Автогражданская ответственность осаго

Обязательное страхование автогражданской ответственности

Идея обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомобилей родилась в Америке в 20-е годы прошлого столетия, когда произошло резкое увеличение автомобильного транспорта на дорогах. Автомобиль считался предметом роскоши, и терпеть немалые убытки по чужой вине не хотел никто. Европа быстро подхватила полезное новшество, и во многих странах было введено обязательное автострахование.

Россия значительно отставала от своих соседей, и только в 1991 году было введено автострахование, причем исключительно в добровольной форме. В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.02. С этого дня все российские автомобилисты узнали, что такое обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

Обязательность страхования ОСАГО была принята в штыки современным российским автолюбителем. Возмущенные соотечественники считали, что автострахование ОСАГО является нововведением, ограничивающим свободу собственности. Конституционный суд РФ пришел к однозначному выводу, что ОСАГО автомобиля не противоречит действующей Конституции, является социальной мерой, которая предполагает создание определенных финансовых гарантий и на сегодняшний день более 90 % автовладельцев имеют ОСАГО страховку.

До сих пор не утихают споры о принципах расчета ее стоимости и о доходах, которые этот вид страховки приносит страховым компаниям. Авто ОСАГО привносит налет цивилизованности на качество российских дорог и регламентирует рост других типов страхования.

В настоящее время большинство автолюбителей считают отсутствие ОСАГО первым признаком непрофессионализма и недальновидности. В России принято государственное установление правил страхования и регулирование тарифов Правительством РФ. За последние годы корректировка тарифов производилась неоднократно, но базовая величина тарифа остается постоянной для большинства транспортных средств.

Объектом ОСАГО становятся имущественные интересы, которые непосредственно связаны с риском гражданской ответственности автовладельца. Договор ОСАГО имеет срок действия один год. Если вы зарегистрировали свой автотранспорт за рубежом или следуете к месту регистрации, то срок договора может меняться от 15 дней до 6 месяцев.

При заключении договора ОСАГО застрахованному лицу выдается пакет документов, включающий специальный знак государственного образца, страховой полис, комплект правил ОСАГО, два экземпляра извещения о ДТП, памятка страхователю и квитанция о приеме денежных средств, поступивших от застрахованного лица.

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчетов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была оформить обращение к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Страховщики ОСАГО для обеспечения выплат должны иметь свои представительства во всех регионах страны. Благодаря поправкам в закон с 1 июля 2008 года действует прямое возмещение убытков. Это значит, что потерпевшая убытки сторона за получением компенсационных выплат обращается непосредственно к своему страховщику. Убытки будут возмещены в том случае, если пострадало только имущество и при условии, что оба участника ДТП имеют страховку ОСАГО.

Не подлежит страхованию ОСАГО транспорт, максимальная конструктивная скорость которого — не более 20 км в час, автомобили, которые по технико-эксплуатационным характеристикам не имеют права движения на территории России.

Машины, принадлежащие Вооруженным Силам РФ и зарегистрированные в странах, которые не включены в международную систему обязательного страхования, также не получают страховку ОСАГО.

ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств

ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Полис ОСАГО страхует ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Т.е. если водитель станет виновником ДТП, то ущерб другим лицам будем компенсировать его страховая компания.

Максимальная сумма компенсации по ОСАГО — 500 000 рублей на возмещение вреда жизни или здоровью и 400 000 рублей на возмещение материального ущерба каждому из пострадавших в ДТП. При этом виновник ДТП никаких денег по ОСАГО не получает.

Полис ОСАГО выдается на автомобиль. Если водитель управляет нескольким автомобилями, то ему потребуется купить несколько страховых полисов. Если одним автомобилем управляют по очереди несколько водителей, то им достаточно одного полиса ОСАГО.

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается индивидуально для каждого водителя и каждого автомобиля. Тем не менее все страховые компании используют единую формулу для расчета. Поэтому при желании водитель может сам определить стоимость страхового полиса на следующий год.

Каждый год безаварийного вождения уменьшает стоимость полиса ОСАГО на следующий год. При этом коэффициент бонус-малус (КБМ) водителя уменьшается на несколько процентов. На практике страховые могут «потерять» коэффициент КБМ водителя. Чтобы этого не произошло, нужно регулярно проверять КБМ и в случае необходимости своевременно его восстанавливать.

Страховой полис выдается на 1 год и требует ежегодного продления. Начиная с середины 2015 года продление ОСАГО возможно в том числе и через интернет.

Страхование ОСАГО является обязательным, т.е. каждый водитель обязан иметь страховой полис. За отсутствие полиса предусмотрена административная ответственность.

Смотрите так же:  Исковое заявление на обжалование решения суда

Водитель, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, должен обратиться в страховую компанию виновника с целью получения возмещения. Также предусмотрена возможность обращения в свою страховую, если в ДТП пострадали только 2 автомобиля и не пострадали люди.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

22 мая 2010 года Федерация автовладельцев РФ проводит в Москве митинг протеста против принятия поправок к законам об «ОСАГО» и закону «О массовых мероприятиях».

Объектом обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), вступивший в силу с 1 июля 2003 г. (отдельные статьи вступили в силу с 1 июля 2004 г.), определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом.

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис. Форма страхового полиса обязательного страхования, форма специального знака государственного образца и порядок его размещения на транспортном средстве, а также форма документа, содержащего сведения о страховании, устанавливаются правительством Российской Федерации.

Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с Федеральным законом. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются правительством Российской Федерации.

При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80% от страховой премии.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
– территории преимущественного использования транспортного средства;
– наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;
– иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страхователь обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:
135 тысяч рублей – лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение – лицам, понесшим эти расходы.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

Смотрите так же:  Как обналичить материнский капитал 100000

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

С 1 марта 2009 г. вступили в силу новые правила в системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающие прямое возмещение убытков и упрощенную схему оформления ДТП (европротокол).

