Банкротство нко

Банкротство некоммерческой организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство некоммерческой организации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Банкротство некоммерческой организации

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство некоммерческой организации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Процедура банкротства некоммерческой организации

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Банкротство некоммерческих организаций

Жвачкин Андрей Владимирович

Астраханский государственный университет,

Институт несостоятельности (банкротства) – один из важнейших элементов рыночной экономики, который применяется в отношении субъектов, не способных исполнять принятые на себя обязательства.

Банкротство – в гражданском праве представляет собой неспособность должника удовлетворить требования кредитора и погасить перед ним свои обязательства[1]. В правовой литературе отмечается, что основополагающим принципом правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, является учет интересов различных субъектов права[2].

Смотрите так же:  На пожаре погиб пенсионер

До недавнего времени действовало правило, согласно которому некоммерческие юридические лица, кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, не могли быть признаны несостоятельными (банкротами) (п.1 ст.65 ГК РФ)[3].

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.)[4] в ст. 1 установил, что несостоятельными (банкротами) могут признаваться любые некоммерческие юридические лица, кроме учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Банкротство (несостоятельность) некоммерческих организаций осуществляется на основе правил, предусмотренных для всех юридических лиц.

Юридические лица, в том числе некоммерческие организации, могут быть признаны банкротами в:

· принудительном порядке, т.е. по решению суда. Судебное решение о банкротстве возможно не только по требованию кредиторов, но и по заявлению самого неплатежеспособного должника;

· добровольном порядке, т.е. по решению, принятому юридическим лицом совместно с кредиторами[5].

Основаниями банкротства (несостоятельности) некоммерческих организаций являются:

1) недостаточность имущества должника для погашения его долгов, при этом совокупный размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества должника;

2) неисполнение должником требований по денежным обязательствам в течение срока, определенного законом.

В гражданско-правовой теории существует мнение, что банкротство юридического лица является крайней мерой[6]. Соответственно процедуре банкротства должны предшествовать предупредительные меры. Так, например, согласно ст. 30 ФЗ «О банкротстве» учредители юридического лица – должника или органы публичной власти наделены правом принятия мер по предупреждению банкротства. Меры по предупреждению банкротства должны быть направлены на восстановление платежеспособности должника при наличие признаков его банкротства. К подобным мерам относятся реорганизация юридического лица – должника, продажа части имущества, смена руководства, закрытие убыточных производств. Гражданское законодательство предусматривает в качестве мер, направленных на предупреждение банкротства досудебную санацию и мировое соглашение. Под досудебной санацией (оздоровлением) закон понимает оказание юридическому лицу – должнику финансовой помощи, которая должна быть достаточной для погашения денежных обязательств и восстановление платежеспособности. Согласно ст. 31 ФЗ «О банкротстве» досудебная санация может быть осуществлена учредителями (участниками), кредиторами, третьими лицами. Формами оздоровления являются – предоставление льготных займов (кредитов), предоставление поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств, отсрочка и рассрочка платежей, дополнительные взносы в уставной капитал должника[7].

Действующее гражданское законодательство предусматривает процедуры банкротства юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. Арбитражные суды при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц применяют следующие процедуры:

конкурсное производство (завершается ликвидацией должника); мировое соглашение (исключает ликвидацию должника); наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление.

Мировое соглашение заключается между должником и кредитором ст. 150 ФЗ «О банкротстве»). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процедуры банкротства и подлежит утверждению арбитражным судом. Условиями соглашения могут быть: условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения требований кредитора (кредиторов), о прекращении обязательства путем предоставления должником отступного, об изменении (новации) содержания обязательства. Мировое соглашение подлежит расторжению только судом.

Следует отметить, что под понятием «мировое соглашение по делу о банкротстве» обозначаются одновременно три правовых явления: процедура банкротства; соглашение (договор), заключенный в деле о банкротстве в целях разрешения вопросов о порядке, способах и сроках расчетов между должником и кредиторами; основание прекращения производства по делу о несостоятельности[8].

