Диссертация полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере : на примере Российской Федерации Хвостунова, Наталья Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Хвостунова, Наталья Викторовна. Полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере : на примере Российской Федерации : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Хвостунова Наталья Викторовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2012.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-6/3523

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан пришло в политику Российского государства уже давно. XXI век начался с провозглашения абсолютного национального приоритета — защита человека и развитие его личности.

Неотъемлемое право каждого человека на достойное существование является определяющим как в политике Российского государства, так и в политике всех современных цивилизованных стран.

Главное место в социальном регулировании принадлежит именно государству, которое формулирует общую концепцию развития, определяет основные направления социальной политики, обеспечивает ее законодательную и правовую основы.

Социальная политика — проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов 1 .

Социальная политика воплощает в себе гуманистическое начало, предполагающее регулирование отношений в обществе в интересах людей. Социальная политика должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности и доступности для всех слоев населения основных, гарантируемых государством прав.

Не стоит, однако, забывать, что реализация прав граждан ставится в зависимость от материальных возможностей государства 2 .

Гарантированность прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического и политического развития страны. Социальная политика даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и неэффективный характер, не обеспечивает полной ликвидации бедности и нуждаемости многих людей 3 .

Как отмечается, главной конституционной проблемой для современного государства становится разрешение противоречия между обязанностью гарантировать

‘ Современный экономический словарь / Под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского,

Е.Б. Стародубцевой. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007.

2 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. члена-корр. РАН,

проф. М. В. Баглая, д.ю.н. проф. Ю. И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2000. С. 109.

права и свободы человека и гражданина и необходимостью обеспечивать национальную безопасность’.

С одной стороны, социальная политика государства должна соответствовать постоянно меняющимся условиям рынка, удовлетворять запросы экономически активного населения, а с другой стороны — обеспечивать социальные нужды тех, кто не способен в этих условиях жить самостоятельно, кто зависим от политики государства, и нуждается в его помощи.

Задача современной политики государства — выработка эффективной стратегии развития 2 . При этом, как уже было сказано, определяющим политику государства остается взятое на себя государством обязательство соблюдать и защищать права человека и гражданина.

Социальную политику государства можно охарактеризовать как связанную правом деятельность государства по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охране прав и свобод граждан путем принятия общих мер и создания специальных организаций, которыми может воспользоваться каждый 3 , по мере необходимости.

В реализации социальной политики участвуют органы власти всех уровней -органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Современная политика российского государства основана на взаимодействии различных уровней власти, каждый из которых законодательно наделен определенным объемом прав и обязанностей, что позволяет всем субъектам социальных правоотношений решать возникающие вопросы с большей степенью эффективности и надежности.

Конституция Российской Федерации устанавливает приоритет федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов 4 .

Конституция Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина относит к исключительному ведению Российской Федерации 5 .

‘ Зорькин В. Д. Кризис доверия и государство // Российская газета. 2009. 10 апреля. 2 Жить по-человечески. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года» // Российская газета. 2008. 9 февраля. Постников В. Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1 (СПС КонсультантПлюс).

Часть 2 статьи 4, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; действует с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), далее — Конституция Российской Федерации. 5 Пункт «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Конституция Российской Федерации относит общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координацию вопросов здравоохранения, социальную защиту, иные вопросы социальной политики, а также установление общих принципов организации местного самоуправления 1 .

На федеральном уровне принимаются базовые законы, регулирующие отдельные области (сферы) социальных отношений. В отраслевых федеральных законах устанавливаются полномочия органов власти различных уровней по решению вопросов в соответствующей сфере.

1 января 2009 года полностью вступил в действие Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. В Федеральном законе определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Реформа местного самоуправления, прошедшая в Российской Федерации, была частью большой административной реформы, в результате которой были разграничены полномочия между органами власти различных уровней.

Рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в рамках, урегулированных на государственном (федеральном) уровне отношений представляется актуальным для исследования и закладывается в основу настоящей работы.

Степень научной разработанности темы исследования. До сих пор в отечественной науке конституционного и муниципального права не появлялось монографических трудов, посвященных системному, комплексному анализу полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

Множество фундаментальных исследований посвящено общим проблемам развития местного самоуправления в России. В числе авторов, внесших большой вклад в изучение местного самоуправления и муниципального права России, следует выделить В.И. Бутова, И.В. Выдрина, В.Г. Игнатова, Н.А. Игнатюк, А.Н. Кокотова, А.Н. Костюкова, О.Е. Кутафина, А.В. Павлушкина, В.В. Рудого, Ю.А. Свирина, А.А. Уварова, В.И. Фадеева, Е.С. Шугрину.

