей самостоятельность договора буксировки независимо от особенностей его отдельных разновидностей.

В литературе последних лет почти не встречаются попытки полного отождествления договоров буксировки и перевозки грузов.

Наиболее решительные противники такого отождествления — М. А. Тарасов и А. Д. Кейлин. Первый ссылается на то, что при перевозке груз переходит во владение пароходства, а при буксировке остается во владении контрагента транспортного предприятия369. Второй отмечает, что «если при договоре морской перевозки грузов перевозчик принимает на сохранность перевозимый груз, то при буксировке, поскольку иное не будет обусловлено, буксируемое судно не передается на сохранность владельцу буксира370.

Сам же И. Г. Шерман372, а также М. Е. Ходунов373 и Б. Б. Черепахин374 отмечают большое сходство между обоими договорами. В то же время Б. Б. Черепахин допускает и их приравнение в случаях, «когда буксируемое судно вместе с перевозимым на нем грузом целиком и полностью вверено буксировщику, и этот последний принял попечение над судном и находящимся на нем грузом»375.

Некоторое сходство договоров перевозки грузов и буксировки плотов — факт неоспоримый. Именно поэтому, как будет видно из дальнейшего, нормы, рассчитанные на перевозку грузов, применяются в значительной своей части и в области отношений по буксировке плотов. Но сходство не есть тождество, и только этим можно объяснить применение не прямо, а лишь по аналогии к одному из договоров норм, сконструированных для другого договора. И. В. Алексеев обоснованно обращает внимание на то, что «ответственность владельца плота за качество сплотки продолжается на все время буксировки, даже при отсутствии плотокоманды»376. Объясняется это сохранением при всех обстоятельствах основной качественной особенности буксировки: ее материальным объектом является не груз, а плавучий объект (плавучее сооружение).

Виды и источники правового регулирования отношений по буксировке. В зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают три вида буксировки: буксировку плавучего объекта на определенное расстояние, либо в течение определенного времени, либо для выполнения определенного маневра (ст. 187 КТМ, ст. 126 УВВТ). Наиболее широко распространено буксирование объекта на определенное расстояние. По договору буксировки на определенное время буксировщик должен в течение установленного срока выполнять задания, связанные либо с буксированием объекта на расстояние, либо с осуществлением маневра. Следовательно, второй вид практически сводится к первому или третьему видам буксировки, либо сочетает элементы того и другого. Буксировка для выполнения маневра может быть проиллюстрирована на следующем примере: судно поставлено под погрузку левым бортом у причала, но по ходу погрузочных операций возникла необходимость повернуть судно к причалу правым бортом — для этого и используется буксировка.

Наряду с критерием порученного буксировщику задания договоры буксировки могут быть классифицированы соответственно специфике их материальных объектов. По этому признаку различают буксировку плотов, с одной стороны, и иных плавучих сооружений (судов, кранов, доков и т. п.) — с другой. Такая классификация имеет большое практическое значение, поскольку правовой режим, установленный для буксировки плотов, существенно отличается от режима, которому подчинена буксировка всех прочих плавучих объектов.

Наконец, если иметь в виду сферу применения, рассматриваемый договор выступает в виде морской или речной буксировки. Отмеченное различие существенно потому, что действующее общее гражданское законодательство (Основы и ГК) не формулирует норм о договоре буксировки, и он подчиняется самостоятельным нормативным правилам, установленным для каждого из двух названных видов транспорта.

Смотрите так же:  Мировой суд 1 ленинский район екатеринбург

На морском транспорте договору буксировки посвящены гл. XI КТМ (ст. ст. 187—193), гл. V Общих правил морской перевозки (пп. 114—123), а также специальные Правила буксировки леса в плотах377. На речном транспорте тот же договор регулируется гл. VI УВВТ (ст. ст. 126—140) и Правилами буксировки плотов378. Кроме того, согласно ст. 187 КТМ буксировка леса в плотах регулируется правилами гл. VIII того же Кодекса, посвященными договору морской перевозки, а в ст. 126 УВВТ сказано, что при буксировке плотов и судов в соответствующих случаях применяются правила разд. IV того же Устава, относящиеся к речной перевозке. Более точной следует признать формулу ст. 126 УВВТ, имеющей в виду применение к буксировке норм, рассчитанных на перевозку, не в полном объеме, а лишь в соответствующих случаях, и не прямо, а по аналогии. Иная формулировка КТМ в какой-то мере объяснима включением в главу о перевозках некоторых норм о буксировке плотов, чем, однако, не устраняется ни самостоятельность буксировки, ни невозможность применить к ней нормы о перевозке в полном объеме (ст. 166 КТМ) и без аналогии. Но поскольку перевозка уже была освещена, необходимо сосредоточиться на нормах, специфичных именно для договора буксировки.