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление могут быть завершены восстановлением платежеспособности должника, поэтому их относят к числу «реабилитационных» процедур. Рассмотрим эти формы более подробно.

Наблюдение за деятельностью должника, как одна из форм процедуры банкротства, вводится арбитражным судом. Основаниями для применения наблюдения являются либо заявление должника об объявление его банкротом, либо требование кредитора обращенные в арбитражный суд. Наблюдение осуществляет временный управляющий, который не может заменять органы управления юридического лица – должника при выполнении возложенных на них функций.

Целями процедуры наблюдения являются: анализ его финансового состояния и обеспечение сохранности активов должника[9].

В период наблюдения приостанавливаются производство и исполнение по всем делам, которые связаны с обращением взыскания на имущество должника, денежные требования к юридическому лицу — должнику могут быть предъявлены только в конкурсном порядке. Следует обратить внимание на то, что должнику также запрещается выделять доли из своего имущества участникам юридического лица, а также их стоимости в связи с выходом из состава участников. Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам останавливается.

Кредиторы вправе принять решение об обращении в суд с предложением об отказе в признании должника – юридического лица банкротом в случае, если должнику в результате наблюдения удалось восстановить платежеспособность[10]. В противном случае, кредиторы наделены правом обращаться в арбитражный суд с ходатайством о применении других процедур банкротства.

Финансовое оздоровление относительно новая для российского гражданского права процедура банкротства. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет. Суть данной процедуры банкротства сводится к расчетам банкрота с кредиторами в соответствии с представленном суду графиком погашения задолженности. Контроль за погашением задолженности возлагается на административного управляющего. Согласно п. 6 ст. 88 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после окончания установленного срока, арбитражный суд в соответствии с результатами финансового оздоровления, принимает решение о прекращении производства по делу о банкротстве, либо принимает решение о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление может быть введено решением арбитражного суда на срок до 18 месяцев, с последующим возможным продлением не более чем на 6 месяцев. Суд назначает внешнего управляющего, в обязанности которого вменяется разработка плана внешнего управления. Цель оздоровительных мероприятий, предусмотренных планом заключается в восстановлении платежеспособности юридического лица – должника. В отличие от временного управляющего (наблюдение), к внешнему управляющему переходят полномочия руководителя и других органов должника. Внешний управляющий не только управляет, но и распоряжается имуществом должника в соответствии с заявленным планом. В соответствии с результатами внешнего управления, арбитражный суд принимает одно их следующих решений:

1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности;

2) о прекращении производства по делу о банкротстве, в случае удовлетворения всех требований кредитора;

3) о признании юридического лица – должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство относится к «ликвидационным» процедурам и влечет за собой прекращения деятельности юридического лица. Конкурсное производство открывается с момента признания юридического лица – должника банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на 1 год, с возможным продлением не более чем на 6 месяцев. Управление делами должника переходит к конкурсному управляющему. Рассматриваемая процедура включает в себя следующие мероприятия:

1) проведение инвентаризации и оценки имущества банкрота;

Смотрите так же:  Образец заполнения заявления на шенгенскую визу венгрия

2) составление конкурсным управляющим пакета предложений, который представляется собранию кредиторов (порядок, срок и условия продажи имущества должника);

3) продажа имущества на открытых торгах;

4) расчет с кредиторами в соответствии с очередностью их требований;

5) предоставление суду документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов.

В завершении ликвидационной процедуры, арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства, которое считается основанием для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации юридического лица – должника.

Верховный Арбитражный Суд РФ указал, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражным судам необходимо исходить из того, что такие дела рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица. Поэтому в случае смены места нахождения должника необходимо выяснять, выносилось ли определение о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражным судом по предыдущему месту нахождения. Если такое определение было вынесено, то арбитражный суд по новому месту нахождения должника отказывает в принятии заявления. Если же арбитражному суду по новому месту нахождения должника станет известно об этом после принятия заявления о признании должника банкротом, то производство по делу подлежит прекращению[11].