Отдельные работы посвящены проблемам правового регулирования местного самоуправления в России (А.А. Сергеев).

‘ Пункты «д», «е», «ж», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Проблемы государственного и муниципального управления рассматриваются в трудах Г.В. Атаманчука, Е.В. Богинской, И.А. Василенко, Н.И. Глазуновой, В.Б. Зотова, Н.Г. Можаевой, В.Н. Парахиной, А.А. Скамницкого.

Значительную ценность представляют работы, в которых исследуется конституционно-правовая природа местного самоуправления (работы С.А. Авакьяна, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина).

Исторические аспекты местного самоуправления в России рассмотрены в работах В.В. Еремяна, И.А. Исаева, Ю.П. Титова, М.В. Федорова, О.И Чистякова.

Вопросы социальной политики освещаются в работах Т.М. Апостоловой, Н.А. Волгина, С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидориной.

В последние годы повышенное внимание уделяется проблемам организации публичной власти, вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти, особенностям взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отдельные аспекты указанных проблем отражены в ряде научных статей и публикаций (И.И. Гусенбеков, Т.Н. Еркина, Е.В. Кудряшова, Т.И. Лобода, М.В. Масловская, А.Я. Слива), защищаются диссертации по соответствующим темам (например, диссертация А.В. Авдеевой, Л.П. Волковой (докторская диссертация), Н.Л. Пешина (докторская диссертация)).

Исследователи сосредоточены на изучении основ местного самоуправления в Российской Федерации (теоретических, конституционно-правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ). В качестве примера можно выделить диссертацию О.В. Гришина, СЮ. Карабасова, Е.В. Поздняковой, Н.С. Тимофеева (докторская диссертация), СВ. Шипова.

Проводится анализ современного законодательства, регулирующего социальную сферу.

На основе выдержек из нормативных правовых актов составляются методические пособия по вопросам осуществления органами местного самоуправления полномочий в социальной сфере (например, пособие В.Н. Павлова), однако материал, содержащийся в данных пособиях, носит фрагментарный характер, научного анализа полномочий органов местного самоуправления в них не проводится.

Отдавая должное вкладу российских ученых в исследование проблем местного самоуправления в нашей стране, полагаем, что необходимо провести более обстоятельное исследование полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, раскрыв сущностные характеристики этих полномочий, изучив основы их формирования, основы правового регулирования, особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в современных условиях.

Смотрите так же:  Техосмотр в рязани для осаго

Целью настоящей диссертационной работы является теоретическое и практическое обоснование особенностей и закономерностей формирования, развития, правового регулирования, условий реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в России.

Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание социальной сферы, определить место органов местного самоуправления в системе социальных отношений,

изучить природу местного самоуправления и полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере,

исследовать исторические этапы становления и развития полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере,

проанализировать основы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере,

проследить эволюцию российского законодательства (права), регулирующего полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере,

исследовать современную законодательную базу, регулирующую полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере,

раскрыть конституционно-правовой механизм разграничения полномочий органов публичной власти в социальной сфере,

раскрыть механизм финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, дать общую характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации,

провести комплексный анализ федерального законодательства, регулирующего отношения в различных областях социальной сферы и закрепляющего полномочия органов местного самоуправления в этих областях,

рассмотреть правовые механизмы реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, создаваемые на федеральном уровне,

охарактеризовать роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации в создании условий для реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере,

выявить специфику наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в социальной сфере.

Объектом диссертационного исследования являются отношения, связанные с формированием и правовым регулированием полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

Предметом исследования являются теоретические, исторические, правовые (законодательные) основы формирования и регулирования полномочий органов

местного самоуправления в социальной сфере, совокупность норм, закрепляющих полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере.

Теоретическую основу диссертации составили научные труды специалистов в области конституционного, муниципального, административного права, истории государства и права, государственного и муниципального управления. Исследование социальных вопросов потребовало привлечения материала по социологии, политологии.

