Для чего нужны учебно-наглядные пособия

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Компания «РОСКОМПЬЮТЕР» в целях комплексного оснащения образовательных учреждений предлагает ассортимент учебно-наглядных пособий и оборудования по всем школьным предметам:

Основные виды пособий:

Учебные карты и глобусы

Комплекты таблиц и плакатов

Математические пирамиды и фигуры

Коллекции и модели демонстрационные

Оборудование для лабораторных работ

Учебная литература

Для чего нужны учебно-наглядные пособия

План.
1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
2. Условия эффективного применения средств обучения.

1. Ажгибкова, Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. – С. 111 – 123.
2. Ажгибкова, Т.Н. Научные основы применения структурно-логических схем при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. — 2005. — № 3. – С.13 – 27.
3. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово». – 2005. – 544 с.
4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].– М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
6. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. — М. : Владос, 2002. – 298 с.

1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
Средства обучения – совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития.
Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Она дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании студентов запечатлеваются образы этих явлений и объектов. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение становится более наглядным, что делает доступным самый сложный материал.
Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их, поэтому они нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения:
-Учебно-наглядные пособия;
-Вербальные средства обучения;
-Специальное оборудование;
-Технические средства обучения.
-Учебно-наглядные пособия – это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.
Учебно-наглядные пособия делятся на:
Натуральные – образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.
Изобразительные – дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды). Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить.
Макеты – меньше натуральных объектов, их удобнее использовать в учебном процессе.
На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными являются рисунки. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют общие размеры или очень сложны, а так же если объемный объект очень трудно изучить.
Знаковые – подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.
Технический чертеж – точно передает существенные пространственные признаки объекта. Является условным изображением. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.
Графики и диаграммы – применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей.
Схемы – всегда представляют собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего. Помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.
Эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации условной информации.
Вербальные (словесные) средства обучения – учебная и учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.
Учебная литература – только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения, логические умения, предметные знания.
Дидактические материалы – дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность обучающихся.
Применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений обучающихся, для самостоятельного изучения учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование – охватывает совокупность предметов, ориентирующих обучающихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ.
Используют при объяснении в качестве демонстрационного оборудования, для иллюстрации, доказательства теоретических положений.
Технические средства обучения (ТСО) – технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение. Используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием обучающихся, экономят время.
ТСО делятся на три группы:
1.Технические средства информации (аудиовизуальные) – эффективны при рассмотрении отдельных фаз и этапов прохождения явлений и процессов, при изучении конструктивных особенностей объектов. Использование аудиовизуальных средств содействует повышению научности обучения, позволяет воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебных заведениях иным путем усвоить невозможно. Делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.
2. Экранно-звуковые – учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные диафильмы. Передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть невидимое невооруженным глазом. Изложение нового материала с помощью видеозаписи дает преподавателю большие возможности научить обучающихся наблюдать за явлениями и событиями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного или услышанного с уже известными факторами.
3. Экранные средства – учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов.
Звуковые средства – учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи. Их можно разделить на мотивационно познавательные; проблемные; обучающие; обобщающее-повторительные; иллюстративные. Делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала.
Тренажеры – применяются для практического обучения. С помощью тренажеров решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе наименее гибкое в методическом отношении.
Технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие) – технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием – компьютер. Применение компьютера эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации. Вместе с тем не допустима замена реальных физических явлений только модельными (виртуальными) представлениями их экране компьютера.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Можно выделить такие средства:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюжеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
-обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
-интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
-распределенные базы данных по отраслям знаний;
-средства телекоммуникации, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и.т.д.
-электронные библиотеки

Выделяют следующие организационные модели учебного взаимодействия обучаемых со средствами компьютерной техники:
-классно-урочную – компьютерами оборудованы все рабочие места обучающихся, а также преподавателя. Все студенты выполняют однотипные или просто одинаковые действия.
-проектно-групповая – группа обучаемых решает общую учебную задачу посредством овладения определенными знаниями. Компьютер используется по мере необходимости в соответствии с расширением ролей между обучаемыми. Эта модель усложняет работу преподавателя, особенно оценку учебных достижений каждого обучаемого.
-индивидуальная деятельность – наилучшим образом реализуется при наличии домашнего компьютера. Создает условия для управления собственной информацией.
Проектно-групповая и индивидуальная модели являются наиболее перспективными, так как позволяют информатизировать учебный процесс и достигают этой цели с незначительными затратами сил и времени.
Таким образом, средства обучения служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.

