Балтийский договор

Долгая жизнь Балийского договора

Первый саммит и договор

СИТУАЦИЯ В ЮВА середины 1970-х годов мало походила на ту, в которой рождалась АСЕАН. С окончанием войны в Индокитае военное присутствие США в регионе сократилось. Началось объединение Вьетнама. В Лаосе и Камбодже утвердились у власти левые режимы.

На этом фоне главы государств и правительств Ассоциации собрались в конце февраля 1976 года на индонезийском острове Бали. Настроения, царившие на первом саммите АСЕАН, красноречиво выразил премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. По его словам, победа коммунистов в Индокитае укрепила у лидеров стран Ассоциации решимость спасти себя от подобной катастрофы 1 .

Вынужденные не просто комментировать перемены в регионе, но уточнять под их влиянием свою стратегию, участники саммита не ограничились публикацией совместного коммюнике. В Декларации согласия АСЕАН, принятой на Бали, они наметили программу совместных действий в политической, экономической, социальной и культурной сферах, в вопросах обеспечения безопасности. При этом первое место отводилось именно политическому сотрудничеству. Важнейшей его целью объявили скорейшее мирное урегулирование противоречий внутри региона. Договорились и о создании органа, придающего работе Ассоциации более гибкий и оперативный характер, — постоянного Секретариата АСЕАН со штаб-квартирой в Джакарте 2 .

По сути дела, забота о политической стабильности и безопасности в регионе определила и дух другого документа, благодаря которому саммит вошел в историю, — Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, известном также как Балийский договор.

Из 17 содержательных статей, включенных в него, первые 12 постулировали цели и принципы подписантов, пути укрепления дружбы и реализации сотрудничества в ЮВА. Еще пять касались явлений, мешающих конструктивным действиям, и способов мирного устранения этих преград.

Подписывая Балийский договор, высшие руководители стран, основавших АСЕАН, заявляли о праве каждого государства на существование, свободное от какого-либо внешнего вмешательства и «внутренней подрывной деятельности». Говорилось также о взаимном уважении независимости, суверенитета, территориальной целостности и национальной самобытности; о неприятии применения силы или угрозы силой; о стремлении к урегулированию споров мирными средствами.

Ссылки в статьях 11 и 12 на необходимость укрепления «национальной и региональной сопротивляемости» (national and regional resilience) ясно показывали, что договор составлялся с оглядкой «на злобу дня». Ведь одноименная индонезийская концепция разрабатывалась, дабы не допустить «эффекта домино», под действием которого страны ЮВА падали бы одна за другой «в объятия» коммунистов 3 .

Тем не менее, вопреки императивам холодной войны, общая тональность Балийского договора определялась не установкой на обострение регионального соперничества, а мотивами ухода от конфронтации и конфликтов, мотивами поддержания универсальных норм международного права. Думается, это и предопределило его долгую жизнь.

Наконец, несмотря на все политические озабоченности той эпохи — хотя, быть может, в чем-то и благодаря таковым, — в договоре отразилось стремление стран — участниц АСЕАН ускорить свой экономический рост, активизировать и расширить хозяйственное сотрудничество. Неслучайно именно после Балийского саммита в практику АСЕАН вошли не только ежегодные конференции глав дипломатических ведомств, но и регулярные встречи министров экономики.

Балийский саммит и договор, подписанный на нем, подвели черту под «утробным периодом» в развитии Ассоциации. За этим рубежом в ее истории открылся новый этап, отмеченный не только новыми вызовами, но и возросшей верой в собственные силы.

Перед лицом камбоджийского кризиса

СТАТЬЯ 18 Балийского договора гласила, что кроме пяти первоначальных участников, к нему могут присоединяться и другие страны ЮВА. Значило ли это, что для них открыты двери самой Ассоциации? Теоретически, видимо, да, но отнюдь не на практике. Реальности 70-х, как и 80-х годов ХХ века не допускали ничего подобного. Единственным исключением из правила оказался Бруней, получивший независимость в 1984 году и тогда же вступивший в АСЕАН. И страны АСЕАН, и страны Восточного Индокитая оставались, каждая по-своему, участницами и пленницами холодной войны.

