Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность

Оглавление:

Безвозмездная передача земельного участка в собственность

Является ли бесплатная передача земельного участка в собственность гражданину безвозмездной сделкой или это акт органа местного самоуправления. Имеет ли право супруг на получение половины земельного участка, в случае если земельный участок был предоставлен в собственность другому супругу бесплатно.

Это не безвомездная сделка и как правило участки входят в раздел имущества супругов, если участок выделен был в период брака и далее оформлен.

Мне в администрации дали договор о безвозмездной передачи земельного участка с собственность. Сказали с договором идти в росреестр оформлять в собственность. В одном из пунктов договора написано, что гражданин обязан: в течении месяца после регистрации право собственности на земельный участок оформить разрешения на строительство жилого дома в Управлении градостроительства и архитектуры администрации города. Вопрос: Если я не собираюсь строить дом, а просто будет у меня на участке огород, могу я не оформлять разрешения?

Нужно изучить основания и условия передачи земельного участка в собственность.

есть условия договора их стороны должны выполнять.

Скажите пожалуйста, что такое Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность и, главное, какой статьёй закона он регулируется?

Это договор по которому земля передается безвозмездно (ст. 421 ГК РФ)

Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование

Выдел участка в безвозмездное пользование прописан в ст. 24 ЗК РФ.

На сегодняшний день вопрос безвозмездного пользования земельными участками является одним из самых актуальных как в юридической науке, так и на практике.

Это связано с тем, что подобная тема имеет ряд правовых нюансов, которые необходимо учитывать в процессе пользования наделом лесного, сельскохозяйственного или иного предназначения. Регламентация порядка выдела земельного участка в безвозмездное пользование прописана в ст. 24 ЗК РФ.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Срок безвозмездного пользования земельным участком

Что собой представляет договор безвозмездного пользования земельным участком? Данный вопрос регулируется ГК РФ, а именно, статьями 689-701 указанного нормативно-правового акта.

Согласно данному правовому акту договор безвозмездного пользования земельным участком заключается между двумя сторонами. Собственник надела (в нашем случае это либо государство, либо муниципалитет) по контракту должен передать в безвозмездное пользование участок, а вторая сторона принять и использовать территорию согласно целевому предназначению.

Законодательный порядок подразумевает, что договор безвозмездного пользования имеет типовую форму, которая соответствует соглашениям гражданско-правового характера. Форма договора – письменная. Образец акта можно получить в уполномоченном органе государственной или же муниципальной власти. Кроме того, образец можно найти в свободном доступе в Интернете либо на портале государственных услуг.

Договор безвозмездного пользования подразумевает включение в контракт основополагающей информации, которая касается:

  • категории земельных наделов (например, лесного назначения), к которым причисляется участок;
  • кадастровый номер земельного участка, который выступает в качестве предмета срочного договора;
  • вид пользования землей, который разрешает законодательный порядок;
  • площадь надела лесного, сельскохозяйственного или иного предназначения, который передается в срочное пользование второму участнику соглашения;
  • месторасположение участка, который выступает в качестве объекта предоставления гражданам.

Предоставление земельных наделов лесного, сельскохозяйственного, садоводческого или иного предназначения осуществляется на конкретный срок, который закрепляют условия безвозмездного пользования (не стоит путать с контрактом аренды).

Срок должен быть согласован обеими сторонами контракта, что будет отражено в договоре безвозмездного пользования. После того как истечет срок, договор может быть либо расторгнут, либо продлен.

Регистрация права срочного пользования земельным наделом и расторжение договора аренды

Регистрация бессрочного или срочного договора является обязательным условием того, чтобы документ приобрел юридическую силу. Если одно из условий не будет прописано в контракте, то заключение подобного договора будет признано неосуществленным. Иными словами, регистрация права в уполномоченных органах будет невозможна.

Кроме того, регистрация договора срочного безвозмездного пользования земельным участком не считается необходимостью в том случае, если соглашение (не путать с контрактом по поводу аренды) заключается на срок до 1 года.

В том случае если договор безвозмездной эксплуатации (не аренды) подразумевает более длительный срок, то государственная регистрация обязательна.

Договор безвозмездного пользования земельным наделом лесного, жилого, сельскохозяйственного или коммерческого назначения может быть расторгнут обеими сторонами правового соглашения. Расторжение предусматривается как земельным законодательством, так и иными гражданско-правовыми актами.

Досрочное расторжение должно быть аргументировано, иными словами, участник контракта должен представить весомые доказательства наличия объективных причин для осуществления подобного действия. Полное расторжение договора происходит в случае смерти одного из участников соглашения, независимо от того, истек срок пользования или нет.