Смотрите так же:  Расчет единовременного пособия при рождении ребенка в 2019 году

2.Условия эффективного применения средств обучения.
Прежде чем применять то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности.
Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного кино, телепередачи, видеозаписи, прослушивания магнитофонной или грамзаписи.
Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебником. Информация должна быть доступной.
При использовании ТСО необходимо учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. Успешное использование средств обучения в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя.
Каждое средство обучения должно соответствовать информативной и функционально – дидактической стороне, т.е. тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Выбор средства обучения на каждое учебное занятие – процесс индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых вносят свои коррективы в использование этих средств.
Итак, средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса в среднем профессионально – педагогическом заведении. Умелое использование преподавателем различных средств обучения позволит значительно повысить качество профессионального образования будущих педагогов.

Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике

1. Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах.

2. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

  • Предметы окружающей обстановки.
  • Демонстрационные изобразительные пособия.
  • Таблицы.
  • Счетные приборы.
  • Измерительные приборы.
  • Иллюстрации.
  • Дидактический материал.

3. Изготовление наглядных пособий учащимися.

5. Список использованной литературы.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Цель моей работы: узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

2.Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

3. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
  • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
  • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
    -познавательные;
    — инструктивные;
    — тренировочные;
    — справочные;

Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

  • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

  • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;
  • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Изготовление наглядных пособий учащимися.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Приведем примеры наглядных самодельных пособий, которые могут быть выполнены учащимися, и дадим краткое описание способов их изготовления. Все пособия выполняются под руководством или по указанию учителя.

1. Раздаточный материал в виде геометрических фигур, звездочек, рисунков листьев и других предметов может быть изготовлен на листках бумаги или из картона. Для размножения рисунка применяются картонные трафареты или штампы, вырезаемые из сырой картофелины или резины.

2. Домино или лото с картинками. Домино изготовляется из картонных карточек размером , приблизительно 5 х 10 см. и отличается от обычного домино тем, что вместо круглых очков на карточках изображаются группы различных предметов. На карточках лото также изображаются группы предметов. Но здесь они употребляются вместо чисел. Числа на фишках, которыми покрываются карточки, заменяются числовыми фигурами.

Правила игры в домино и лото с картинками обычные. Дети не только учатся считать, но и соотносить между собой численности множеств, состоящих из различных предметов.

3.Абак для индивидуального пользования. Изготавливается из небольшого куска плотной бумаги, разлинованного на три колонки соответственно трем первым числовым разрядам. В каждой колонке прорезается по 10 круглых или квадратных отверстий. Снизу подшивается или подклеивается цветная бумага, чтобы хорошо были видны на фоне ее вырезанные отверстия. Подшитая бумага должна быть, таким образом, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток для узкой картонной полоски. Выдвигая полоски, учащиеся в каждом разряде открывают нужное число отверстий и тем самым показывают заданное многозначное число.

4. Модель циферблата с подвижными стрелками. Деления на круге должны быть нанесены достаточно точно, чтобы учащиеся могли определять показания часов.

5. Модель вехи и экера. Обе эти модели изготавливаются из палочек длиной 12- 23 см. и половинок катушек, которые играют роль подставок . В первом случае палочки раскрашиваются поперечными темными и светлыми полосами, во втором- к торцу палочки прибивается небольшая ( 4 х 4 см ) квадратная дощечка с вбитыми по углам булавками. Используя эти модели, можно провести на внеклассных занятиях подготовку к провешиванию прямых линий и построению прямых углов на местности.

6. Демонстрационные таблицы, схемы, диаграммы.

Для изготовления таких пособий следует широко использовать рисунки из старых книг, журналов, календарей, наклеивая их на большие листы бумаги и дополняя необходимыми линиями и числами. Цифры для изображения чисел могут быть вырезаны из старых перекидных или отрывных календарей.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

Список использованной литературы:

    Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
  1. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
  2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
  4. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
  5. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ» в других словарях:

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ — НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ. См. визуальные наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Средства обучения, предназначенные для восприятия с помощью зрительного анализатора. К В. н. п. относятся кодопозитивы (картины, схемы, таблицы, демонстрируемые с помощью кодоскопа), диапозитивы, диафильмы,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ — ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ. См. наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наглядные средства обучения и пособия — 2.9. Наглядные средства обучения и пособия часть учебной техники, представляющая собой экранно звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели, муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук, анимацию и кинесику. … … Официальная терминология

НАГЛЯДНЫЙ — МЕТОД 88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим… … Большая медицинская энциклопедия

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИСТОРИЯ — в школе, уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из… … Российская педагогическая энциклопедия

ИСТОРИЯ в школе — уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест … Российская педагогическая энциклопедия

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения … Википедия

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО) — АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО). Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Учебно-наглядные пособия

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – для чего они нужны.