С точки зрения руководителей объединявшегося Вьетнама, АСЕАН пребывала под таким влиянием США и проамериканских сил, которое не позволяло видеть в ней независимую региональную организацию. Поэтому контакты между СРВ и членами АСЕАН осуществлялись на двусторонней основе.

В итоговом документе второй асеановской встречи в верхах (Куала-Лумпур, 1977 г.) подчеркивалось, что Ассоциация готова к мирным и взаимовыгодным отношениям «со всеми странами региона, включая Камбоджу, Лаос и Вьетнам». Выражалось намерение «расширить зоны понимания и сотрудничества» с названными государствами. Лидеры АСЕАН приветствовали рекомендацию Совета Безопасности о принятии СРВ в члены ООН. Правда, подписать договоры о мире и дружбе, как предлагал им Ханой, они не пожелали.

Отказ от подобных шагов отражал намерение сохранять в ЮВА баланс сил, при котором СРВ препятствовала бы активизации КНР, а режим Пол Пота — союзник Пекина и антагонист Ханоя — сдерживал бы Вьетнам. Однако равновесие нарушили «красные кхмеры», начавшие боевые действия на границе с СРВ. В ноябре 1978 года последовал Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Вьетнамом, а далее — контрнаступление вьетнамских войск и кхмерских подразделений, оказавших им поддержку, на позиции полпотовцев, крах режима, запятнавшего себя массовыми убийствами, и провозглашение Народной Республики со столицей в Пномпене. Эти события встревожили АСЕАН не на шутку. Ведь «вакуум силы», возникший вследствие ухода США из Вьетнама, заполнялся советско-вьетнамским влиянием. Ни Пекин, ни Вашингтон мириться с этим не желали. В ЮВА разворачивался новый тур соперничества великих держав.

Реагируя на события в Восточном Индокитае, Ассоциация требовала нормализовать обстановку в Камбодже, выведя оттуда вьетнамские войска и созвав международную мирную конференцию. Тем временем отряды вооруженной камбоджийской оппозиции укрылись в Таиланде, а помощь, которую им оказывали США и КНР, не давала конфликту угаснуть на стадии, невыгодной для этих держав, как и для АСЕАН.

Не забывая об этих поучительных фактах, не станем все же отрицать, что на уровне публичной дипломатии Ассоциация отвергала силовые методы разрешения конфликта. Выступая за политическое урегулирование, она с середины 1980-х годов активно ему содействовала — сначала на джакартских неформальных встречах с основными камбоджийскими фракциями, а потом и в рамках Парижской конференции.

Эти диалоги еще только начинались, когда на третьем саммите АСЕАН (Манила, 1987 г.) были приняты поправки к Балийскому договору 4 . Странам Восточного Индокитая давали понять, что по достижении мира в Камбодже они смогут присоединиться к договору и включиться в процессы региональной интеграции. Там же и тогда же определили, что к Договору 1976 года могут, с общего согласия подписантов, присоединяться внерегиональные государства.

Подобные сигналы, особенно на фоне ослабления союза с Москвой, все чаще побуждали лидеров Вьетнама, Лаоса и Камбоджи задумываться об общей исторической судьбе народов ЮВА, о перспективах и выгодах сближения с соседями из АСЕАН.

Итак, холодная война шла к концу. С нею кончалась и эра идеологически мотивированных вмешательств в дела ЮВА. Казалось бы, членам АСЕАН только и оставалось, что приветствовать «зарю свободы». Однако в недавнем прошлом ощущение внешней угрозы очень помогало сплачивать Ассоциацию, и никто не знал, как она почувствует себя без него. Антикоммунизм как идейная база сотрудничества смотрелся все более архаично. С распадом СССР убывали и возможности маневра на внешней арене. Кто-то даже опасался, как бы с потеплением международного климата АСЕАН не «растаяла». Но опасался, как выяснилось, зря.

Смотрите так же:  Какие льготы у ветхого жилья

После холодной войны

ОЧЕРЕДНОЙ САММИТ Ассоциации (Сингапур, 1992 г.) показал, что внутри группировки зреют новые идеи и импульсы к саморазвитию. Отныне урегулирование остающихся и предотвращение новых конфликтов в регионе, поддержание мира и стабильности в этой части планеты прямо увязывались с присоединением всех стран ЮВА к Балийскому договору. Первостепенной экономической задачей объявлялось создание зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). В рамках концепции «открытого регионализма» было решено образовать широкий форум в составе членов АСЕАН и ее партнеров по диалогу для обсуждения проблем региональной безопасности.