Таким образом, банкротство — достаточно сложное правовое явление, причем не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. Это институт, который должен учитывать интересы целого круга субъектов, часто имеющих противоположные интересы, но объединенных общим конкурсным процессом, который регулируется сферой гражданского права и затрагивает правовые аспекты уголовного, административного и финансового отраслей права.

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994. (с изм. от 02.01.2013 г.) // СЗ РФ. 5.12.1994. №32. Ст. 3301.

2. Гражданское право. Общая часть. / Под ред. Е.А.Суханова. М., 2007.

3. Карелина С.А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), — сфера взаимодействия частно-правовых и публично-правовых средств // Законодательство. 2008. № 8.

4. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Под ред. В.В. Витрянского. М., 2003.

5. Обзор практики Высшего Арбитражного Суда РФ // Законодательство. 2006. № 2.

6. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации частям I, II и III. /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2007.

7. Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства // Законодательство. 2004. № 2 // СПС «Гарант». 2012.

8. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.

9. Чумаков С. Проблемы практической деятельности арбитражных управляющих в процедуре банкротства – наблюдение // Законодательство. 2005. № 5.

10. Юридический словарь / Сост. Н.А. Жильцов, Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров, О.И. Чердаков. М., 2007.

[1]Юридический словарь / Сост. Н.А. Жильцов, Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров, О.И. Чердаков. М., 2007. С.84.

[2]Карелина С.А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), — сфера взаимодействия частно-правовых и публично-правовых средств // Законодательство. 2008. № 8.

[3] Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994. (с изм. от 02.01.2013 г.) // СЗ РФ. 5.12.1994. №32. Ст. 3301.

[4]ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. №43. Ст. 4190.

[5] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации частям I, II и III. /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2007. С. 86.

[6] Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2007. С. 260.

[7] Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2007. С. 261.

[8] Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства // Законодательство. 2004. № 2 СПС «Гарант». 2012.

[9] Чумаков С. Проблемы практической деятельности арбитражных управляющих в процедуре банкротства – наблюдение // Законодательство. 2005. № 5 // СПС «Гарант». 2012.

[10] Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 316.

[11] Обзор практики Высшего Арбитражного Суда РФ // Законодательство. 2006. № 2.

Банкротство некоммерческих организаций

Некоммерческим организациям (НКО) по роду деятельности отведена особая роль в обществе. Они ориентированы на выполнение социальных задач, среди которых отсутствует намерение получить прибыль. Любое действие связывается с денежными возможностями, а также как у коммерческих предприятий для НКО наступает момент, когда невозможно выполнить обязательства перед кредиторами.

В этом случае инициируется процедура банкротства, но с некоторыми особенностями.

О некоммерческих организациях

При введении процедуры несостоятельности учитывается правовой статус некоммерческой организации, и правоспособность возникает в момент регистрации юридического лица. Через процедуру банкротства беспрепятственно проходят юридические лица, деятельность которых направлена на:

  • благотворительность;
  • образование и культуру;
  • развитие науки и спорта;
  • социальную направленность;
  • развитие потребкооперации.

Сюда также входят фонды, ТСЖ и другие сообщества, учреждения.

Полный перечень НКО отражен в п.3 статьи 50 ГК РФ. Ответ на вопрос: «Кто не может заявить о несостоятельности с последующей ликвидацией?», находится в статье 65 ГК РФ.

В ней четко оговаривается, что на процедуру банкротства не могут претендовать:

  • политические партии;
  • религиозные объединения;
  • учреждения;
  • казенные предприятия.

Прекращение деятельности некоммерческих организаций с долгами

Право инициировать процедуру банкротства отдается:

  • руководителю организации;
  • кредиторам;
  • представителям государственных органов. Истцом выступает то лицо, заявление которого окажется первым в арбитражном суде по месту регистрации НКО. Остальные претенденты становятся ответчиками по делу.

Судебный орган принимает исковое заявление о несостоятельности должника при определенных условиях:

  • сумма долга организации перед кредиторами должна выйти за пределы в 300 тысяч рублей;
  • должник не платит по обязательным платежам кредиторам три месяца.

