Был вычтен налог на прибыль

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2008 г. N КА-А40/11184-08 Суд удовлетворил требование по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, поскольку сумма налога, которую общество засчитало при определении размера налога в спорный период, была уплачена им в другом государстве согласно международному договору (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 декабря 2008 г. N КА-А40/11184-08
(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 г.

ОАО «Зарубежнефть» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 48 по г. Москве (далее — инспекция, налоговый орган) от 07.02.2008 г. N 22-19/10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования по состоянию на 15.04.2008 г. N 101/р об уплате налога, сбора, пени и штрафа.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 г., требования общества удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Московского округа, инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность и обоснованность принятых судебных актов проверяются в порядке ст. 286 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки, представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, инспекцией вынесено оспариваемые решение и требование, которыми общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль за 2005 г. в сумме 11 397 370 руб., начислены пени в размере 552 399,95 руб., а также инспекцией выставлено требование с предложением уплатить недоимку, пени и штраф.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и требования.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.

В уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль в строке 330 листа 02 заявитель отразил сумму налога, удержанного в иностранном государстве, в размере 11 397 370 рублей.

В соответствии со ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Пунктом 3 статьи 311 НК РФ установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитывают при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документально подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: налогов, уплаченных самой организацией, заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами — подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте , действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, сумма налога, которую общество засчитало при определении размера налога за 2005 г., была уплачена им в республике Вьетнам, поскольку статьей 13 Соглашения от 16 июля 1991 года между Правительством СССР и Правительством СРВ «О дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ в рамках Совместного Советско-Вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро» определено, что причитающаяся советскому участнику прибыль в денежной форме при вывозе за пределы СРВ подлежит налогообложению в пользу СРВ по ставке — 5 процентов.

Общество, являясь участником совместного предприятия «Вьетсовпетро», уплачивало данный налог Социалистической Республике Вьетнам.

В отношениях между Российской Федерацией и СРВ действует также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1993 г.

Пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 27.05.1993 установлено, что существующими налогами, на которые распространяется данное Соглашение во Вьетнаме, в частности, являются налог на прибыль и налог на переводимую прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Соглашения от 27.05.1993, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся Государстве получает доход из другого договаривающегося Государства, сумма налога на такой доход, который может быть уплачен в этом другом Государстве в соответствии с положениями настоящего Соглашения , будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в первом упомянутом Государстве. Такой вычет не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством и правилами первого упомянутого Государства.

Заявитель является участником Совместного предприятия «Вьетсовпетро». Часть полученной прибыли была переведена в РФ на основании декларации, СП «Вьетсовпетро» произвело уплату налога на прибыль в бюджет СРВ. Уплата произведена 15.02.05, 02.03.05 и 22.03.05 г.г., то есть, действия по уплате налога в бюджет СРВ в течение 2005 г. соответствовали существующим на тот момент правилам.

16.12 05 между РФ и СРВ подписан Протокол к Соглашению от 16.07.91 г., в соответствии с которым прибыль российского участника не облагается налогом на перевод прибыли за рубеж, начиная с 01.01.05 года. Таким образом, 16.12.05 года были задним числом изменены правила налогообложения.

Возврат налога из бюджета СРФ произведен СП «Вьетсовпетро» приказами Министра финансов СРФ от 17.01.06 и от 04.07.06. Полученный таким образом налог был в 2006 г. включен Обществом в налоговую декларацию по налогу на прибыль и уплачен в бюджет РФ. Это обстоятельство инспекция не оспаривает.

Но вместе с тем, инспекция считает, что в налоговой декларации за 2005 г., поданной обществом 28.03.2006 г., т.е. после 16.12.2005 г., должны были учитываться вышеизложенные обстоятельства об освобождении его от налогообложения во Вьетнаме за 2005 г.

Однако суды правомерно обратили внимание на то, что Соглашения от 16.07.91 г. с учетом Протокола к нему от 16.12.05 г., к спорным правоотношениям применимы нормы Соглашения между РФ и СРВ об избежании двойного налогообложения от 27.05.1993, а также нормы ст. 311 НК РФ.

В силу ст. 7 НК РФ правилам и нормам международного договора РФ отдается приоритет по отношению к нормам НК РФ в случае, если имеет место коллизия норм. В данном случае суд не усматривает противоречия норм национального законодательства и международного договора. В силу тех и других налогоплательщик вправе исключить из налогообложения суммы налога, уплаченные в другом государстве.