Становясь центром притяжения для соседних государств буквально на глазах, АСЕАН и сама манила их к себе. Выступая на саммите в Сингапуре, индонезийский Президент Сухарто заявил: его страна приветствует интерес Вьетнама и Лаоса к сотрудничеству с Ассоциацией и ждет, что связи с Камбоджей и Мьянмой будут развиваться аналогичным образом 5 .

Двигаться в эту сторону асеановцы стремились тем активнее, чем быстрее росло на полуострове влияние Пекина. Момент был таков, что потенциальных членов Ассоциации надо было срочно убедить: сотрудничать с АСЕАН им выгоднее, чем с Китаем 6 .

В конечном счете, страны ЮВА настроили самих себя на то, что с императивами геополитики не поспоришь и принимать ближайших соседей следует такими, каковы они есть. Идейные же расхождения можно пережить, особенно если официальные идеологии не мешают рыночным реформам (как это, в общем, и было в странах Восточного Индокитая). Дело кончилось тем, что в промежутке между 1995 и 1999 годами «региональную берлинскую стену» демонтировали общими усилиями: сначала в члены Ассоциации приняли СРВ, потом — Лаос и Мьянму, а напоследок и Камбоджу.

Функционируя как правовой инструмент, способствующий превращению субрегиональной группировки в организацию регионального охвата, Договор 1976 года еще до того, как расширение АСЕАН завершилось, начал работать на более широком, азиатско-тихоокеанском поле. Когда летом 1994 года был впервые созван Региональный форум АСЕАН (АРФ), успех Ассоциации выразился не просто в том, что ее признали «ядром» и движущей силой АРФ. Участники форума пошли дальше, одобрив в качестве основы отношений в тихоокеанской Азии принципы, выдвинутые в Балийском договоре.

Договор, живущий вне своего региона

В СВЯЗИ с финансово-экономическим кризисом, поразившим ряд стран ЮВА на исходе ХХ века, министр иностранных дел Индонезии Али Алатас предупреждал, что в наступающем столетии АСЕАН столкнется со многими неопределенностями и ловушками 7 .

Лидеры АСЕАН доказывали и доказывают, что относятся к таким предупреждениям серьезно: создаются новые диалоговые форматы типа АСЕАН+3 и Восточноазиатского саммита (ВАС), составляются планы, призванные ускорить процессы региональной интеграции и адаптировать АСЕАН к реалиям нового столетия. Центральное место среди них принадлежит концепции Сообщества АСЕАН, выдвинутой в 2003 году. В качестве рубежа, за которым Сообщество начнет реально функционировать, определен 2015 год.

Важнейшее событие в рамках этого нового проекта — принятие Устава АСЕАН (ASEAN Charter) в 2008 году. Хотя его анализ (как и подробное рассмотрение проблематики Сообщества) не входит в наши задачи, необходимо подчеркнуть: при разработке устава возобладала точка зрения, согласно которой важнейшие принципы деятельности
АСЕАН не подвергнутся коренному пересмотру. Сообщество АСЕАН будет строиться на уже имеющемся правовом и организационном фундаменте. Согласно статье 52 Устава АСЕАН, все прежние декларации, ранее заключенные договоры и иные правовые инструменты Ассоциации сохраняют свою силу 8 . Естественно, это положение распространяется и на Балийский договор.

С тем, что современные отношения внутри ЮВА — иные, чем 30 с лишним лет назад, и регулировать их надо иначе, не станет спорить никто. Собственно, поэтому и понадобился Устав АСЕАН, намного более пространный, чем Договор 1976 года. Но, во-первых, даже в этом случае творцам Балийского договора надо ставить в заслугу, что их детище так долго служило Ассоциации в делах ее укрепления. А во-вторых, с некоторых пор этот договор живет, если можно так выразиться, вне региона своего происхождения. Связано это и с широким кругом партнеров АСЕАН по диалогу, и с особой ролью, принадлежащей ей на площадках типа АРФ, АСЕАН+3 и ВАС. Возможностью присоединиться к договору, предусмотренной поправками 1987 года, уже воспользовались более десятка внерегиональных держав, включая КНР, Японию, Индию, Россию и США. Разработан специальный протокол, регламентирующий процедуру присоединения.