Круг лиц, кому предоставляются в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

На сегодняшний день законодатель предусматривает шесть оснований, с учетом которых происходит выделение земельного участка лесного, сельскохозяйственного, садоводческого или иного назначения. Но нас интересуют лишь некоторые из них, в частности:

  • Если предоставление земли происходит из государственного или муниципального фонда юридическим лицам. При этом основанием безвозмездного пользования территорией будет служить административный акт, который был составлен уполномоченными органами, но в рамках своей компетенции.
  • Если предоставление земельного участка осуществляется по заявлению религиозной организации. Как и в предыдущем случае детерминантой легитимности эксплуатации надела будет считаться административный акт, подписанный управомоченным на то органом государственной или муниципальной власти.
  • Если предоставление надела из муниципальной или же государственной собственности происходит юридическим лицам, с которыми заключен контракт на освоение территории, в том числе строительство сооружения для осуществления нужд государства.
  • Если предоставление территории происходит из фонда государства и муниципалитета, но с учетом главных оснований, прописанных в Лесном кодексе РФ. В данном случае речь может идти о наделении правом безвозмездного пользования как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, предоставление земельного участка для срочного, безвозмездного пользования (не аренды) лесного или сельскохозяйственного назначения по официальному договору возможно только ограниченному законодательством кругу лиц, категории которых прописаны в действующих нормативно-правовых актах.

Причем выдел территории осуществляется только уполномоченными на то властными органами на федеральном или муниципальном уровне.

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе — заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Смотрите так же:  Судебная практика спорам тсж

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта — схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 — 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

9. Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Основания безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Содержание статьи:

Земли федеральной собственности

Земельное право выделяет несколько видов собственности на территории. Одним из таковых является федеральная собственность на земельные участки. Согласно ст. 17 ЗК РФ, к таким землям относятся участки, которые принадлежат исключительно государству, то есть Российской Федерации, на следующих основаниях:

  • прямое указание на это федерального закона;
  • земли отнесены к таковым в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  • земли приобретены Россией на гражданско-правовых началах.

Право государства на землю подтверждается официальными документами, зарегистрированными в установленном порядке. Нередки случаи, когда возникает необходимость в передаче прав собственности от федерального ведомства к муниципальному.

Основания безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Федеральная территория может быть передана в распоряжение муниципалитета безвозмездно. В соответствии со ст. 39.30 ЗК РФ. Это могут быть следующие земельные участки:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • земли поселений и городских округов, утвержденные для дальнейшей застройки в рамках градостроительных норм, расположенные на территориях соответствующих поселений и городских округов;
  • земли муниципальных районов, утвержденные для дальнейшей застройки в рамках градостроительных норм, расположенные на территориях соответствующих муниципальных районов.

Земли, не подлежащие безвозмездной передаче в муниципальную собственность

Согласно п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ, передача земли в безвозмездное пользование в отношении некоторых территорий осуществлена быть не может. К таковым относятся:

  1. Территории, занятые объектами недвижимости, принадлежащие территориальным управлениям федеральных ведомств.
  2. Особо охраняемые территории, к примеру, парки, леса.
  3. Участки госрезерва, необходимые для дальнейшей постройки государственных объектов или эксплуатации для нужд страны.
  4. Земли, необходимые для территориального планирования и градостроительной деятельности.
  5. Территории, перешедшие в распоряжение государственных органов.
  6. Земли, участвующие в программе по содействию развития жилищного строительства.
  7. Земельные участки, на которых в будущем будут размещены объекты государственных программ в рамках инвестирования средств.
  8. Земельные участки, переданные в аренду госкомпании «Российские автомобильные дороги».
  9. Территории, ограниченные в обороте, в связи с организацией железнодорожных путей.
  10. Сельхозугодья, переданные территориальным федеральным органам.

В том случае, если надел принадлежит к одной из указанных групп, процедура перевода его из федеральной в муниципальную собственность становится невозможной.

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Под федеральной собственностью понимаются земельные зоны, которые находятся в непосредственном владении и распоряжении РФ.
  2. Государство имеет полное право распоряжаться территориями по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.
  3. В некоторых случаях федеральное владение может быть переведено в муниципальную собственность. Для этого необходимо придерживаться порядка, определенного в земельном кодексе.
  4. В том случае, если территория была получена пользователем до 1990 года, переход совершается бесплатно, а если после указанной даты, то гражданин уплачивает обязательную госпошлину.
  5. Переход осуществляется по упрощенной схеме под названием «дачная амнистия». Недостатком данного механизма является отсутствие точных границ у участка и провоцирование конфликтов между соседями, вплоть до самовольного захвата территории.
  6. Некоторые территории не могут быть переданы в муниципальную собственность. Перечень таких земель также указан в земельном кодексе.
Смотрите так же:  Федеральный закон от 21 июля 1997г 122 фз

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по основаниям безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Максим. В 1988 году я получил земельный участок. Пользование территорией происходило по договору бессрочного пользования, и в собственность я оформлять его не планировал, потому что было дорого, да и хлопотно.
Со временем построил там хорошую дачу и сделал забор. Недавно срочно понадобились деньги, и я решил продать дачу, однако, покупатель потребовал сначала оформить земельный участок в собственность.