То обстоятельство, что Протоколом от 16.12.05 заявителю было предоставлено освобождение от налогообложения на территории СРВ задним числом с 01.01.05, не изменяет и не отменяет общего правила, закрепленного в Соглашении от 27.05.1993 и в ст. 311 НК РФ. Уплата налога производилась в течение 2005 г. по существовавшим на тот момент правилам. Их изменение не зависело от воли Общества и не может ставить его в худшее положение, чем существовавшее до этого, а также в худшее положение по отношению к другим налогоплательщикам. Суды правомерно указали, что подтверждение правомерности позиции инспекции означало бы, по существу, возложение на Общество двойного налогообложения за 2005 г.: сначала на территории СРВ, затем на территории РФ. Это противоречило бы содержанию и смыслу Соглашения от 27.05.1993 и ст. 311 НК РФ, направленных на освобождение налогоплательщика от уплаты налога на одни и те же доходы дважды. Поэтому суд оценивает как соответствующие ст. 311 НК РФ с учетом Соглашения от 27.05.1993 действия заявителя по зачету при расчете налога за 2005 г. сумм, уплаченных на территории СРВ.

Довод инспекции об отсутствии оснований принимать к зачету суммы налога, уплаченные в стране источника дохода, в которой этот доход налогом не облагается, отклонен судом с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора. Денежные средства были перечислены в бюджет СРВ в качестве налога при наличии оснований его уплаты. Отмена налогообложения, имевшая место впоследствии, не изменила характера произведенных платежей.

Налоговый орган указал, что при отсутствии оснований принимать к зачету суммы налога, уплаченные в другом государстве, существует механизм возврата излишне уплаченного там налога. Этот довод не опровергает правомерности действий общества, поскольку суд не согласился с доводом инспекции об отсутствии права применить зачет налога. В данном случае применен механизм возврата излишне уплаченного налога. Сделать вывод о том, что налог уплачен излишне, стало возможным только после подписания протокола 16.12.05 года. Между тем, возврат налога был произведен в следующем налоговом периоде в 2006 г. Поэтому по обязательствам 2005 г. заявитель был вправе руководствоваться правилами ст. 311 НК РФ, исключив из налогообложения в РФ суммы налога, фактически уплаченные в бюджет другого государства. Суммы излишне уплаченного налога были им перечислены в бюджет РФ после их получения из бюджета СРВ.

Смотрите так же:  Налог по усн для ип в 2019 году расчет

Довод инспекции о необходимости подать декларацию за 2005 г. отклонен судом обоснованно, поскольку суд не установил допущенных заявителем нарушений при определении размера его налоговых обязательств за 2005 г.

Учитывая данные обстоятельства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод о незаконности оспариваемых решения и требования инспекции.

Руководствуясь ст.ст. 176 , 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.06.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 г. по делу N А40-26032/08-117-88 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N 48 по г. Москве — без удовлетворения.

Взыскать с МИФНС России N 48 по г.Москве госпошлину в доход бюджета в размере 1 000 (одна тысяча) руб. по кассационной жалобе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налогообложение доходов от зарубежной деятельности

Налогообложение доходов от зарубежной деятельности (на английском языке — «overseas-income taxation) — стягивание налога с прибыли, которая была получена вне территории внутренних границ страны.

Обложение налогами доходов, полученных за рубежом: сущность и текущие проблемы

В некоторых государствах работает схема обложения налогами как прибыли резидентов (при условии ее получения в разных странах), так и прибыли нерезидентов (полученной внутри страны). Такой подход может стать причиной двойного (многократного) стягивания налога. Эта проблема — одна из наиболее важных для отечественных компаний, работающих за территорией РФ.

При проведении импортных и экспортных операций, создании представительств в другой стране, инвестициях в зарубежные предприятия появляются риски двойной оплаты одного и того же налога. Такая проблема требует решения со стороны всех стран-партнеров, имеющих тесные торговые отношения.


На современном этапе глобализация в экономической сфере открыла новые границы для представителей бизнеса. С недавних пор зарубежные или отечественные предприятия могут рассчитывать на прибыль при работе в разных странах мира. При этом законодательство в сфере налогов будет распространяться не только на внутренних граждан (резидентов), но и иностранцев (нерезидентов), работающих и получающих доходы на территории конкретной страны.