Методологической основой диссертационного исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы познания: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический, конкретно-социологический, позволившие всесторонне и комплексно изучить поднятую проблему.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 , Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 , отраслевые федеральные законы, регулирующие конкретные области социальных отношений, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств. При обращении к истории становления и развития полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере были проанализированы источники права Древнерусского государства, Московского государства, Российской империи, правовые акты советского периода.

Эмпирическая база исследования включает практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, вопросам разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней; информационно-аналитические материалы; публичные выступления (обращения) представителей органов государственной и муниципальной власти.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что настоящая работа является первым в отечественной правовой науке диссертационным исследованием полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.04.2011 № 69-ФЗ).

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.04.2011 № 69-ФЗ), далее — Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011№ 69-ФЗ).

В работе рассматриваются различные исторические периоды и конкретные модели местного самоуправления (местного управления) в России. На основе анализа правовых источников соответствующего периода выделяются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов в социальной сфере; проводится сравнительное исследование публичных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В работе дается анализ последних муниципальных реформ, проходивших у нас в стране, раскрывается решающая роль государства в регулировании публично-властных отношений и отношений в социальной сфере.

В работе внимательно изучаются законодательные основы местного самоуправления, устанавливающие в том числе пределы компетенции органов местного самоуправления.

На основе системного подхода к анализу федерального законодательства, регулирующего отдельные сферы социальных отношений, удается классифицировать полномочия органов местного самоуправления по отраслевому (функциональному) признаку.

Выделение вопросов государственного значения, решение которых на местах контролируется из центра, и вопросов, решаемых населением местных территорий непосредственно или через выборные органы управления, помогло сформировать ясное представление о принципах и закономерностях организации институтов власти у нас в стране.

Важнейшая часть исследования посвящена анализу разрабатываемых на государственном, прежде всего федеральном, уровне правовых механизмов реализации социальной политики и участию в реализации государственной социальной политики органов местного самоуправления.

На защиту выносятся следующие положения:

Самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванность органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства. Свои социальные полномочия органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно, но с учетом действующего законодательства и в рамках единой социальной политики, проводимой в стране.

Урегулированные на федеральном уровне отношения не ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления, последние могут активно участвовать в реализации национальной социальной политики, действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправления такие возможности.

3. В конкретных социальных сферах (областях) цели и задачи органов публичной
власти являются общими. Для достижения ключевых целей и задач социальной

политики требуются усилия органов власти всех уровней, их эффективное взаимодействие и совместная ответственность в пределах полномочий, определенных законодательством.

4. При решении вопросов, отнесенных к той или иной сфере социальных
отношений, не должно быть совпадающих полномочий, реализуемых одновременно
органами публичной власти различных уровней. Каждый уровень власти решает свои
вопросы, отнесенные федеральным законодателем к его ведению, и законодательно
наделяется для решения этих вопросов соответствующими полномочиями.

Установление в федеральном законодательстве сфер ведения органов публичной власти, в том числе органов местного самоуправления, и определение полномочий органов власти по решению вопросов, отнесенных к их ведению, способствует наиболее эффективному исполнению органами власти своих публичных социальных обязательств, решает вопросы, связанные с финансированием соответствующих обязательств.

5. Определенное влияние на формирование и правовое регулирование
полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере оказывают
исторические традиции и особенности развития местного самоуправления в более
ранние периоды.

6. Некоторые полномочия в социальной сфере могут перераспределяться между
органами власти различных уровней, может меняться их содержание (вноситься новая
формулировка в закон). Соответствующие изменения и тенденции отражаются в
текущем законодательстве страны.

Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем изучении процессов формирования и развития полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере в России, системном взгляде на процесс регулирования указанных полномочий.

В диссертации раскрывается конституционно-правовое обоснование природы муниципальной власти и разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяется роль конституционных норм в формировании социального законодательства.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках, в частности при изучении вопроса, касающегося практики реализации полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

Практическая значимость диссертации выражена в том, что имеющийся материал может быть использован при подготовке учебников, учебных пособий, иной учебно-методической литературы для обучающихся по юридическим специальностям (конституционное, муниципальное, административное, финансовое право,

государственное и муниципальное управление), может закладываться в курс лекций и семинаров, ложиться в основу спецкурсов по соответствующим направлениям.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке государственных и муниципальных служащих, использоваться в практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, быть полезными для правоприменителей.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в научньк публикациях автора (2008 — 2011 гг.), в том числе одной монографии и двух публикациях, рекомендованных ВАК для соискателей ученой степени кандидата юридических наук.