Подскажите, имею ли я право это сделать, и сколько это будет стоить?

Ответ: Добрый день, Максим. Согласно, п. 9.1. ст. 3 Закона № 137-ФЗ вы вправе в упрощенном порядке приватизировать указанный земельный участок, т.е. оформить в частную собственность.

Если ваш участок не входит в число земель, изъятых из оборота, то оформление пройдет быстро и займет не более месяца.

Что касается оплаты, то, поскольку, земельный надел, вы получили в 1988 году, процедура перевода площади из одной собственности в другую будет полностью бесплатна.

Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность

безвозмездной передачи земельного участка в собственность

г. Шахунья «___» ________ 2013 г.

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области(зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Нижегородской области, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридического лица, серия 52 № , запись о регистрации юридического лица Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области внесена 09 января 2013 года за основным государственным регистрационным номером ; место нахождения: Россия, Нижегородская область, г. Шахунья, пл. Советская, 1), , действующей на основании Положения о Комитете муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области № 10-12 от 01.01.2001 г. именуемый в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны и , пол. муж, 11.12.1966 года рождения, место рождения: г. Караганда Казахской ССР, гражданство – Россия, паспорт серия№ 000 выдан Шахунским Р области 20.06.2000 года, код подразделения 522-053, состоящий на регистрационном учете по адресу: Нижегородская область, г. Шахунья, с. Большое Широкое, ул. Центральная, д. 174, именуемый далее «Сторона 2», с другой стороны, совместно именуемые стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. На основании распоряжения администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 01.01.2001 года Сторона 1 передает Стороне 2 безвозмездно (бесплатно) для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок, местоположение: Нижегородская область, г. Шахунья, примерно в 10 метрах на север от производственного здания, расположенного в деревне Иваньково по улице Центральная, № 000, общей площадью 100000 кв. м., с кадастровым номером, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения.

1.2.Границы земельного Участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте и не могут быть самостоятельно изменены Стороной 2 (Приложение ).

1.3. Установленный в п.1.1. вид разрешенного использования Участка может быть изменен или дополнен на основании распорядительного акта уполномоченного на то органа исполнительной власти.

2. Обязательства сторон

2.1. Сторона 1 передает безвозмездно, а Сторона 2 принимает земельный участок по акту приема-передачи, не состоящий под арестом (запрещением) и свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц.

2.2. Сторона 1 передает Стороне 2 земельный участок в качественном состоянии — как он есть.

2.3. Ответственность и права сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, определяются законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

2.4. Изменение указанного в пункте 1.1 Договора целевого назначения и вида разрешенного использования земель допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

3.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства Российской Федерации.

3.2. При неурегулировании в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

4.1. Право собственности на земельный участок у Стороны 2 возникает с момента государственной регистрации.

5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

5.1. Сторона 1 гарантирует, что до подписания настоящего договора земельный участок никому не продан, не подарен, не заложен, не обременен правами третьих лиц, под арестом (запрещением) не состоит.

5.2. Ограничений и обременений в пользовании земельного участка не имеется.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны сторонами и зарегистрированы в уста­новленном порядке.

6.3. Настоящий Договор может быть расторгнут в установленном законодательством по­рядке до регистрации права собственности Стороной 2 на недвижимое имущество.

6.4. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, из кото­рых один находится у Стороны 1, второй – у Стороны 2, третий у регистрирующего органа.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

7.1. Приложение – кадастровый паспорт земельного участка.

7.2. Приложение – акт приёма-передачи земельного участка.

8. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района

Юридический адрес: 606910 Нижегородская область, город Шахунья, площадь Советская, дом 1

л/с № в финансовом отделе администрации Шахунского района РКЦ Шахунья г. Шахунья

пол. муж, г., место рождения: г. Караганда Казахской ССР, гражданство Российская Федерация

паспорт серии:№ 000 выдан Шахунским Р области 20.06.2000 года код подразделения 522-053 адрес места жительства: Нижегородская область, г. Шахунья, с. Большое Широкое, ул. Центральная, д. 174

к договору № ___

от _______2013 года

приема-передачи земельного участка.

г. Шахунья «___» ________2013 г.

Сторона 1 передает, а Сторона 2 получает безвозмездно в собственность земельный участок со следующими характеристиками:

1. Нижегородская область.

2. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения

3. Местоположение – Нижегородская область, г. Шахунья, примерно в 10 метрах на север от производственного здания, расположенного в деревне Иваньково по улице Центральная, № 000

4. Площадь земельного участка – 10000 кв. м.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Порядок безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Содержание статьи:

Земли федеральной собственности

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Смотрите так же:  Увольнение с работы по здоровью

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.