Во избежание двойного обложения налогами правительства разных стран заключают акты и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения. Один из примеров решения проблемы — налоговый вычет. Особенности системы заключаются в следующем. Если плательщик налогов находится в своей стране (является ее резидентом), то его иностранные доходы будут облагаться налогом. При этом действует налоговый вычет на территории страны, где получена прибыль. Как следствие, двойная выплата налога исключена. Получается, что компания платит налоги единожды по наиболее высокой ставке. Варианта оплаты два — для государства-источника прибыли, а также для государства, где плательщик налогов пребывает постоянно.

При зачете налога, начисленного на доходы от зарубежной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:

1. При формировании налоговой базы предприятия РФ должны учесть внутригосударственную прибыль и доход, полученные за пределами страны (данная норма есть Налоговом кодексе РФ, статья 311).

2. Расходы компаний при получении прибыли от источников за границей должны быть учтены в размере и порядке, прописанном в НК РФ (глава 25). При этом правила, применяемые в другой стране (в месте получения прибыли) не имеют никакого влияния.

3. Общий размер налога, реально выплаченный российской компанией с учетом налоговых законов других стран, засчитывается ей при выплате налога на прибыль внутри своего государства. Объем засчитываемых налогов, которые были уплачены за границей, не должны быть больше суммы налога, стянутого в России.


4. Во многих соглашениях между странами в отношении двойного налогообложения прописывается четкое ограничение зачетной налоговой суммы. Как правило, в договорах прописывается, что в случае, если резидент РФ получил прибыль (имеет капитал) в другой стране, то размер налога на прибыль (капитал), оплаченный в другой стране, может быть вычтен из налога, стягиваемого с резидента в РФ. Как правило, такой вычет не должен быть выше размера стянутого в РФ налога.

Налогообложение прибыли, полученной от зарубежной деятельности: расчет, виды, международные договора

Величина налога, который удерживается с российской организации в другой стране, не во всех случаях можно принимать к зачету при выплате компанией налога на прибыль. Цель ограничения — исключить зачет налоговых платежей, которые были выплачены в странах с более высокой налоговой ставкой (если сравнивать с налогами в РФ). Граничный размер налога за рубежом, который принимается к зачету, может определяться путем расчета.

Вычисление производится в три основных этапа:

1. Сначала компания вычисляет, можно ли произвести зачет суммы налогов, которые были удержаны за границей, при выплате налога на доходы в РФ. В случае принятия к зачету средств для налогообложения внутри РФ, сбор или налог другой страны должен отвечать понятию налог на прибыль компаний (по трактовке РФ).

2. Далее производится расчет пограничной (предельной) суммы зачета.

3. Берется наиболее низкий из параметров, вычисленных на прошлом этапе. Если иностранные налоговые выплаты больше размера пограничного объема зачета, то компания не может зачитывать их при выплате налога на прибыль.

По особенностям получения прибыли за границей может определяться специфика зачета зарубежного налога в РФ.

При этом обложение иностранной прибыли российских компаний зависит от ряда факторов:

— нюансов местной законодательной сферы;
— специфики деятельности компании;
— наличия международных соглашений, регулирующих взаимодействие между странами (РФ и источником прибыли).

В ряде случаев юрисдикция распространяется на общую сумму прибыли иностранной компании, полученной на их территории. При этом в законах многих стран и пунктах международных соглашений прописаны условия, позволяющие устранить двойное налогообложение. По этим положениям в стране, являющейся источником дохода, налогом облагается прибыль нерезидента от бизнес-деятельности через постоянное представительство (исключительно в той части, которая касается данного представительства).

С учетом способа получения прибыли и особенностей деятельности в другой стране, из зарубежных источников могут быть получены следующие виды прибыли :

— от продажи продукции (услуг, работ), а также прав на имущество, полученных от работы филиала (подразделения, отдела) компании РФ в другой стране;

— связанные с работой отдельного подразделения российской компании в другой стране (как правило, сюда относятся внереализационные доходы);

— не связанные с работой обособленного отделения (филиала) российской компании в другой стране.