Материалы исследования использовались в работе органов обязательного медицинского страхования, нашли применение при подготовке лекций по курсу «Муниципальное право России».

Диссертация обсуждалась на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Структура работы определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, пяти пунктов, заключения и списка использованной литературы.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Смотрите так же:  Договор заявка с перевозчиком

На правах рукописи

Куранов Алексей Константинович

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 12.00.02 — конституционное право;

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин и муниципального права Липецкого муниципального института права и экономики.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Писарев Александр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Ермаков Владимир Гаврилович кандидат юридических наук Грачев Николай Иванович

Ведущая организация: Волгоградская академия государственной службы

Защита состоится « 29 » апреля 2004 года в 10 часов на заседании регионального диссертационного совета КМ 203.003.01 при Волгоградской академии МВД России (400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130, Зал Совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской академии МВД России.

Автореферат разослан « 20 » марта 2004 г.

регионального диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент В. А. Рудковский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Формирование института местного самоуправления в системе публичной, власти российского государства явилось следствием кардинальных реформ, проведенных во всех сферах общественной жизни страны. Внедрение самоуправленческих начал на местном уровне стало важным элементом процесса развития народовластия в Российской Федерации.

Основополагающими началами правового оформления концепции местного самоуправления выступают конституционные нормы, определяющие, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 130 и 12 Конституции Российской Федерации). Таким образом, одной из основных юридических черт местного самоуправления является его разграничение с государственной властью. Отсюда вытекает необходимость разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это, как указывалось еще в Посланиях Президента Федеральному Собранию в 2000 и 2001 является одним из приоритетных направлений государственной политики .

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» было подчеркнуто, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство» власти в целом невозможно. Именно на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью.2 Однако эффективность деятельности местного самоуправления во многом зависит от правильного понимания его сущности, функций и места органов местного самоуправления во всей системе организации публичной власти. Только на этой основе возможно четкое разграничение полномочий между федеральными органами, субъектами федерации и местным самоуправлением, а также объединение их усилий для достижения общих

1 См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2000 года (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000. С. 24; Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 года (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2001: С. 6-7.

2 См.: Российская газета. — 2002. -19 апр^ национальная

БИБЛИОТЕКА СПет образовании; об основном общем (школьном) образовании; о профессиональном образовании; о негосударственном образовании, в которых бы достаточно полно закреплялись права и обязанности органов местного самоуправления по обеспечению разных форм образовательной деятельности и по отношению к различным образовательным учреждениям.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертации, сформулированные в ней выводы и предложения, могут быть использованы при совершенствовании конституционного, муниципального, административного, финансового законодательства, в частности норм, регламентирующих правовой статус органов местного самоуправления и их взаимоотношений с органами государственной власти, в практической деятельности муниципальных органов, в учебной и учебно-методической литературе, в преподавании курсов муниципального, конституционного, административного и финансового права. Данное диссертационное исследование может служить основой для проведения дальнейших научных исследований деятельности органов местного самоуправления в различных отраслях и сферах жизнедеятельности муниципальных образований.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические разработки и положения диссертации нашли свое отражение в пяти опубликованных автором работах, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях.

Целый ряд положений работы внедрен в учебный процесс Липецкого муниципального института права и экономики при преподавании курсов конституционного и муниципального права.

Отдельные выводы, полученные в результате исследования, сформулированы в качестве предложений по совершенствованию законодательства Липецкой области в сфере образования.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

Важным условием развития народовластия в России стало дальнейшее становление и развитие правового института местного самоуправления, а также создание новых и совершенствование действующих правовых механизмов, позволяющих органам местного самоуправления с большей эффективностью осуществлять деятельность по реализации жителями муниципального образования своего права на получение обязательного основного общего образования, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.43) является общедоступным и бесплатным.

Такая деятельность призвана объединить усилия ученых различных отраслей знаний по глубокому анализу имеющейся информации; выявлению актуальных вопросов и проблем, требующих решения; интеграции и использованию данных практики и науки; подготовке необходимых обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего полномочия органов местного самоуправления в области образования.

