Аттестация рабочих мест требования к эксперту

Оглавление:

Кто может проводить СОУТ

Требования к организации, проводящей СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 19)

  1. Указание в уставных документах организации в качестве одного из видов деятельности проведение специальной оценки условий труда.
  2. Наличие не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнение работ по СОУТ, в том числе не менее 1 эксперта имеющего высшее образование по одной из специальностей- врач по общей гигиене, врач по гигиене труда. Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  3. Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ и областью аккредитации которой является проведение исследований(испытаний) и измерений вредных факторов производственной среды(аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электростатического поля, постоянного магнитного поля, гипогеомагнитного поля, электромагнитных полей 50Гц, переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона, ультрафиолетового излучения, инфракрасного, лазерного, ионизирующего излучения, температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, освещенности рабочей поверхности, концентрации вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы(антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), биологических факторов, а также тяжести и напряженности трудового процесса.
  4. Регистрация в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Требования к экспертам организаций, проводящих СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 20)

1. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта по проведению СОУТ должны соответствовать следующим требованиям:
— наличие высшего образования;
— наличие дополнительного профессионального образования по изучению вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
— наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3-х лет.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее –Центр) полностью соответствует требованиям ст.19 Федерального закона № 426-ФЗ, предъявляемым к организациям, проводящим специальную оценку условий труда и их экспертам.

Кто может проводить специальную оценку условий труда

Законодательство по специальной оценке условий труда (СОУТ) предполагает, что она проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора. Такие организации должны соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение СОУТ;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Однако на сегодняшний день в полной мере перечисленные требования не могут быть применены к организациям, проводящим СОУТ, поскольку действуют переходные положения. В соответствии с ними организации, аккредитованные на оказание услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу законодательства по СОУТ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Обязанности экспертов таких организаций, вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях.

Порядок допуска организаций к деятельности по СОУТ, их регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения их деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих СОУТ, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. С учетом переходных положений на сегодняшний день существует два реестра. Это реестр организаций, проводящих СОУТ: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 24 организации) и реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда: http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations?Filter.PageNo=1&Filter.OrganizationStatusId=2&Filter.OrganizationServiceId=2 (на 09.04.2015г. в нем значится 805 организаций).

Процесс перехода из одного реестра в другой будет идти постепенно по мере того, как испытательные лаборатории организаций будут проходить аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации, а специалисты, выполняющие обязанности экспертов, получать сертификат эксперта на право выполнения СОУТ.

В настоящее время к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие соответствующий сертификат эксперта.

Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования».

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 ч.;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта, предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным выше, и проверку знаний заявителя по проведению СОУТ (аттестационное испытание).

Аттестационное испытание проводится в форме дистанционного тестирования по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ .

При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания и оформляет сертификат эксперта.

Ведение реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ, также осуществляет Минтруд России: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 1217 экспертов).

Проведение аттестационного испытания для экспертов, безусловно, является положительным нововведением, поскольку довольно широко распространено мнение о том, что охраной труда может заниматься кто угодно и без соответствующего образования. Это позволит фактически отстранить от участия в проведении СОУТ случайных людей. Однако, присутствие эксперта в реестре еще не означает, что результат работы будет качественным и профессиональным. Эксперт должен обладать глубокими знаниями в области охраны труда, безопасности жизнедеятельности, иметь опыт именно практической, а не «оформительской» работы по оценке условий труда.

Титаренко И.Ж.,
эксперт по специальной оценке условий труда, канд.техн.наук,
доцент кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «КГТУ»

Сертификационный центр «Гортест» является одним из ведущих центров. Специалисты «Гортест» оказывают услуги в области оценки качества на высшем уровне уже долгие годы. При этом мы предлагаем не только проведение сертификации товаров.

Какие услуги предоставляет наш центр?

Аккредитованный центр «Гортест» предоставляет предпринимателям профессиональные услуги в области сертификации и декларирования выпускаемых в обращение товаров. Кроме того, мы проводим оценку качества осуществляемой деятельности и разработку любых технических/технологических документов.