Договор буксировки: понятие, виды, содержание, оформление

Договор буксировки специально регулируется только нормами КТМ и КВВТ.

Договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть, толкать) судно либо другой плавучий объект, не являющиеся грузами до определенного порта (пристани), а также выполнять определенные маневры, а другая сторона (владелец буксируемого объекта или клиент) – выплатить обусловленное вознаграждение. (КТМ, КВВТ)

Предмет договора буксировки реального типа – это услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и рассматриваются в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств. Правовое регулирование такой буксировки осуществляется в рамках транспортных кодексов и специальных правил о буксировке.

Договор буксировки – взаимный и возмездны. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта — предпринимателя.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Например, договор на транспортную буксировку плавучих объектов – реальный, т.к. права и обязанности по нему возникают в момент предоставления объекта к транспортированию, а имущество владельца этого объекта передается на ответственность буксировщику. Договор на выполнение других (внутрипортовых) буксировочных операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой, буксировка судов с внешних рейдов к местам грузовой обработки и обратно и др.) относится к числу консенсуальных.

Договор буксировки реального типа заключается в письменном виде. При предъявлении объектов к буксировке их владелец обязан предоставить буксировщику (перевозчику) специальную накладную, а буксировщик после оплаты стоимости буксировки – выдать ему квитанции о приеме объекта для транспортирования. Кроме накладной для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются и другие документы, формы и порядок заполнения которых устанавливаются правилами буксировки.

Выполнение буксировочных (портовых) операций осуществляется на основе договоров об осуществлении буксировки или заявок владельцев плавучих объектов.

Обязанности сторон такого договора разделяют на 2 группы:

1-я из них должна быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия объекта к буксировке;

2-я выполняется в процессе буксировки и после ее завершения.

К 1-й группе относятся следующие обязанности владельца объекта:

— привести объект в состояние, годное для безопасного плавания;

— укомплектовать объект экипажем либо назначить на него проводника;

— оплатить стоимость буксировки.

Буксировщик до приема объекта обязан:

— предоставить в согласованном месте и в обусловленное время определенное судно в качестве тяги для буксировки, оборудованное всем необходимым и укомплектованное экипажем;

— произвести осмотр буксируемого объекта, проверку оборудования и документов, результаты осмотра и проверки зафиксировать в накладной и акте.

Основная обязанность буксировщика состоит в том, чтобы доставить буксируемый объект в пункт назначения без повреждений и в установленные сроки. Она возлагается на капитана буксировочного судна, которому в оперативном отношении подчинена команда объекта.

Завершается процесс буксировки сдачей получателю на специальных рейдах и оформлением технического акта.

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)

В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т.е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность — ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик — с плавучим объектом.

Смотрите так же:  Санитарно-гигиенические требования к воде и почве

При морской буксировке ответственным лицом за буксировку является владелец буксира, а при портовой – владелец буксируемого судна, если иное не установлено договором.

Также на морском транспорте широко применяются типовые проформы (для морской буксиовки), наиболее известными являются – Towcon и Towhire.

Договор буксировки

В результате изучения главы 12 студент должен:

знать определение, виды, основные характеристики, субъектный состав, формы и элементы договора буксировки, особенности буксировки на морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;

уметь разграничивать данный договор с договорами перевозки, аренды транспортных средств с экипажем, подряда и др.; разграничивать морскую и внутрипортовую буксировку;

владеть навыками оформления договора буксировки, акта о готовности буксируемого объекта к буксировке, акта окончания буксировки.

