Что значит фискальный налог

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Фискальная функция — налог

Фискальная функция налогов — главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда ( фиск от лат. [1]

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны. [2]

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня ( федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами. [3]

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. [4]

Исторически первой была фискальная функция налогов , отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач. [5]

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов , т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции. [6]

Смотрите так же:  Ответственность по генеральной доверенности от ип

Как проявляется на практике фискальная функция налога . [7]

Данный принцип подразумевает оптимальный ( с точки зрения реализации фискальной функции налогов , создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. [8]

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения ( особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов . Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других. [9]

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции ( товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 — 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации. [10]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [11]

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов , связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. [12]

Так реализуется фискальная функция налогов , связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. [13]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [14]

Фискальная функция — основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов , с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию. [15]

Что значит фискальный налог

Сейчас мы рассмотрим метод определения долей государства и подрядчика и охарактеризуем основные финансовые элементы системы без подробного моделирования денежного потока. Конечно, любой экспресс-анализ имеет ограничения, но в 95% случаев, предоставляя исключительно ценную информацию, он очень прост. Основное ограничение в расчете доли — трудность оценки других параметров данной фискальной системы, например пределов возмещения издержек, инвестиционных кредитов, налоговых каникул, каникул роялти, обязательств перед внутренним рынком и скрытых налогов. [c.183]

При разработке и внедрении новой налоговой системы (особенно, если она является более сложной по сравнению с действующей) всегда существует риск принятия ошибочных решений, вследствие которых новая система может оказаться не настолько эффективной, как ожидалось. Это относится и к фискальному, и к стимулирующему элементам налоговой системы. Вероятность ошибки возрастает при недостатке опыта и стремлении выстроить чересчур сложную всеобъемлющую систему, которая отражала бы все нюансы функционирования нефтегазового сектора. Возможна ситуация, когда созданная система окажется достаточно эффективной в смысле выполнения своих функций, но слишком сложной и дорогой в использовании. В данном случае издержки риска ошибочных решений, связанных с внутренним механизмом действия системы, трансформируются в дополнительные административные издержки. [c.150]

Основу доходной части федерального бюджета составляют налоги, важнейшую роль среди к-рых играют косвенные (ок. 60% всех доходов бюджета). Налоговая система ФРГ включает федеральные налоги, налоги земель и общин. В ведении федерации находятся более 95% всех косвенных налогов, в т. ч. налог с оборота, акцизы на табак, кофе, сахар, спирт, таможенные пошлины и фискальные монополии, а из прямых налогов введенные после войны специальные налоги действовавший до 1958 г. налог в помощь Западному Берлину и налог выравнивания бремени второй мировой войны . Федерация имеет право с разрешения бундестага отчислять в свою пользу 35% поступлений от подоходного налога и налога с корпораций, находящихся в ведении земель. Всего в распоряжении федерации сосредоточено ок. 60% общей суммы налоговых поступлений. Землям и общинам переданы подоходный налог, налог с корпораций, налог с наследств, поземельный и промысловый налоги, а также незначительная часть косвенных налогов на пиво, сладости, зрелищные предприятия и спиртные напитки. [c.279]

Попытки совершенствования налоговой системы начались задолго до обсуждения проекта налогового кодекса. Ослабление налогового бремени для товаропроизводителей провозглашено в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1004 «О некоторых вопросах налоговой политики». Реальная политика, проводимая в налоговой сфере, прямо противоречила провозглашенным целям усиливалась фискальная функция налоговой системы, активно развивались органы государственного управления, решающие проблему сбора налогов [c.92]

После принятия 25 главы Налогового кодекса (НК) РФ категория расходов стала основной составляющей при исчислении налога на прибыль. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Из данного определения следует, что налоговые органы трактуют категорию расходов исключительно для своих фискальных интересов, не учитывая ее экономическую сущность, а также опыт, накопленный отечественным и международным бухгалтерским учетом. Затраты, связанные с приобретением основных средств и нематериальных активов, капитальные вложения, взносы в уставный капитал других организаций не уменьшают полученные налогоплательщиком доходы для целей исчисления налога на прибыль, однако в НК РФ они классифицируются как расходы. Этим игнорируется один из основных принципов бухгалтерского учета — разделение текущих и капитальных затрат, что противоречит методологии бухгалтерского учета. В России предпринимается попытка создания налоговой системы учета расходов, целесообразность которой весьма сомнительна, что усугубляется отсутствием международной практики ведения такого учета. Российские ученые-экономисты и практики подвергают критике налоговую систему учета расходов за отсутствие разработанного и действенного механизма ее функционирования. [c.176]