К примеру, есть организация ООО «Омега», у которой в Германии работает отделение. Через него компания ООО «Омега» предоставляет свои услуги. Чтобы производить расчеты с клиентами, организация из России открыла счет в банке Германии. При этом часть офиса, где находится филиал, сдается в аренду. Прибыль ООО «Омега» от работы через иностранный филиал формируется из прибыли от оказанных услуг, процентов по банковскому счету и аренды помещения.

От источников из-за рубежа компания из РФ может получать внереализационную прибыль, которая не связана с работой ее представительства.

Для понимания сути налогообложения от зарубежной деятельности стоит рассмотреть другой пример. Та же компания ООО «Омега» выступает в роли арендодателя не офиса, где находится отделение, а другого помещения в Германии. В таком случае компания из РФ получает прибыль от источника на территории другой страны в виде арендной платы, не имеющей отношения к работе подразделения.

Как следствие, идентичные по содержанию прибыли компаний РФ от источников за границей могут быть обложены налогом в другой стране в составе прибыли обособленного подразделения или самостоятельного основания у источника платежа.

Стоит допустить, что:

— прибыль, не имеющая связи с работой иностранного филиала российской компании, не была обложена налогом в составе прибыли этой компании;

— налог при выплате прибыли удерживал агент по налогам.

В описанных выше случаях зачет налогового платежа, который будет удержан у источника, может предоставляться на самостоятельном основании.

Если одна и та же прибыль для налогообложения в другой стране была включена в прибыль отделения, работающего в Германии, а налоги взимались у иностранного агента, то работает другое правило. В этом случае налоговый зачет, удерживаемый вне территории РФ, предоставляется лишь для какой-то части налогового платежа, стянутого данным подразделением. Двукратное обложение налогами одной и той же прибыли в другой стране устраняется с учетом ее законодательства.

Большую роль в регулировании вопросов налогообложения прибыли от деятельности за границей имеют международные соглашения (договора), заключаемые между РФ и другими странами. Суть таких документов — в устранении двойного налогообложения. Кроме этого, в них содержатся положения, касающиеся зачета внутри страны (РФ) налоговых платежей на доходы (прибыль), уплаченную в другой стране с целью устранения двойного налогообложения.

Как правило, страны, подписывающие соответствующие соглашения, распространяют свою сферу влияния на прибыль нерезидентов, которые ведут деятельность на территорию другой страны через стационарный филиал (представительство). При этом в учет берется только та прибыль, которая получена с учетом деятельности последнего.
После определения предельной суммы зачета вычисляется фактически засчитываемый платеж налога, как наименьший из двух параметров — исчисленной суммы зачета и объема выплаченных налогов на территории другой страны.

Смотрите так же:  Убэп образец заявления

Работу по квалификации прибыли, полученной в другой стране, производит сам плательщик налогов или налоговый орган в другой стране. Если же мнения налоговых органов разных стран в отношении полученной прибыли противоречат друг другу, то у плательщика налогов есть возможность (право) обратиться в Минфин РФ и запросить процедуру инициации, прописанную в международном соглашении. Как правило, вопрос с двойным обложением налога решается посредством договоренности сторон и через выплату компенсации компетентных органов. При этом неправомерно удержанный налог (если это было доказано), возвращается к источнику оплаты.

Рекомендация Р-66/2015-КпР «Вычитаемые из налога на прибыль сборы»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята Комитетом по рекомендациям 2015-09-11

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-66/2015-КпР
« ВЫЧИТАЕМЫЕ ИЗ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СБОРЫ »

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Российские нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту, а также международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) не содержат правил учёта налогов, сборов и иных аналогичных обязательных платежей, за исключением правил учёта налога на прибыль, содержащихся соответственно в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и в IAS 12 «Налоги на прибыль». На основе общих требований к учёту по сложившейся практике указанные фискальные обременения, как правило, признаются расходами отчётного периода или включаются стоимость создаваемого или приобретаемого актива (в том числе в незавершённое производство при признании затрат на производство). Косвенные налоги, компенсируемые другой стороной, такие как НДС, относятся на расчеты с этой стороной.