Таким образом, в перечень наших услуг входят:

  • Обязательная сертификация (включая подтверждение соответствия ТР ТС и ГОСТ Р);
  • Добровольная сертификация;
  • Международная сертификация продукции (включая ISO);
  • Сертификация услуг;
  • Разработка технической документации, которая необходима для производства товаров и осуществления конкретных работ.

Эксперты «Гортест» оформляют исключительно официальную документацию, составленную согласно утвержденным правилам и требованиям. Следовательно, после обращения к нам у вас не возникнет сложностей с надзорными и таможенными органами. Это приведет к отсутствию штрафов и временных остановок бизнес-процессов.

В нашем центре, помимо прочего, предусмотрено оказание услуг сертификации по всей России – вы отправляете нам необходимый комплект документов, а готовый сертификат/декларация передается вам при помощи надежной курьерской службы. Данный метод работы удобен для предпринимателей, находящихся далеко от офисов компании «Гортест».

Смотрите так же:  Лицензия на монтаж охранной сигнализации 2019

Если вашей компании нужны услуги эксперта в области сертификации и качества, оставьте заявку на нашем официальном сайте. Мы подберем наиболее подходящую для Вас схему проведения проверок и осуществим оценку качества заявленных товаров или работ.

Заказать услуги экспертизы и сертификации в России можно, воспользовавшись удобной электронной формой на нашем сайте.

Аттестация рабочих мест требования к эксперту

Подготовка экспертов, проводящих специальную оценку условий труда

В декабре 2012 г. Президентом Российской Федерации Владимиром ПУТИНЫМ было дано поручение Правительству Российской Федерации подго­товить и внести в Государственную Думу Фе­дерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, регулирующих порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование, уплачиваемых работодате­лями в отношении работников, занятых на тя­желых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки.

Необходимость реформирования системы оценки условий тру­да работников связана, прежде всего, с неодно­значной системой установления компенсаций работникам за вредные условия труда, много­численными противоречиями в требованиях нормативных документов в сфере охраны тру­да, экономическим бременем и отсутствием должной системы мотивации работодателей на улучшение и оздоровление условий труда.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федераль­ный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный за­кон № 426-ФЗ). Специальная оценка условий тру­да, представляющая собой единый комплекс по­следовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных фак­торов производственной среды и трудового про­цесса и оценке уровня их воздействия на работ­ника, заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, тем самым приближая российский механизм оценки условий труда к ев­ропейской модели оценки профессиональных ри­сков. Принятие Федерального закона № 426-ФЗ повлекло внесение многочисленных изменений в уже действующие нормативные документы.

В соответствии со ст. 20 Федерального зако­на № 426-ФЗ к трудовой деятельности в каче­стве эксперта организации, проводящей спе­циальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выпол­нения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке ус­ловий труда (далее — сертификат эксперта).

Лица, претендующие на получение сертифи­ката эксперта, должны соответствовать следую­щим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • наличие дополнительного профессио­нального образования, содержание дополни­тельной профессиональной программы которо­го предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее, чем 72 ч;
  • наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Необходимо отметить, что ст. 19 Федераль­ного закона № 426-ФЗ установила в числе про­чих требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии в ее штате не менее пяти экспертов, работаю­щих по трудовому договору и имеющих сер­тификат эксперта, в том числе не менее одно­го эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — «врач по об­щей гигиене», «врач по гигиене труда», «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям». Ранее действовавшая про­цедура аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении поряд­ка проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда») не предусматривала подобных требований.

Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 №614 (далее – Правила аттестации).

Правилами аттестации утвержден перечень документов, которые должны быть предостав­лены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации лицами, пре­тендующими на прохождение аттестации (да­лее — заявитель):

1. заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);
  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  • согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

3. копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

4. копия трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

Срок, определенный Правилами аттестации для рассмотрения Минтрудом заявле­ния и прилагаемых к нему документов, составляет 20 рабочих дней со дня их регистрации.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

Правилами аттестации определен исчерпы­вающий перечень оснований для принятия ре­шения об отказе в аттестации:

  • несоответствие заявителя установленным требованиям;
  • несоответствие представленных заявителем документов установленным требованиям или их представление не в полном объеме;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны для ознакомления без взимания платы. Тестовые вопросы состоят из пяти частей и включают как общие вопросы по специальной оценке условий труда, так и специальные (по химическому, биологическому, физическому факторам и т.д.).