Арбитражным судом после исследования всех поступивших документов и претензий от заинтересованных лиц в получении долга могут быть определены несколько стадий банкротства:

  • процедура финансового оздоровления сроком на 2 года. Организация функционирует, но для совершения некоторых сделок требуется согласие конкурсного управляющего;
  • наблюдение, ограничивается сроком в 7 месяцев. НКО продолжает деятельность, но с ограничениями. На назначенного временного управляющего возлагается обязанность по анализу финансов должника. Если выявляется, что в работе руководства не имеется нарушений, тогда процедура переходит на этап конкурсного производства;
  • с этого периода некоммерческая организация становится банкротом и в итоге происходит ликвидация должника.

Ликвидация и закрытие

Заключительная стадия банкротства связывается с последовательными мероприятиями:

  • формируется ликвидационная комиссия;
  • в ходе инвентаризации описывается имущество должника и определяется стоимость;
  • в установленные собранием кредиторов сроки реализуются активы должника на открытых торгах. Здесь стоит отметить, что имущество в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» изымается в полном объеме без исключений;
  • полученные от продажи имущества деньги направляются для расчета с кредиторами, с учетом очередности по требованиям;
  • в судебный орган предоставляются материалы, подтверждающие реализацию активов и выполнение претензий кредиторов;
  • арбитражным судом выносится вердикт об окончании конкурсного производства и ликвидации НКО. Этот факт считается основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Смотрите так же:  Роговой патент

Внимание! Информация для граждан!

Банкротство некоммерческой организации

Понятие «банкротство» принято соотносить с коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и частными лицами. Однако в некоторых случаях НКО тоже может быть признано несостоятельным. Банкротство некоммерческой организации может проводиться лишь в отношении ограниченного числа таких юридических лиц. О том, как закрепить статус несостоятельности НКО, читайте в нашем материале.

Кроме религии и политики

Возможность закрепления статуса несостоятельности юридических лиц и последующая ликвидация по этому основанию регулируются ст. 65 ГК РФ. Здесь очень четко оговорено, что банкротство НКО недоступно только для религиозных организаций и политических партий. Есть ограничения и по признанию несостоятельными различных фондов. Их банкротство невозможно, если это установлено законом, регулирующим создание такой некоммерческой организации.

Такая формулировка этой статьи ГК появилась относительно недавно. В предыдущей редакции банкротство НКО было доступно только для потребкооперативов, благотворительных и «иных фондов». Впрочем, многочисленные ресурсы в Сети до сих пор продолжают цитировать раннюю версию законодательства, чем, безусловно, вводят в заблуждение всех, кто интересуется этим вопросом.

Процедуры признания несостоятельности некоммерческой организации в остальном ничем не отличаются от банкротства коммерческих организаций. Процесс регулируется законом «О банкротстве» и может быть инициирован либо самой НКО, либо ее кредиторами или уполномоченной госструктурой.

Этапы банкротства НКО:

  1. Подача заявления в арбитражный суд региона, в котором зарегистрирована НКО.
  2. Признание судом статуса несостоятельности НКО.
  3. Введение процедуры наблюдения. Направлена на сохранение активов должника для удовлетворения требований кредиторов.
  4. Финансовое оздоровление (редко применяется в отношении НКО).
  5. Конкурсное производство – реализация имущества для погашения долгов.
  6. Ликвидация.
  7. В случае, если банкротство НКО инициируется самой организацией, то процесс может идти в упрощенном порядке – минуя стадию наблюдения.

Практика показывает, что большая часть банкротств НКО связана с внешними долгами. И напротив, учредители не спешат обращаться в суд в том случае, если организация накопила долгов, но кредиторы пока не взыскивают их в арбитраже.

Банкротство некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству признавать свою финансовую несостоятельность в судебном порядке могут не только коммерческие фирмы, но и организации некоммерческого типа. В большинстве случаев они имеют правовую форму юридического лица, но допускается также статус индивидуального предпринимателя.