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют акцизы, (фискальные монополии, таможенные пошлины. [c.498]

Налоговая система является инструментом фискальной политики государства, позволяющим регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы, контролировать уровень и распределение национального дохода. [c.511]

Налоговая политика изначально формировалась с акцентом на фискальные цели. Позиция бизнеса никого не интересовала. Определяя сферу, в которой законодательство в наибольшей мере несовершенно, более 90% руководителей отмечают налоги и обязательные платежи. Большинство руководителей в качестве недостатков налоговой системы, затрудняющих работу предприятий, отмечают большое число налогов (более 60%), нечеткость документов и частые изменения в налогообложении (примерно 50—55%), а также чрезмерную величину совокупных налоговых выплат (примерно 45—48%). [c.141]

Современное состояние российской экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении ряда товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Чрезмерно жесткая фискальная политика государства приводит к искажениям взаимосвязи между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли регулирующие функции привлечения и распределения инвестиционного капитала, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений. [c.172]

Фактом является то обстоятельство, что для существующей в России в первые годы переходного к рыночной системе хозяйствования периода налоговой системы характерно явно фискальное содержание. В свою очередь, налоговая система страны формируется в тесной взаимосвязи с системой бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет служит, как правило, источником информации о будущем объекте налогообложения. Как следствие — сильное влияние налоговых органов на процесс регулирования бухгалтерского учета, превышение сферы их компетенции. Наличие реального фактора налогового регулирования бухгалтерского учета зачастую приводит к игнорированию экономического смысла и содержания фактов хозяйственной деятельности, что дискредитирует главную задачу бухгалтерского учета — создание о субъекте рыночных отношений полной и достоверной информации. [c.524]

Смотрите так же:  Как учитывать налог с продажи

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления крыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. [c.3]

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные. [c.80]

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х — начала 70-х [c.93]

Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. [c.94]

Расширение деятельности государства и быстрый рост его фискальных потребностей выдвинули задачу создания эластичной налоговой системы, которая могла дать подвижный источник доходов. Строение подоходного налога позволяет легко повышать или понижать ставки в случае необходимости. Существовавшая система прямых объективных налогов не отвечала новым фискальным потребностям. [c.130]

Принципы построения налоговой системы. К концу XIX в. произошло резкое столкновение фискальных интересов государства с интересами экономического развития, которое требовало значительных инвестиций в связи с важнейшими качественными изменениями технологии производства (наступление века электричества, внедрение в производство двигателя внутреннего сгорания, разработка новых методов производства стали и т.д.) и экономического строя общества (акционерный капитал, корпорации, трансформация чистой конкуренции в несовершенную). [c.189]

Собственно, восьмым пунктом А. Вагнер дает определение налоговой системы как совокупности налогов, соответствующей научным принципам, что позволяет налоговой системе выполнять свою главную функцию — фискальную, т.е. обеспечивать поступления в казну как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке. [c.193]

В курсе История налогов в России изучаются возникновение, развитие, изменение форм и методов взимания налоговых и пара-фискальных платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов, а также история представлений и учений о построении налоговой системы в нашей стране. [c.11]

Необходимость изучения данного предмета в качестве самостоятельной учебной дисциплины для подготовки специалистов в сфере налогообложения отмечается большинством российских налоговых экспертов. Ректор Всероссийской государственной налоговой академии А.П. Балакина отмечала В стране не сформировались какие-либо исторические традиции в налоговой политике (история доносит до нас отрывочные сведения о попытках упорядочить системы фискальных сборов), не сложился менталитет служащего налоговых орга- [c.11]

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение . Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель — равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги — стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать — значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. Обусловленность функций налога реалиями базиса и надстройки представлена на рис. 3, 4 и 7. [c.93]

Необходимо провести также анализ налогово-бюджетных доходов и размеров социальных выплат из бюджета (запланированных и фактически выплаченных). Соотношение доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние бюджетных отношений, но и свидетельствует о роли налогообложения. Множественность налогов требует обширного фискального аппарата, значительных расходов на ведение налогового учета и контроля. Негативное влияние на роль налогообложения в системе бюджетно-финансовых отношений оказывают и частые корректировки содержания методических указаний по исчислению и порядку уплаты налогов, тем более если такие коррективы вносятся после принятия закона о бюджете на очередной бюджетный период. [c.96]