Между тем, в ряде случаев законодательство даёт возможность уплаченные по отдельным видам сборов и иных платежей суммы вычесть из подлежащей уплате в бюджет суммы налога на прибыль или налога, заменяющего собой налог на прибыль. Например, торговый сбор, устанавливаемый местными органами власти в соответствии с Главой 33 НК РФ, уплачиваемый организациями с объектов используемого в торговой деятельности имущества, подлежит вычету из суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. Другим примером являются уплаченные в социальные фонды страховые взносы, которые подлежат вычету из сумм налога, уплачиваемого организацией по упрощённой системе налогообложения.

РЕШЕНИЕ

1. Настоящая Рекомендация применяется в отношении налогов, сборов, страховых взносов в социальные фонды и иных взимаемых государством с организации обязательных безвозмездных платежей налогового характера (далее – фискальные обременения), суммы которых в соответствии с законодательством подлежат вычету из суммы уплачиваемого организацией налога на прибыль или иного заменяющего его налога, взимаемого с доходов организации.

2. Подлежащее вычету фискальное обременение, если иное не установлено настоящей Рекомендацией, относится в бухгалтерском учёте на расчёты по налогу на прибыль (или его заменителя). Информация о таком обременении раскрывается в пояснениях к отчету о финансовых результатах в качестве примечания к показателю «Текущий налог на прибыль» либо (в случае значительной суммы) представляется в самом указанном отчёте отдельной строкой в составе показателей налогообложения прибыли.

3. В той части, в которой фискальное обременение не подлежит вычету в отчётном году, но будет подлежать вычету в последующих отчётных периодах, оно признаётся отложенным налоговым активом. Указанный отложенный налоговый актив списывается при принятии соответствующей суммы фискального обременения к вычету. Указанный отложенный налоговый актив отражается в учёте и представляется в бухгалтерском балансе обособленно от отложенных налоговых активов, признанных в соответствии с установленными правилами учёта налога на прибыль. Признание отложенного налогового актива при начислении фискального обременения и его списание при принятии соответствующей суммы к вычету не отражаются в отчете о финансовых результатах. Признанный в предыдущих периодах в соответствии с настоящим пунктом отложенный налоговый актив в той части, в котором организация теряет право на его вычет в текущем и последующих отчётных периодах, списывается применительно к порядку, изложенному в пункте 4 настоящей Рекомендации.

4. В той части, в которой фискальное обременение не подлежит вычету в отчётном году и не будет подлежать вычету в последующих отчётных периодах, оно признаётся в обычном порядке так же, как признаются другие аналогичные уменьшения экономических выгод организации. В частности, в зависимости от экономической сущности фискального обременения и причин, по которым организация не смогла воспользоваться правом на его вычет, такое обременение может в соответствии с учётной политикой организации:

  • признаваться расходом по обычной деятельности;
  • включаться в стоимость соответствующего актива (в том числе в себестоимость незавершённого производства, готовой продукции);
  • признаваться расходом вне рамок обычной деятельности («прочим» расходом);
  • отражаться в составе показателей налогообложения прибыли.

5. В случае если возможность и порядок вычета начисленного в отчётном периоде фискального обременения определяется событиями после отчётной даты (например, фактической уплатой соответствующей суммы после отчётной даты), организация решает вопрос применения 2, 3 или 4 пункта настоящий Рекомендации в отношении показателей за отчётный период, исходя из результатов таких событий.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Предоставляемая налоговым законодательством возможность уменьшить сумму подлежащего уплате организацией налога на прибыль или иного взимаемого с доходов организации налога на величину уплачиваемого ею фискального обременения фактически нейтрализует отрицательный эффект от уплаты обременения и снимает экономическое бремя его уплаты с организации. Такое фискальное обременение не уменьшает экономические выгоды организации, и, следовательно, не является расходом организации. В этой связи начисление фискального обременения в общем случае должно относиться на расчёты организации по налогу на прибыль и представляться в составе показателей налогообложения прибыли.

В случае если начисление фискального обременения и вычет его величины из суммы налога на прибыль имеют место в разных годовых отчётных периодах, в учёте таких обременений представляется уместным применение механизма отложенных налоговых активов, аналогичного учёту отложенного налога на прибыль.

Если же фискальное обременение, в принципе подлежащее вычету, по каким-то причинам не может быть вычтено из суммы налога на прибыль ни в текущем году, ни в будущих отчётных периодах, то такое обременение уменьшает экономические выгоды организации и подпадает под определение расхода. Оно становится аналогичным обычным налогам и сборам, не подлежащим вычету, и должно учитываться так же, как учитываются обычные налоги и сборы.