Исходя из настоятельной необходимости обеспечения в области образования демократического и организационно-правового единства деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по признаку единства регулирования общественных отношений и объема нормативно-правового материала, в структуре муниципального права могут быть выделены довольно крупные и относительно самостоятельные правовые институты органов местного самоуправления, которые определяют взаимосвязанную деятельность соответствующих органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, муниципальных образовательных учреждений по осуществлению государственной политики в области образования в интересах жителей муниципального образования.

Ядром этих правовых институтов являются нормы Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе в области образования, что полностью исключает возможность ограничения их самостоятельности, «закабаления» местного самоуправления органами государственной власти, ликвидации институтов местного самоуправления и создания новых, без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а также относит к числу актуальнейших задач науки муниципального права деятельность по приведению в соответствие с требованиями Основного закона Российского государства отдельных положений Федерального закона «Об образовании», в котором реальные предложения и концепции совершенствования законодательства о полномочиях органов местного самоуправления в области образования должны получить свое логическое завершение.

Современное законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы образования, во многом не соответствует заложенным в Конституции России принципам федерализма и правовым нормам, в соответствии с которыми образование отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это проявляется в двух крайностях. В одних субъектах Российской Федерации наблюдается правовой сепаратизм, связанный с полным игнорированием Конституции России и федерального законодательства, в других — законодательство полностью копирует федеральные законы по вопросам образования. Общим недостатком всех законов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в области образования, включая и федеральный, является отсутствие в них четко определенных целей воспитания.

Исходя из заложенных в Конституции Российской Федерации уровней образования, в работе предлагаются аргументированные предложения о необходимости принятия в субъектах Федерации законов о дошкольном образовании; об общем образовании (школьном); о профессиональном образовании; о негосударственном образовании.

Теория разделения властей, возникшая как результат осознания человечеством антинародного характера тоталитарных и авторитарных режимов, основанных на концентрации всей власти в руках государственных органов, предполагает определение в Российском законодательстве четких критериев для разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в области образования.

Разработанная в диссертации на основе опыта российского и зарубежного законодательства с учетом социально-политических и конкретно-исторических условий целостная теоретическая концепция о правовых механизмах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования позволила автору не только разграничить их полномочия в данной области, но и обосновать системную модель и уровни правового регулирования общественных отношений в области образования.

Критериями для разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти в области образования могут служить, прежде всего, интересы личности. Если затронуты интересы человека как жителя соответствующей территории, то в области образования оно вступает в правоотношения с администрацией муниципального образования, а с органами государственной власти он вступает в правоотношения, если затронуты его права и интересы как гражданина Российской Федерации. Кроме этого, для разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти требуется также исходить из правовой природы органа власти, его функционального предназначения.

Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений, возникающих в области образования и быть абсолютно независимым от государства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны осуществлять взаимосвязанную деятельность по реализации закрепленного в ст.43 Конституции права гражданина Российской Федерации на образование. Круг и содержание полномочий органов местного самоуправления в области образования, а также их деятельность по реализации таких полномочий должны определяться правами жителей муниципального образования в данной области. В отношении местного самоуправления эта норма является не столько дополнительным требованием, сколько выражением сути этой формы народовластия.

Смотрите так же:  Лучшая страховка по каско

В этих целях диссертант вносит аргументированные предложения о закреплении в Федеральном законе «Об образовании» и иных нормативных правовых актах конкретных полномочий, а значит и механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию законодательства, гарантирующего гражданам право на получение образования.

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в области образования диссертант связывает с тем, что при формулировании государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления могут наделяться в области образования, утвержденный в будущем Федеральный закон «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации» не должен содержать положений, которые заведомо предполагают участие органов государственной власти — федеральных или субъектов Федерации в осуществлении органами местного самоуправления полномочий, относящихся к их исключительной юрисдикции, а также содержать недвусмысленное указание на то, передаются ли органам местного самоуправления государственные полномочия или речь идет о мерах, дополняющих объем работы по выполнению полномочий местного значения, которыми органы местного самоуправления уже обладают.

Потенциальные возможности для более полного развития системы органов местного самоуправления диссертант связывает с использованием Российским законодательством смешанного способа формулирования их полномочий в области образования, предполагающего как закрепление прав и обязанностей указанного органа, так и указание на то, что орган местного самоуправления обладает правами, которые не отнесены к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов.