И для учителя, и для ученика очень важен и полезен переход к предоставлению информации наглядно, к таким формам учебной деятельности, которые можно определить как поисково-исследовательские. Поэтому сложно переоценить значимость, которую представляют для более успешного усваивания материала учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия по разнице в использовании можно разделить на индивидуальные и общеклассные. Полезным будет привлекать к изготовлению наглядных пособий самих учеников – это стимулирует выработку трудовых навыков, поможет более прочно и сознательно овладевать знаниями и умениями, а также имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Даже ученикам младших классов по силам изготовить простейшие модели и таблицы.

Основные принципы обучения, которые должны осуществляться во время урока, это систематичность, наглядность, учет возрастных возможностей. Необходим также индивидуальный подход. Использование на уроках различных наглядных средств возбуждает внимание учащихся, способствует развитию и более основательному усвоению материала, помогает экономить затрачиваемое на объяснение время. Формирование хороших пространственных и количественных представлений, развитие у учащихся речи, логического мышления, обобщение на основе анализа конкретных явлений – помощью в этом выступят учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия, изготовленные, к примеру, для математики, где присуща абстрактность, характер и применение средств наглядности будут различаться с пособиями по гуманитарным предметам. В изучении истории, биологии, географии наглядные пособия служат для показа предлагаемых к изучению объектов. Для того чтобы помочь учащимся составить правильное и полное впечатление о растении или животном, о каком-либо природном явлении, событии и т.д., надо показать им это в как можно более естественном виде и при этом позаботиться, чтобы все нужные детали были хорошо различаемы.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – как использовать их с наибольшим эффектом

Наглядные пособия нуждаются в правильном подборе – это дает возможность использовать их при обучении более эффективно. Принято подразделять пособия на изобразительные и натуральные. Например, натуральные наглядные пособия, которые используют для уроков математики – это предметы окружающей среды. Изобразительные наглядные пособия – в основном образные, это предметные картинки, таблицы с изображениями различных фигур и предметов, или изображения таких предметов и фигур из дерева, бумаги, картона, других материалов. Также это могут быть наглядные экранные пособия, диапозитивы, диафильмы, учебные фильмы. Наглядные пособия в процессе обучения используют для разных целей. Это может быть знакомство с новым материалом, закрепление умений, навыков и знаний, проверка из усваивания. При использовании наглядных пособий как источника знаний необходимо учитывать, что его обязанностью является подчеркивать самое существенное в материале – то есть то, что станет основой для обобщения, а кроме этого, показывать и второстепенное значение. При знакомстве с новым материалом с целью конкретиризования знаний, которые предлагаются для усваивания, используются учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие в этом случае выступает как иллюстрированное подкрепление словесных объяснений. Материал будет усваиваться значительно лучше с применением таких пособий, так как в работу включены несколько анализаторов – речевые, двигательные, зрительные, слуховые. Ученики при этом не только овладевают знаниями, но и учатся самостоятельно работать с наглядными пособиями. Учителю, в свою очередь, предлагается всячески поощрять их к самостоятельному использованию наглядных средств. Воспроизведение того, что было воспринято наглядно, предлагается практиковать путем словесного описания, моделирования, рисования.

Зачастую учебно-наглядные пособия используются, чтобы проверить умения и знания учащихся. Но следует знать, что на уроке необходимо применять материал в количестве не больше необходимого – чтобы эффективно использовать учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие, которое используются везде, где только можно, создает вероятность добиться отрицательного результата – ученики отойдут в сторону от поставленной задачи. Вот факты из практики: первоклассников обучают выбирать нужное действие для решения арифметических задач. Для этой цели можно использовать, например, картинку, где изображены котята, сидящие в корзинке, и рядом те, что из корзинки выбрались. Ребенок рассматривает картинку и отвечает на поставленный в задаче вопрос, пользуясь при этом не арифметическим действием, а просто пересчитав котят. В этом случае наглядность не только не помогает, но и задерживает формирование умения выбирать действие над числами, которые даны в условии.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – помощь в создании образного представления

Несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, применение наглядных пособий при обучении формирует более образные представления вместе с непосредственным восприятием предметов. Предметная наглядность широко применяется в преподавании естественных наук – здесь имеется возможность дать не только зрительное представление о предмете изучения, но и раздать предметы по рукам (некоторые экспонаты можно понюхать, попробовать на вкус), поработать с изучаемыми предметами и явлениями более плотно – это могут быть растения с листьями, цветком, корнем, а также минералы, части скелета, химические элементы и другие учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие используется в обучении в следующих вариантах: демонстрационные изобразительные пособия, предметы окружающей нас обстановки, иллюстрации, дидактический материал, различного рода таблицы – познавательные, справочные, тренировочные, инструктивные, а также счетные и измерительные приборы. Основные признаки хороших наглядных средств – доступность и достоверность содержания, удобный для фронтальной работы формат, соответствующая назначению яркость и красочность изображения, аккуратность и эстетичность, соответствие содержанию предлагаемого к изучению материала.