В общем случае такое обременение признаётся расходом организации за отчётный период. При этом классификация расхода зависит от характера обременения, а также причин, по которым организация потеряла право на его вычет. Если уплата фискального обременения связана с созданием актива, то его сумма должна включаться в себестоимость этого актива. В том числе это относится к признанию обычных производственных затрат, формирующих себестоимость незавершённого производства и готовой продукции. В отдельных случаях, когда фискальное обременение по своей экономической сущности представляет собой заменитель налога на прибыль, уплачиваемый (в целях стабильности поступлений в бюджет) даже когда организация не получает прибыли (аналог налога на вменённый доход), такое обременение следует представлять в составе показателей налогообложения прибыли.

Одним из примеров фискального обременения, вычитаемого из сумм налога на прибыль, является торговый сбор, предусмотренный Главой 33 НК РФ. По вопросу его учёта информационными системами было распространено письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ от 24.07.2015 № 07-01-06/42799, содержащее ответ на вопрос одной из организаций следующего содержания:

В связи с Вашим обращением сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. № 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности.

Исходя из этого считаем, что суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности.

В связи с этим письмом необходимо отметить следующее.

Письмо даёт ответ на частный вопрос отдельной организации, описавшей в нём конкретную хозяйственную ситуацию. Содержание письма (приводимая норма ПБУ 10/99 и сделанный исходя из неё вывод) касается исключительно вопроса классификации расхода – относится ли он к расходам по обычной деятельности или к прочим расходам. Это значит, что письмо рассматривает только те случаи уплаты торгового сбора, когда этот сбор соответствует определению и критериям признания расходов, то есть, приводит к уменьшению экономических выгод организации. Письмо не затрагивает вопроса, является ли торговый сбор как таковой расходом или нет, и не рассматривает условия, при которых торговый сбор может быть признан расходом.

В случае если величина торгового сбора вычитается из суммы уплачиваемого организацией налога на прибыль, уплата такого сбора не уменьшает экономические выгоды и, как указывалось выше, не является расходом в принципе. В таком случае сама постановка вопроса о классификации расхода неуместна. Мнение Департамента Минфина о классификации расхода касается хозяйственной ситуации, в которой торговый сбор является расходом, и не имеет отношения к ситуации, в которой расход отсутствует.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ

Примеры приводятся исключительно для целей иллюстрации возможной реализации в бухгалтерских записях и в бухгалтерской отчётности решения настоящей Рекомендации для отдельного случая. Примеры не исчерпывают все многообразие хозяйственных ситуаций, в которых может применяться настоящая Рекомендация. Приведенные бухгалтерские записи и формат представления показателей в бухгалтерской отчётности не являются единственным вариантом, соответствующим решению настоящей Рекомендации. Иные варианты записей и форматов представления также могут соответствовать этому решению.

Смотрите так же:  Как оформить право оперативного управления

Пример 1. Бухгалтерские записи по учёту торгового сбора

Начислен торговый сбор за текущий год
(при достаточной величине прибыли для его вычета из суммы налога на прибыль):
Дт 68. Расчёты по налогу на прибыль – Кт 68. Расчёты по торговому сбору

Уплачен торговый сбор:
Дт 68. Торговый сбор – Кт 51. Расчётный счёт

Пример 2. Представление в бухгалтерской (финансовой) отчётности информации о торговом сборе

Отчёт о финансовых результатах (фрагмент)

Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты

Согласно главе 25 Налогового Кодекса РФ все предприятия и организации, в том числе субъекты малого бизнеса, выплачивают в бюджет налог на прибыль. Эта обязанность касается предпринимателей и юридических лиц, которые не являются плательщиками ЕНВД, ЕСХН и не применяют УСН, то есть всех тех, кто находится на общей системе налогообложения. Также исключаются из рядов плательщиков налога на прибыль представители игорного бизнеса и участники научного центра Сколково (с 1 января 2014 года).

В целях налогообложения прибылью считается полученный доход за минусом понесённых расходов. Главный вопрос, который встаёт перед предпринимателем в процессе налогового учёта: какие конкретно доходы и расходы считаются при определении базы налога на прибыль организации?