Под полномочием органа местного самоуправления в области образования следует понимать совокупность постоянно действующих в силу их детальной правовой регламентации в Конституции России, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований его прав и обязанностей, направленных на реализацию функций этого государственного органа и, прежде всего — обеспечение реализации гражданами, проживающими на территории муниципального образования, своих прав на получение образования. Полномочия и функции органов местного самоуправления в области образования выступают в качестве самостоятельных и непременных элементов (черт) их правового статуса. Путаница указанных элементов в нормативных правовых актах приводит к сложностям в правовом регулировании общественных отношений в области образования.

В отличие от права гражданина на образование полномочия органов местного самоуправления в данной области действуют постоянно в силу их закрепления нормативно, прежде всего, в законе, а не в силу обязательности возникновения каких-либо правоотношений, субъектом которых являются эти органы власти. Интересам становления и развития правового государства в России соответствует понимание полномочий органов местного самоуправления в области образования не как правоспособности, а как совокупности прав и обязанностей.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования могут определяться: действующим законодательством, муниципальным нормотворчеством и приобретаться этими органами по собственной инициативе, если в законодательстве имеются пробелы и нет прямого запрета по отношению к органам местного самоуправления по их осуществлению.

Тенденции и закономерности развития современной системы организации местного самоуправления в России во многом определяются необходимостью обеспечения единства муниципальной системы, образования, под которой следует понимать совокупность взаимодействующих органов местного самоуправления, органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, а также образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, осуществляющих единую государственную политику в области образования в интересах жителей муниципального образования.

Опыт, накопленный отечественным конституционным и муниципальным законодательством, является ценным и поучительным. Он свидетельствует о том, что деятельность органов местного самоуправления по руководству муниципальной системой образования должна касаться только решения общих вопросов планирования и организации учебного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, а конкретные вопросы организации учебного процесса, в частности, разработка и утверждение учебных, тематических программ и планов должны решаться самими образовательными учреждениями. В этой связи, в уставах муниципальных образований и в других правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления должны содержаться положения, запрещающие органам местного самоуправления вмешиваться в деятельность муниципальных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления имеет право контролировать только соблюдение муниципальными образовательными учреждениями при организации учебного процесса государственных образовательных стандартов и компонентов субъектов Российской Федерации.

Деятельность по приведению отечественного законодательства, регламентирующего общественные отношений в области образования, в соответствие с нормами международного права и Конституцией Российской Федерации автор связывает с закреплением в законах субъектов Российской Федерации, в частности Липецкой области, полномочий органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Важнейшей тенденцией развития системы образования в Российской Федерации является децентрализация государственного управления в данной области, снижение государственной поддержки высших учебных заведений. Создание государственно-муниципальных образовательных учреждений вызывает необходимость в разграничении финансовых обязательств государственных органов и органов местного самоуправления с возложением на последние обязанностей финансировать содержание и развитие материальной базы вузов и обеспечивать социальную защищенность сотрудников и студентов из средств местного бюджета, получаемых за счет ввода местного налога на содержание образовательных учреждений с учетом местных факторов.

Конституционная норма о том, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью применительно к теме настоящего диссертационного исследования реализуется с помощью следующих правовых установлений: во-первых, субъектом муниципальной собственности является муниципальное образование, исключительно к ведению которого относится решение данных вопросов; во-вторых, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления; в-третьих, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Нормативно-правовые акты и официальные документыт

2. Конституция Российской Федерации. М.- 1993.

3. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-№ 36.-Ст. 4466.у. 3. Всеобщая декларации прав человека 1948 г. // Российская газета. 1998.10 декабря.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // «Библиотечка Российской газеты» 1999. — выпуск №22-23.

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. «Об ^ Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 9. -Ст. 1011.

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 13. — Ст. 1474.

8. Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 150.

9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 35. — Ст.3506.

10. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. «О ратификации Европейской 1. хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства

11. Российской Федерации. 1998. — № 15. — Ст. 1695; Бюллетень международных договоров. — 1998. — № 6.

12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -№35.-Ст. 4135.

13. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-N47.-Ст. 4472.

14. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 39. — Ст. 4464.

15. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — №21.-Ст. 1930.

16. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». -Российская газета. 2003 . — 8 октября.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — ст. 3301.

18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. -ст. 3823.