Понятие и сфера применения договора буксировки

Перемещение материальных объектов может быть опосредовано не только договором перевозки, когда груз, багаж либо грузобагаж передаются под ответственность перевозчика. Возможны случаи, когда перевозчик предоставляет только услуги тяги (толкания) транспортного средства, не владея перемещаемым объектом. Обычно это происходит, когда необходимо доставить в пункт назначения несамоходное либо иное транспортное средство, которое не может самостоятельно перемещаться. Такие услуги оформляются договором буксировки. Услуга по буксировке транспортных средств получила достаточно широкое распространение. Довольно часто встречается буксировка сломанного автомобиля. Локомотив перевозчика может быть использован для тяги груженых вагонов (например, почтовых), которые находятся вместе с грузом во владении иных лиц, в том числе и при совершении маневровых работ. Воздушный кодекс СССР 1935 г. содержал нормы об ответственности за причинение вреда воздушным поездом при буксировке самолетов. Но наибольшее распространение договор буксировки получил на внутреннем водном и морском транспорте. Именно КВВТ и КТМ содержат наибольшее количество норм, посвященных буксировке груза. К сожалению, ГК не содержит единого определения договора буксировки для всех видов транспорта. Поэтому, обобщив положения транспортных уставов и кодексов, а также научные взгляды на правовую природу договора буксировки, приведем следующее его определение.

По договору буксировки владелец одного транспортного средства обязуется переместить другое транспортное средство либо плавучий объект на определенное расстояние и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а владелец перемещаемого (буксируемого) объекта обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ).

Указание в определении на «плавучий объект» можно считать условным. Имеется в виду в подобных случаях не просто «объект, обладающий свойством плавучести», а то, что именно это его свойство используется при перемещении. Подтверждением может служить уже то, что, например, бревна, представляющие собой как таковые плавучий объект, могут быть транспортированы путем размещения их на палубе или в трюме обычного грузового судна, т.е. в традиционных рамках договора перевозки груза [1] .

Сторонами договора буксировки являются владельцы транспортных средств, один из которых (буксировщик) выступает в роли исполнителя, а другой (владелец буксируемого объекта) является заказчиком. Вместе с тем участником правоотношения по буксировке, так же как и при перевозке грузов, может быть грузополучатель. В связи с этим договор буксировки следует квалифицировать в качестве договора в пользу третьего лица.

Договор буксировки является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Следует отметить, что существует мнение, согласно которому на вопрос о том, каким является этот договор: реальным или консенсуальным – однозначного ответа нет. Так, Г. П. Савичев отмечает, что «права и обязанности по договору могут возникать в одном случае в момент предъявления плота или судна (реальный договор), а в другом случае и при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой) договор является консенсуальным» [2] . Однако, как отмечает М. И. Брагинский, «следует учесть, что в подобном случае “передачи имущества”, при которой одна сторона приобретает определенное право на имущество, а другая его утрачивает, вообще не происходит. Буксировка относится к числу договоров на оказание услуг, при которых сторона принимает на себя обязанность лишь “предоставить имущество” контрагенту: отправитель – буксируемый объект, а буксировщик – буксируемое судно (тягу) – отправителю. Следовательно, происходит то, что отличает, например, договор на оказание услуг по уборке помещения. Такого рода договоры уже по указанной причине не укладываются в рамки реального договора. Они могут быть только консенсуальными с тем, что предоставление имущества – это не более чем обязательство стороны, возникшее из заключенного к тому времени договора» [3] .

Подобно договорам об организации перевозок законодатель предусмотрел возможность заключения такого организационного соглашения, как договор об организации буксировок. Он заключается при необходимости осуществления систематических буксировок и может устанавливать ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, производства буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок (п. 5 ст. 88). Однако предмет договора об организации буксировок не совпадает с предметом договора об организации перевозок грузов. В рамках первого из них происходит многократное заключение консенсуальных разовых договоров буксировки, в то время как на основании второго заключаются не только реальные договоры перевозки конкретных грузов, но и предшествующие им консенсуальные договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

КТМ различает два вида буксировки:

  • 1) морская буксировка – буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;
  • 2) портовая буксировка – выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта [4] . На речном транспорте владелец буксирного судна также может на основании заявки в письменной форме осуществлять работы на рейде порта (п. 4 ст. 88 КВВТ).

  • [1]Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3. С. 570.
  • [2]Савичев Г. П. Транспортное и экспедиционное обязательство. С. 45.
  • [3] См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3. С. 561.
  • [4] См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Г. Г. Иванова. Гл. VIII. С. 384.