Доходы и расходы при расчёте налога на прибыль

Что считать доходами фирмами? Объектом данного налога являются доходы в рублях или в валюте, конвертированные в рубли по курсу Центробанка России на дату признания. Все доходы должны сопровождаться первичной документацией и быть зафиксированы в документах налогового учёта.

Перечень доходов, которые берутся в расчёт при начислении налога на прибыль, в полной мере раскрывается налоговым законодательством.

1. Доходы от реализации товаров и услуг (ст. 249 НК РФ) включают в себя выручку от продажи:

  • собственной продукции;
  • приобретённого для дальнейшей реализации товара;
  • имущества и неимущественных прав организации;
  • ценных бумаг.

2. Внереализационные доходы перечислены статьей 250. Это:

  • долевое участие в других юридических лицах (получение дивидендов);
  • штрафы и прочие платежи, полученные от контрагентов по неисполненным договорным обязательствам;
  • арендные платежи в пользу фирмы.

При расчете налога на прибыль из выручки вычитаются акцизы и НДС.

Расходы, уменьшающие налоговую базу организации

Все расходы, осуществлённые организацией в процессе производственной деятельности, могут быть вычтены при расчёте налога на прибыль. Но при условии, что эти расходы признаются законными, то есть:

  • они экономически обоснованы (целесообразны, соответствуют целям функционирования компании и не противоречат критериям разумности);
  • имеют документальное подтверждение (в наличии первичные документы, корректно оформленные и зафиксированные бухгалтерией в порядке, предусмотренном законодательством).

Так же как и доходы, расходы делятся на 2 группы:

  1. Реализационные (производственные).
  2. Внереализационные.

К первым относят все затраты, понесённые в процессе производства, реализации товаров и услуг:

  • расходы на персонал, включая налоги, связанные с зарплатой работников;
  • покупка сырья, материалов, товаров в производственных целях и для перепродажи.

Внереализационные расходы при налоге на прибыль – те затраты, которые не относятся непосредственно к производству, но понесены в результате предпринимательской деятельности (штрафы, пени, выплаченные дивиденды и т.д.)

Список доходов, которые не учитываются при определении налога, приведён в ст. 251 НК. Расходы, которые нельзя учитывать как уменьшающие налоговую базу, также прописаны в главе 25 Налогового Кодекса (ст. 270).

Особенности учёта и налоговая база

В результате вычета всех признанных законными расходов из суммы доходов, формируется налоговая база налога на прибыль. Здесь нужно обратить внимание: бухгалтерия фиксирует все приходно-расходные операции, даже не участвующие в налогообложении, поэтому «показания» учёта налогового и бухгалтерского на одном предприятии могут существенно разниться.

Чтобы минимизировать расхождения, организация должна выбрать один из двух способов исчисления налогооблагаемой прибыли и постоянно его придерживаться.

  1. Метод начисления предполагает расчёт налоговой базы по данным бухгалтерского учёта. Сумма прибыли корректируется в соответствии с информацией налогового учёта, а комментарии по разнице сумм двух учётных систем оформляются в виде бухгалтерской справки. Этот метод является основным для плательщиков налога на прибыль.
  2. Кассовый метод учитывает доходы и расходы только по факту их оплаты, исходя их чего и рассчитывается прибыль за отчётный период. Такой способ учёта подходит для небольших организаций.

После определения налогооблагаемой прибыли тем или иным способом, фирма имеет право ещё минимизировать эту сумму за счёт убытков предыдущих налоговых периодов, если они имеются.

Предприниматели, которые сочетают основной режим налогообложения со специальным, ведут раздельный учёт, то есть доходы и расходы по деятельности, попадающей под УСН, не включаются в доходы и расходы по ОСНО.

Базовая и льготные ставки налога на прибыль

За базовую ставку налога на прибыль принимаются 20 %. Как правило, средства распределяются между государственным и региональным бюджетом: 10 % от всей суммы налога на прибыль уходят в госказну, а остальные 90 остаются в регионе.

В особых случаях при исчислении налога применяются другие ставки. Это касается:

  • резидентов особых экономических зон (13,5 % — минимальная процентная ставка для таких организаций, снижение её обеспечивается за счет региональной части тарифа);
  • доходов иностранных юридических лиц, полученных в виде дивидендов (15 %);
  • дивидендов, полученных организацией от участия в акционерном капитале другой фирмы с долей, не превышающей 50 % (9 %);
  • дивиденды от участия в другой фирме, если это участие обеспечивается более, чем 50 %-ным пакетом акций в течение всего года (0 %);
  • доходов от продажи долей в других компаниях (0 %);
  • льготных категорий налогоплательщиков, список которых устанавливается Правительством РФ в индивидуальном порядке (0 %).