Подписав Балийский договор еще в 2004 году, наша страна подтвердила, что дорожит диалоговым партнерством с АСЕАН, и сделала заявку на участие вместе с ней в Восточноазиатском саммите. Шесть лет спустя, в апреле текущего года, Ассоциация эту заявку поддержала.

Без сомнения, долголетие Балийского договора и растущий «спрос» на него за пределами ЮВА говорят не только о достоинствах самого документа, но и о состоятельности организации, вызвавшей его к жизни.

1 The Straits Times. Singapore, 09.11.1977.

2 Declaration of ASEAN Concord, Indonesia, 24 February 1976 // http://www.aseansec.org/5049.htm ( дата обращения : 12.09.2010).

3 Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Indonesia, 24 February 1976 // http://www.aseansec.org/1217.htm ( дата обращения : 12.09.2010).

4 Protocol Amending the Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Philippines, 15 December 1987 // http://www.aseansec.org/5116.htm ( дата обращения : 12.09.2010).

5 Малетин Н.П., Чан Куок Нгуен. Вьетнам в системе международных отношений в Юго-Восточной Азии. М., 1995. С. 122.

6 Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия внешней политики. М ., 1999. С . 127.

7 Kao Kim Hourn . ASEAN-10 Born. Phnom Phen, 1999. P. 20.

АССОЦИА́ЦИЯ ГОСУДА́РСТВ Ю́ГО-ВОСТО́ЧНОЙ А́ЗИИ

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 382

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АССОЦИА́ЦИЯ ГОСУДА́РСТВ Ю́ ГО-ВОС ­Т О́ЧНОЙ А́ЗИИ (АСЕАН; As­so­ciation of South East Asian Na­tions – ASEAN), ре­гио­наль­ная ор­га­ни­за­ция; об­ра­зо­ва­на 8.8.1967 в Бан­гко­ке в со­ста­ве Ин­до­не­зии, Ма­лай­зии, Син­га­пу­ра, Таи­лан­да, Фи­лип­пин. В 1984 к ней при­со­еди­нил­ся Бру­ней, в 1995 – Вьет­нам, в 1997 – Ла­ос и Мьян­ма, в 1999 – Кам­бод­жа. Ста­тус спец. на­блю­да­те­ля име­ет Па­пуа – Но­вая Гви­нея. Штаб-квар­ти­ра – в Джа­кар­те.

    История отношений России и АСЕАН. Досье

    ТАСС-ДОСЬЕ /Юлия Ковалева/. 19-20 мая 2016 года в Сочи состоится 3-й саммит Россия — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Россия — АСЕАН). Он будет посвящен 20-летию диалогового партнерства России с организацией.

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и состоянии сотрудничества между РФ и АСЕАН.

    Основные документы

    Российская Федерация получила статус партнера АСЕАН в рамках регионального диалога в ходе совещания министров иностранных дел этой организации 20-21 июля 1996 году в Джакарте (Индонезия). В 2004 году она присоединилась к основополагающему документу, регулирующему отношения АСЕАН и ее диалоговых партнеров, — Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года (Балийский договор).

    Документ закрепляет нормы и принципы взаимоотношений стран и обязует его участников воздерживаться от любой деятельности, создающей угрозу политической или экономической стабильности других сторон договора.

    По итогам 1-го саммита Россия — АСЕАН, состоявшегося 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия), были подписаны совместная декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве и комплексная программа действий по сотрудничеству России и АСЕАН на 2005-2015 годы.

    Смотрите так же:  Полномочия следователя определены в

    В ходе 2-го саммита, проходившего 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам), было принято совместное заявление, в котором отражены общие подходы сторон к безопасности и сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2013 году министры иностранных дел РФ и стран — членов ассоциации одобрили разработку нового плана развития сотрудничества на период 2016-2020 годы.

    Механизмы партнерства

    К основным механизмам сотрудничества России и АСЕАН относятся:

    — Совместный комитет сотрудничества России и АСЕАН (СКС) и Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК). В их задачи входит повышение эффективности текущей работы, а также выявление перспективных направлений развития отношений между РФ и ассоциацией. Комитеты дают рекомендации органам государственной власти сторон диалога, рассматривают и утверждают мероприятия и программы сотрудничества.