Виды некоммерческих организаций

Под некоммерческой подразумевается организация, деятельность которой преследует выполнение социальных, гражданско-правовых или благотворительных целей. При этом подобные учреждения не занимаются извлечением прибыли (согласно статье 116 Гражданского кодекса, доход в организации возможен, но тратить его должны только на цели, связанные с ее деятельностью).

Перечень организаций, которые являются некоммерческими, строго регламентирован законодательством. К ним относятся:

  1. потребительские кооперативы (жилищные, садоводческие, кредитные и т.д.)
  2. общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.);
  3. ТСЖ;
  4. фонды;
  5. религиозные организации.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 50, пункте 3 Гражданского кодекса РФ. При этом время от времени принимаются поправки, которые дополняют или сокращают список некоммерческих организаций.

Причины банкротства

Банкротство некоммерческой организации наступает в том случае, когда она не может выполнять своих обязательств перед кредиторами. Долги могут быть перед физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или же государственными организациями.

Несостоятельность в данном случае ведет к прекращению деятельности организации, поэтому конечной целью процесса является ликвидация.

Чтобы инициировать процесс банкротства, необходимо обратиться в арбитражный суд в регионе, в котором зарегистрирована некоммерческая организация. Право подавать соответствующее заявление имеют:

  1. директор организации
  2. кредиторы
  3. представители государственных учреждений.

Истцом будет выступать тот, чье заявление будет зарегистрировано первым. Остальные стороны станут ответчиками по делу.

Принято заявление будет только в том случае, если:

  1. общий долг организации перед кредиторами превышает 300 тысяч рублей;
  2. юридическое лицо не может удовлетворить требования кредиторов на протяжении 90 дней с момента, установленного для этого срока.

Основы законодательства

Перед тем как обращаться в судебную инстанцию, необходимо разобраться с основами законодательства, согласно которому проводится признание несостоятельности некоммерческой организации.

Право руководителей данной категории юридических лиц признавать свое банкротство указано в пункте 1 статьи 65 Гражданского кодекса. Основным нормативно-правовым актом в данном процессе становится общий закон «О несостоятельности» от 2002 года.

Кроме того, принимаются во внимание некоторые положения ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» от 1996 года и ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 2001 года.

Следует уточнить, что в законодательстве имеется масса неточностей и подводных камней, касательно данного вопроса, поэтому в практически идентичных случаях суд может принимать кардинально отличающиеся решения. Чтобы завершить процедуру с максимальной выгодой, рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам.

Стадии процесса

Банкротство некоммерческой организации с долгами преследует конечной целью ликвидацию, поэтому процедура проводится в два этапа: наблюдение и конкурсное производство, причем первый этап имеет формальный характер.

Временный управляющий н стадии наблюдения установит, законны ли действия руководства организации. Если нарушений законодательства не обнаружено, то процедура перейдет в этап конкурсного производства.

Заключительная стадия подразумевает опись имущества, его оценку, а затем реализацию на торгах. Изъятию подлежит все имущество некоммерческой организации. Никаких исключений законодательством не установлено.

Полученные от продажи имущества средства будут направлены на удовлетворение требований кредиторов, в порядке очередности.

Ответственность руководства некоммерческих организаций

Когда признаются банкротом некоммерческие организации, руководство нередко привлекается к ответственности:

Административная ответственность наступает в том случае, когда руководители организации отказываются содействовать арбитражному управляющему, не предоставляют отчетность и т.д. Размер штрафа варьируется от 50 до 100 тысяч рублей, в зависимости от степени нарушения.

Субсидиарная ответственность – это возможность изъятия личного имущества руководителя некоммерческой организации. Добиться этого можно только в том случае, если будет доказано, что он причастен к ухудшению финансовых показателей юридического лица.

Уголовная ответственность предусмотрена за фиктивное и преднамеренное банкротство. Если руководитель пытается признать организацию финансово несостоятельной, в то время когда она платежеспособна, или же если она была обанкрочена намерено, виновным в этом лицам грозит до 6 лет лишения свободы.