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Первый меры налогового регулирования, применявшиеся в российской налоговой системе до 1997 г., противоречивы. Фискальная роль системы налогообложения превалировала над стимулирующей. Налоговое регулирование является действием крайне сложным, поскольку внутреннее содержание налогообложения — это единение и противостояние экономических интересов. Как часть государственного регулирования, налоговое регулирование, на первый взгляд, должно преследовать прежде всего интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности. Эти интересы сводятся к максимальному обеспечению общественных потребностей в их финансовом покрытии. Однако нельзя забывать о том, что податные системы мира, хотя и служат основным каналом формирования доходов государства, приносят существенную экономическую пользу для воспроизводства. Налогообложение способно обеспечить необходимые условия для роста благосостояния всех и каждого. Решение этих задач обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования как самих по себе, так и в единстве с известными методами государственного регулирования экономики (ценообразование и тарифное регулирование, валютное и денежное регулирование, регулирование денежного обращения, политика государственных займов и другие). Конечная цель налогового регулирования — уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы. [c.169]

Проблемы, перечисленные выше, — лишь основные из числа тех, с которыми постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к налоговому законодательству. Вместе с тем именно их решение позволяет судить о налогообложении как о системе, адекватной экономическому базису (показателям финансово-хозяйственного развития страны, ее регионов и отдельных собственников). Мы не будем затрагивать вопросы об изощренных бухгалтерских уловках для ухода от налогообложения, об этом уже немало сказано на всех уровнях обсуждения этой темы. Следует учитывать, что уход от налогов — явление всемирное и эта практика тем шире, чем фискальнее налоговая система. Обоснования причин ухода от налогов мы уже рассмотрели в первом разделе книги и должны понять, что репрессивными мерами с этой проблемой не справиться. Какова же реальная направленность налоговой политики в настоящее время Что предпринимается законодательной и исполнительной властями России для оптимизации налогообложения На этих фундаментальных вопросах мы и остановим свое внимание. [c.198]

Уже этими требованиями задан командно-распорядительный тон в отношении норм, регламентирующих организацию бухгалтерского учета. Разумеется, налоговый регламент предполагает ограничения показателей финансово-хозяйственной деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей. Однако не налогообложение, а система бухгалтерского учета фиксирует реальное движение денежных потоков. Поэтому бухгалтерская практика должна определять особенности налогового производства, а не наоборот. Бухгалтерский учет не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача, зафиксированная в Законе РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , — формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей (экономические контрагенты, банки, налоговые и финансовые администрации). Следовательно, налоговые администрации обозначены всего лишь в качестве пользователей бухгалтерской информации. Чем больше фискальная система вмешивается в первичный учет, чем больше оснований считать, что налогообложение формируется не как экономическая система, а как принудительная политика пополнения бюджетных доходов, изменяясь и лавируя в зависимости от бесконтрольного разрастания государственных расходов. Согласиться с этим — значит поставить под сомнение успех налоговой реформы. [c.200]

Поскольку понятие налоговой системы не сводится только к системе налогов, то Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует фискальный правопорядок в целом. При этом рассматриваются вопросы установления федеральных, региональных и местных налогов, проблемы возникновения и порядок выполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых нарушений и др. Это позволяет участникам налоговых отношений получить полную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях. [c.230]

С введением части второй Налогового кодекса Российской Федерации предполагается реформировать систему налогов, взимаемых в России, заменить длинный ряд мелких неэффективных налогов налогами, важными в фискальном отношении. До введения части второй НК РФ сохраняют силу ст. 19—21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации , содержащие перечень российских налогов. Система этих налогов представлена на схеме IV-1. [c.262]

Смотрите так же:  История становления опеки и попечительства

Фискальной налоговой системой, давящей на производственный сектор. [c.124]

Наиболее характерная черта налоговой системы общества является их возвратность. Взимаемые государством налоги расходуются в конечном счете на удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. Н. выполняют две функции фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Экономическая функция Н. состоит в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного производства, воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения и г. д. [c.139]

К сожалению, главным недостатком проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы следует считать ее фискальный характер и карательную направленность. Меры совершенствования налоговой системы, которая провоцирует уклонение от уплаты налогов и банкротство жизнеспособных предприятий, следует увязать с ослаблением налогового пресса на законопослушных легальных предпринимателей, тем самым стимулируя инвестиции и экономическую активность. [c.143]