    — Финансовый фонд диалогового партнерства РФ — АСЕАН. Его средства используются для реализации мероприятий и программ, утвержденных СКС. Управление фондом осуществляет СПРК.

    — Московский комитет АСЕАН в составе послов стран — членов ассоциации в России. Комитет проводит встречи с российскими дипломатами и участвует в реализации инициатив, направленных на развитие отношений диалогового партнерства.

    — Деловой совет Россия — АСЕАН. Эксперты совета анализируют экономическую ситуацию в странах региона, дают оценку приоритетных направлений сотрудничества, способствуют созданию переговорных площадок, а также занимаются подбором бизнес-партнеров и содействуют работе торгово-промышленной палаты РФ в Юго-Восточной Азии.

    — В 2009 году указом президента РФ была учреждена должность постоянного представителя государства при АСЕАН. С октября 2012 года ее занимает посол России в Индонезии (по совместительству — в Восточном Тиморе, Кирибати и Папуа Новой Гвинее) Михаил Галузин.

    Экономические отношения

    Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Россией и АСЕАН осуществляется в соответствии с межправительственным соглашением о сотрудничестве в области экономики и развития 2005 года (вступило в силу в 2006 году) и «дорожной картой», разработанной министрами экономики России и стран — членов ассоциации в 2012 году. Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ на 2015 год, совокупный товарооборот России и государств АСЕАН составил $13,7 млрд, увеличившись более чем в три раза по сравнению с показателями 2005 года.

    Объем прямых инвестиций из РФ в страны ассоциации за 2012-2014 годах составил $698 млн. Одной из наиболее перспективных отраслей взаимодействия является туризм. В 2014 году более 2,3 млн россиян посетили страны, входящие в ассоциацию. В рамках туристических форумов АСЕАН регулярно проходят консультации с участием российских представителей. Последняя, 6-я встреча состоялась в январе 2016 года.

    По мнению экспертов, дальнейшему развитию экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН послужит либерализация торговли в рамках региональных интеграционных группировок — Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества. В декабре 2015 года Россия выступила с инициативой о формировании механизмов подобного взаимодействия между региональными организациями.

    Сотрудничество в сфере безопасности

    19 июня 2003 году в Пномпене (Камбоджа) представители России и стран АСЕАН приняли совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Спустя год, 2 июля 2004 года, стороны подписали декларацию о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом. Тогда же был принят рабочий план по противодействию терроризму и транснациональной преступности, а также установлен диалог на уровне старших должностных лиц и экспертов по этой теме.

    В апреле 2016 года состоялась первая неформальная встреча глав оборонных ведомств России и стран-членов АСЕАН.

    Сотрудничество в социально-культурной сфере

    Отношения России и АСЕАН в данной области регулируются межправительственным соглашением о сотрудничестве, подписанным в октябре 2010 года. В июле 2009 года был подписан меморандум об учреждении Центра АСЕАН при МГИМО, основная цель которого — расширение образовательных, гуманитарных и молодежных контактов. По инициативе центра были организованы три молодежных саммита Россия — АСЕАН, последний — в октябре 2015 года во Владивостоке.

    В честь 20-летия диалогового партнерства 2016 год объявлен годом культуры РФ и АСЕАН.

    АСЕАН: основополагающие документы, цели и задачи Ассоциации

    В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

    В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия.

    Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

    в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами «десятки». Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Для этого Устав должен быть ратифицирован всеми странами-членами Ассоциации.

    В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

    В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран «десятки» в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

    Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.

    Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору

    Смотрите так же:  Что значит приказ по основной деятельности

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

    Статус специального наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

    В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 635 миллионов человек, совокупным ВВП в 2,5 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,2 триллиона долларов — одна из крупнейших региональных организаций.

    Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

    Юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три декларации согласия АСЕАН — 1976 года, 2003 года и 2011 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

    Согласно Уставу АСЕАН, высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

    В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В 2013-2017 годах этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

    В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство назначает своего постпреда в ранге посла.

    Смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательства осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 году в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 года — Малайзия, в 2016 году — Лаос. В 2017 году председательство в АСЕАН перешло к Филиппинам. В 2018 году саммит будет принимать Сингапур.