Система прямого возмещения убытков предусматривает право потерпевшего обратиться по страховому случаю в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП, как это было раньше.

Упрощенное оформление ДТП дает возможность оформить документы по незначительным авариям без участия сотрудников ГИБДД.

Прямое возмещение убытков возможно при условии, что в результате ДТП вред причинен только имуществу, оба участника происшествия застрахованы по договорам ОСАГО, заключенным не раньше 1 марта 2009 г.

Для упрощенного оформления ДТП к этому перечню условий добавляется требование того, чтобы характер и перечень повреждений автомобилей не вызывал разногласий участников аварии.

С 1951 г. функционирует международная система автострахования «Зеленая карта». В систему входят в общей сложности 44 страны – вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. С 1 января 2009 г. к системе присоединилась и Россия.

В каждом государстве, где введена «Зеленая карта» страхования, сформированы национальные бюро. Подают иски и курируют претензии, которые возникают в государстве, бюро по урегулированию претензий, а выпускает и выдает сертификаты бюро по возмещению убытков.

Международный страховой полис не только защищает права граждан, но и упрощает процесс страховых выплат в случае дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря хорошо отлаженной страховой системе автострахование «Зеленая карта» способна решить все проблемы, связанные со страховыми случаями.

Сроки действия страхового полиса могут быть различными, возможно оформление зеленой карты от четырнадцати дней до одного года. Срок этот определяется самим страхователем. Существует также возможность оформить полис для въезда в определенную страну или группу стран, где действует автострахование «Зеленая карта». Стоимость сертификата зависит от нескольких параметров, в число которых входит – тип транспортного средства, страна, которую вы хотите посетить и срок действия, на который вы желаете оформить зеленую карту.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Новости по теме

Заявленную возможность камер фото- и видеофиксации для проверки ОСАГО МВД РФ и Российский союз автостраховщиков реализовать до 1 февраля не успели.

Правительство РФ подготовило проект, который упростит оформление документов для получения страховой компенсации по ОСАГО при ДТП.

Банк России начал получать первые уведомления от представителей страховых компаний об изменениях тарифов ОСАГО.

Что такое обязательное страхование автогражданской ответственности ОСАГО?

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО) — вид страхования ответственности, при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.

То есть — покупая страховку ОСАГО, вы защищаете себя от больших проблем в случае, если в произошедшем с Вами ДТП виноваты именно вы. В данном случае за нанесенный вами ущерб, вместо вас расплатится страховая компания, у которой вы купили полис. В случае прямо противоположной ситуации, если разбили вашу машину, вам оплатит ремонт страховая компания того человека, кто въехал в вас.

Страхование автогражданской ответственности

Новости по теме

Заявленную возможность камер фото- и видеофиксации для проверки ОСАГО МВД РФ и Российский союз автостраховщиков реализовать до 1 февраля не успели.

Правительство РФ подготовило проект, который упростит оформление документов для получения страховой компенсации по ОСАГО при ДТП.

Банк России начал получать первые уведомления от представителей страховых компаний об изменениях тарифов ОСАГО.

Обязательно ли страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)?

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — это страхование ответственности, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации ТС.

Автомобиль — источник повышенной опасности, поэтому его владелец обязан возместить нанесенные потерпевшему убытки, за исключением случаев, когда причинение вреда явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Страхователь и потерпевший заинтересованы в наличии финансовых источников выплат для возмещения убытков. Поэтому цель данного вида страхования — предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.

Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны — страхователь и страховщик. Страхователь — владелец автотранспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца автотранспортного средства (например, родственник). Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, так как является лицом, в пользу которого заключается договор страхования — выгодоприобретателем.

Смотрите так же:  В каких числах выплачивают детское пособие

Объект страхования — имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации автотранспортного средства. Виды ущерба (вреда), подлежащие страхованию, следующие:

  • вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц, достоинству личности;
  • вред, причиненный имуществу физических и юридических лиц в результате его уничтожения или повреждения, а также причиненные этим убытки.

Договором ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) оговариваются обязанности страхователя и страховщика, в том числе обязанности страхователя обеспечить участие страховщика в рассмотрении иска о возмещении вреда в суде, а также обязанности не выплачивать суммы возмещения вреда потерпевшему и не принимать на себя никаких обязательств по урегулированию таких требований без согласования со страховщиком.

ОСАГО за границей

Для страхования ответственности владельцев автотранспортных средств при поездках за рубеж используется система «Зеленая карта» — как обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО). Международные договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств заключаются на основе соглашения о «Зеленой карте», которая получила свое название по цвету и форме страхового полиса.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 40‑ФЗ [1] владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В статье рассмотрен порядок отражения операций, связанных с осуществлением расходов на уплату страховки по ОСАГО и получением страхового возмещения.

Учет расходов на оформление страховки по ОСАГО

Отметим, что выбор страховой компании осуществляется в соответствии с разработанным положением о закупке автономного учреждения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Для заключения договора ОСАГО автономное учреждение (страхователь) должно представить страховщику документы, перечень которых дан в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 40‑ФЗ. К таким документам относятся:

  1. заявление о заключении договора обязательного страхования;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  3. документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  4. водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  5. диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Федеральным законом № 40‑ФЗ и другими нормативными актами).

Важным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 40‑ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что в силу п. 302 Инструкции № 157н [2] для учета названных расходов предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов». В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они тоже отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями № 65н [3] расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с увязкой по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции № 157н).

Рассмотрим порядок отражения в учете данной операции на примере.

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в январе 2016 года. Страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н [4] :