Здесь стоит отметить, что ставка 0 % не освобождает организацию от учёта перечисленных доходов – все полученные «необлагаемые» доходы показываются в первичной документации и отчётности так же, как и участвующие в исчислении налога.

Порядок отчётности и уплаты налога

По налогу на прибыль за налоговый период принят календарный год, за отчётные – кварталы (3 месяца, полугодие, 9 и 12 месяцев).

Отчётность предприятий в ИФНС заключается в подаче декларации налога на прибыль. К декларации прилагается бухгалтерская форма №2 – отчёт о прибылях и убытках.

В территориальный орган налоговой службы декларация должна быть сдана в срок до 28 дней с истечения отчётного периода, то есть до 28 числа первого месяца нового квартала (при поквартальной отчётности), и раз в месяц за предыдущий, если отчётность помесячная. На подготовку годовой декларации даётся почти 3 месяца: отчитаться по налогу на прибыль за 2014 год можно до 28 марта 2015 г.

Перечисление налоговых платежей может производиться поквартально или ежемесячно авансовыми платежами.

Квартальные авансовые платежи

Поквартально выплачивает налог на прибыль ограниченный перечень организаций:

  • предприятия с выручкой, не превышающей 10 млн. рублей за квартал;
  • бюджетные и автономные организации;
  • представительства иностранных юридических лиц;
  • некоммерческие организации и ряд других .

Для них сроки уплаты налога на прибыль соответствуют срокам подачи отчётности, а именно:

  • за первый квартал – до 28 апреля;
  • за полугодие – до 28 июля;
  • за 9 месяцев – до 28 октября;
  • за последний квартал – до 28 января.

Ежемесячные авансовые платежи

Остальные предприятия делают авансовые перечисления ежемесячно, до 28 числа. Рассчитывается авансовый платёж на основе платежей предыдущих кварталов нарастающим итогом.

  1. Первые 3 месяца года сумма ежемесячного платежа такая же, как была в 4 квартале прошлого года.
  2. Второй квартал фирма платит каждый месяц одну треть от налога, насчитанного за 1-й квартал.
  3. С начала второго полугодия авансовый платеж считается как разница между исчисленным налогом за первое полугодие и за 1 квартал, разделённая на 3.
  4. В последнем квартале каждый месяц к оплате причитается сумма, равная третьей части от платежей за 9 месяцев года за вычетом аванса за первое полугодие.

Ежемесячные авансовые платежи по фактической прибыли

Предприятие может использовать и другую систему ежемесячных авансовых выплат – по фактической прибыли. В таком случае платёж пересчитывается каждый месяц таким образом:

  • по итогам работы в январе исчисляется налог, который оплачивается до 28 февраля;
  • налог за февраль перечисляется до 28 марта и рассчитывается как налог с прибыли за 2 месяца минус январский авансовый платеж;
  • мартовский аванс считается аналогично: налог от прибыли за все 3 месяца минус уже оплаченные предыдущие 2 платежа (до 28 апреля) и т.д.

Чтобы перейти на такую систему со следующего налогового года, предупредить налоговую инспекцию нужно до 31 декабря текущего. В течение налогового периода изменить систему оплаты налога будет нельзя. Выбрав схему налогообложения по фактическому доходу, декларацию придётся подавать 12 раз в год, то есть каждый месяц.

В 2014 году никаких «глобальных» изменений по налогу на прибыль не произошло. Изменились лишь некоторые нюансы, касающиеся отдельных категорий налогоплательщиков:

  • предприятиям морского, речного и воздушного транспорта сняты ограничения в части вычета расходов, связанных с питанием экипажей;
  • уточнены особенности налогообложения микрофинансовых компаний и потребительских кооперативов;
  • снято нормирование по расходам на видеорекламу;
  • бюджетные учреждения культуры освобождаются от ежеквартальной отчётности и внесения авнсовых платежей;
  • ряд других изменений.

Для основной массы организаций положения по исчислению и оплате налога на прибыль остались прежними.