    В 2002 году вступило в силу Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). На 17-м саммите АСЕАН (Ханой, 2010) утвержден Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН, направленный на углубление интеграции «десятки» за счет объединения ее транспортной, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.

    С 1 января 2016 года в соответствии с Декларацией о создании Сообщества АСЕАН (подписана в ноябре 2015 года на 27-м саммите Ассоциации в Куала-Лумпуре) запущено триединое Сообщество АСЕАН в политической, экономической и социокультурной сферах. В качестве высших координационных органов совместной работы «десятки» по этим направлениям функционируют Советы трех Сообществ АСЕАН в составе профильных министров.

    Программными документами дальнейшего развития Ассоциации считаются одобренные на 27-м саммите Декларация «АСЕАН-2025: вместе в будущее», а также концепция «Видение АСЕАН-2025». В 2016 году этот пакет был дополнен документом «Взаимосвязанность АСЕАН-2025» и новым Рабочим планом реализации Инициативы интеграции АСЕАН (принята в 2000 году).

    В ряду внешнеполитических приоритетов АСЕАН — создание в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор был подписан в 1995 году и вступил в силу в 1997 году).

    Другое ключевое направление — морская безопасность. С 2007 года действует Морской форум АСЕАН — механизм диалога между представителями государственных ведомств и академических кругов «десятки» по широкому спектру вопросов обеспечения свободы судоходства. С 2012 года проходит Расширенный морской форум АСЕАН с участием России, Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Республики Корея, США и Японии.

    Уделяется внимание проблематике прав человека: с 2009 года действует Межправительственная комиссия АСЕАН по правам человека; на 21-м саммите «десятки» (Пномпень, 2012) одобрена Декларация АСЕАН по правам человека.

    Вокруг «десятки» концентрируется ряд многосторонних региональных механизмов и структур, осуществляющих взаимодействие в сфере безопасности, экономического сотрудничества и либерализации торговых режимов в АТР. В его основе лежит зародившаяся в 1970-е годы система «диалогов» АСЕАН с ведущими государствами мира. Полноформатными диалоговыми партнерами Ассоциации являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония, а также Евросоюз. «Секторальный» партнер АСЕАН по диалогу — Пакистан.

    В 1999 году был сформирован механизм углубленного взаимодействия Ассоциации с Китаем, Японией и РК в формате «АСЕАН плюс 3».

    Многосторонний диалог в области политики и безопасности с 2005 года осуществляется в рамках организуемых в привязке к встречам лидеров АСЕАН Восточноазиатских саммитов (ВАС) с участием «десятки» и шести ее зарубежных партнеров: КНР, Японии, РК, Индии, Австралии и Новой Зеландии. На 5-м саммите в 2010 году было принято решение о присоединении к этому механизму России и США.

    На министерском уровне с 1994 года действует Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), охватывающий 27 стран, включая «десятку», ее диалоговых партнеров и ряд других государств АТР. Министерские сессии ВАС и АРФ проводятся ежегодно.

    В 2010 году по инициативе Вьетнама создан механизм Совещаний министров обороны стран-членов АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»).

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Министерство иностранных дел Российской Федерации

    СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

    26 июля Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии».

    С принятием этого закона Россия становится участником одного из основополагающих региональных правовых актов в Азиатско-тихоокеанском регионе наряду со странами-членами АСЕАН и такими ведущими азиатскими государствами как Китай, Индия, Япония и Пакистан.

    Балийский договор — конструктивный документ, отвечающий целям обеспечения мира, безопасности и стабильности не только в Юго-Восточной Азии, но и в более широком региональном контексте. Он является своего рода «кодексом поведения», политической декларацией о нормах и принципах взаимоотношений государств в регионе, содержащей обязательство участников воздерживаться от какой-либо деятельности, создающей угрозу политической или экономической стабильности других договаривающихся сторон. Участие в нем имеет принципиально важное значение для обеспечения государственных интересов России в АТР, а также для дальнейшего продвижения сотрудничества с АСЕАН — «ядром» региональных интеграционных процессов.

    Официальная церемония присоединения России к Балийскому договору с участием министров иностранных дел России и стран-членов АСЕАН состоится во взаимно согласованные сроки.