В такие времена как наши, когда скандальная пресса напропалую пользуется самыми грязными слухами, когда бесстыдно пачкают репутацию государственного деятеля по любому ничтожному поводу, трудно представить себе то лихоимство, которое при начале царствования Людовика XIV было во французской политике обыкновеннейшим делом. Всеобщее взяточничество поощрялось всей фискальной системой, бывшей одним из самых темных пятен Старого Порядка. Вместо того, чтобы собирать налоги сразу через королевских чиновников, их закрепляли за частными лицами, получая от них авансом заранее оговоренные суммы. Налоговый откуп выставлялся на торги и, по обычаю, тот, кто выигрывал аукцион, подносил министру благодарность или же назначал ему годовую пенсию до конца аренды. [c.29]

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие — за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже. [c.144]

Налоговое планирование основано на оценке эффективности налоговой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных задач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возникновения налогового дефицита — расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов. [c.219]

Независимость от политического давления. Поскольку члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14-летний срок, они относительно устойчивы к лоббированию тех или иных интересов и не слишком подвержены предвыборному влиянию . Поэтому Совет легче, чем Конгресс, идет на политически непопулярные меры, которые могут потребоваться для долгосрочного оздоровления экономики. Кроме того, кредитно-денежная политика по своей природе мягче и деликатнее фискальной политики. Изменения в государственных расходах непосредственно отражаются на распределении ресурсов, а изменения налоговой системы могут иметь весьма разнообразные и далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому более привлекательна с политической точки зрения. [c.328]

Спады. Вторая причина государственного долга — это экономические спады, а если говорить точнее — достигнутая автоматически стабильность, присущая американской фискальной системе. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов и — совсем недавно — во время спадов 1974-1975, 1980-1982 и 1990-1991 гг. [c.394]

Переход на налоговый метод формирования доходов бюджета и новые взаимоотношения предприятий с бюджетом сопровождался формированием налоговой системы, соответствующей нашей бюджетной системе и требованиям рынка. Предполагалось, что она будет иметь не столько фискальное направление, сколько стимулирующее. Но система налогообложения имеет такие серьезные недостатки, которые стали одной из решающих причин углубления финансового кризиса. [c.50]

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога — образование государственного денежного фовда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. [c.99]

Решающий поворот к подоходному принципу обложения начался в 40-50-х гг. XIX в. До этого времени система прямого обложения представляла собой прямое реальное (объективное) обложение земли, домов, торговли, промышленности, зарплаты и жалованья, капитала. И.Х. Озеров, критикуя социалистов К. Родбертуса и А. Лориа за односторонность анализа проблем перехода к подоходному обложению, пишет о предпосылках этого сложного процесса. Они лежат в двух областях — экономической и социальной. Во-первых, в конце XIX в. развитие поземельной собственности, кредитного хозяйства, конъюнктуры, хозяйственной индивидуальности создавало условия для подоходного обложения и тем самым вытесняло прямое объективное обложение. Во-вторых, только подоходное обложение в состоянии охватить конъюнктурный доход и правильно определить сумму, подлежащую налогообложению, что очень важно с фискальной точки зрения. И.Х. Озеров, критикуя немецкого финансиста А. Штейна, сторонника теории, которая односторонне объясняет переход к подоходному обложению, тем не менее соглашается с его выводами, что подоходный налог рядом с прямыми и косвенными налогами абсолютно необходим, без него налоговая система не в состоянии обложить все доходы, получаемые из различных источников 2. И.Х. Озеров указывает, что прямые объективные налоги, основанные на средних вероятных исчислениях, в отличие от подоходного налога, учитывающего индивидуально всю сумму дохода, охватывают обложением только часть дохода. [c.129]

Сбалансированность фискальных интересов государства и налогоплательщика получила свое конкретное воплощение в основных принципах налогообложения, выработанных финансовой наукой и практикой за период XVHI-XX вв. Если оценивать главные элементы российской налоговой реформы, то можно сказать, что Россия делает попытку построения налоговой системы в соответствии со следующими принципами [c.221]

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получа-емых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий — неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога — и фискальная, и экономическая. Первая — благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг) вторая — через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества. [c.144]

Следующим по значимости косвенным налогом являются акцизы. Это старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являются прежде всего предметы массового спроса, что и предопределяет высокую фискальную значимость этих налогов. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были, по существу, неотъемлемой составной частью налога с оборота. В ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были восстановлены в правах и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В проекте Налогового кодекса РФ акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов. [c.196]

Изменения уровней государственных расходов и налогов происходят в определенной степени автоматически. Такой автоматический, или встроенный, стабилизатор не учитывался при рассмотрении дискреционной фискальной политики, поскольку до сих пор мы строили свой анализ на допущении аккордного налога, который обеспечивает одинаковые по величине налоговые поступления на любом уровне ВВП. Использование встроенного стабилизатора объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога1 [c.256]