Заявитель прибывает на тестирование согласно, указанным в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию, дате, времени и месту для прохождения тестирования. Тестируемый должен иметь при себе уведомление и документ, удостоверяющий личность. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются. При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. Заявитель выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтверждает свой ответ (ответы). Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания. В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

На основании решения об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Смотрите так же:  Приказ 155н работы на высоте с изменениями

Форма сертифика­та эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению сертификата ут­верждены Приказом Министерства труда и со­циальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 32н.

Срок действия сертификата составляет пять лет с момента его выдачи или направления по по­чте заявителю. По окончании срока действия сер­тификата эксперты вновь проходят аттестацию в порядке, установленном Правилами аттестации.

В качестве оснований для аннулирования сертификата эксперта Правилами аттестации предусмотрены следующие случаи:

  • назначение в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;
  • установление факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • установление факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Решение об аннулировании сертификата до­водится до сведения эксперта в течение десяти рабочих дней со дня его принятия посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом вновь получить сертификат эксперта такое лицо смо­жет не ранее чем через 3 года со дня принятия решения об аннулировании сертификата.

Реестр экспертов, в котором содержатся све­дения об экспертах и выданных (аннулирован­ных) им сертификатах, ведется Министерством труда и социальной защиты Российской Фе­дерации в порядке, установленном Приказом от 24.01.2014 № 32н.

Отмена аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда и введение процедуры специальной оценки условий труда с ее более жесткими требованиями в отношении лиц, уполномочен­ных проводить измерения (испытания) и оцен­ку потенциально вредных и опасных производ­ственных факторов, позволит пойти по пути улучшения качества и получения наиболее до­стоверных результатов оценки условий труда. В свою очередь, результаты специальной оцен­ки условий труда, проведенной действительно квалифицированными специалистами, могут стать надежной основой для принятия рабо­тодателем адекватных и соответствующих действительности мер, направленных на реа­лизацию конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Рыночная конъюнктура все больше диктует свои правила, и ведущие компании на рынке в тендерах уже сейчас предъявляют требования, в соответствии с которыми эксперты, выезжающие к ним на проведение специальной оценки условий труда, должны входить в реестр Минтруда России.

Одним из условий получения статуса эксперта в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», является наличие у претендента дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программ ы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов.

Акционерное общество «Клинский институт охраны и условий труда» проводит обучение лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. С начала года обучение по указанной программе Клинского института прошло порядка 200 человек, каждый из которых впоследствии успешно прошел аттестационное испытание в территориальных органах Роструда.

Продолжительность обучения по программе составляет 72 часа .

Организация обучения возможна в дистанционном формате в полном объеме либо в очно-дистанционной форме (8 часов очного обучения и 64 часа самостоятельной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий). Слушатели, успешно завершившие обучение по программе, получают удостоверение о повышении квалификации. Обучающий курс по программе обучения лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда, содержит базу нормативных правовых документов, промежуточное и итоговое тестовое испытание.

Такой подход к подаче учебно-методического материала позволяет наиболее эффективно закрепить полученные знания и быстро найти необходимую информацию. При этом, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельно определять виды учебно-методической информации, представляющие для него практическую ценность и необходимые ему для изучения и успешного прохождения итоговой проверки знаний. Такой индивидуальный подход позволяет сэкономить время на изучении слушателем отдельных тем обучающего курса, по которым его знаний и практического опыта достаточно для успешного прохождения итогового тестового испытания.

Авторами учебного курса являются ведущие специалисты, доктора наук, члены рабочих групп Минтруда России и Минздрава России по разработке законопроектов и подзаконных актов, имеющие многолетний опыт практической работы по оценке условий труда, промышленной и пожарной безопасности, охране труда:

Порядок аттестации и выдачи сертификата эксперта на право выполнения специальной оценки условий труда

Одним из требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, является наличие работающих в ней экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок аттестации и выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда определен в Правилах аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 (далее – аттестация и сертификат эксперта).

Требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа.
  3. Наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

Кто признается экспертом

Экспертом признается лицо, прошедшее аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и получившее сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – эксперт).

Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта, предусматривает:

  • Рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта.
  • Проверку знаний заявителя по проведению специальной оценки условий труда (аттестационное испытание).

Сертификат эксперта выдается лицу в случае удовлетворительного результата прохождения аттестационного испытания.

Подача в Минтруд России заявления и документов

Заявитель представляет в Минтруд России следующие документы:

1. Заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

  • фамилия, имя, отчество;
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);
  • сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);
  • сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);
  • сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);
  • согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Копию документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования.

3 Копию документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа.

4. Копию трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

Заявление и документы, могут быть представлены заявителем в Минтруд России на бумажном носителе лично или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

Рассмотрение документов и принятие решения

Минтруд России рассматривает документы в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Минтруд России принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

Основанием для принятия решения об отказе в аттестации является:

  1. Несоответствие заявителя требованиям к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта.
  2. Несоответствие представленных заявителем документов установленным требованиям или их представление не в полном объеме.
  3. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Минтруд России информирует заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий – в случае направления документов в виде электронного документа.

В случае принятия решения об отказе в аттестации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

В случае отказа в аттестации в связи несоответствием представленных документов установленным требованиям или их представлением не в полном объеме, заявитель вправе после устранения недостатков повторно подать.

Смотрите так же:  Требования к техосмотру 2019 аптечка

Уведомление Минтруда России о допуске к аттестационному испытанию должно содержать фамилию, имя и отчество заявителя, информацию о дате, времени и месте проведения аттестационного испытания, а также логин и пароль доступа заявителя к системе тестирования.

Аттестационное испытание (тестирование)

Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования (далее – тестирование). Заявитель проходит аттестационное испытание лично.

Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Заявитель должен прибыть в указанные в уведомлении Минтруда России о допуске к аттестационному испытанию дату, время и место для прохождения тестирования, имея при себе это уведомление и документ, удостоверяющий личность.

В случае если заявитель не может по уважительной причине прибыть в установленные дату и время для прохождения тестирования, ему предоставляется возможность (по его письменному заявлению) пройти тестирование в иные дату и время, но не позднее 2 месяцев с даты тестирования, указанной в имеющемся у заявителя уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При этом заявителю направляется новое уведомление о допуске к аттестационному испытанию с указанием даты, времени и места проведения тестирования.

Заявление, оформленное в произвольной форме с указанием причины невозможности прибытия для прохождения тестирования и подписанное заявителем лично, представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее одного дня до даты прохождения тестирования, указанной в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

В случае неявки заявителя в дату, время и место, установленные для прохождения тестирования, и непредставления им в Минтруд России мотивированного заявления Министерство принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются. Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования.

При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. Заявитель должен выбрать один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтвердить свой ответ (ответы). Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования, а заявителю вручается копия протокола тестирования.

При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания. В остальных случаях Минтруд России принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.

В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.

Итоговое решение о результате прохождения аттестационного испытания

Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

По результатам аттестационного испытания Минтруда России принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

В течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания Минтруд России оформляет сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Минтруд России информирует заявителя об отказе в аттестации в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания посредством направления ему соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий – в случае направления документов в виде электронного документа.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

Обжалование решения о результате прохождения аттестационного испытания

Заявитель вправе обжаловать решение Минтруда России об отказе в аттестации посредством представления (направления) в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации (далее – комиссия) соответствующей апелляции, содержащей мотивированное обоснование своей позиции.

Апелляция может быть подана в 2-месячный срок со дня принятия Минтруда России решения об отказе в аттестации. К апелляции заявитель прикладывает документы, ранее представлявшиеся в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для прохождения аттестации, а также копию оспариваемого решения.

Комиссия создается при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Состав комиссии утверждается приказом Министерства. В состав комиссии включаются представители федеральных органов государственной власти (50 процентов) и представители научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей (50 процентов). Состав комиссии подлежит обновлению в части представителей научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей на одну треть один раз в 2 года.

К рассмотрению комиссией не принимаются апелляции в отношении содержания и структуры вопросов аттестационного испытания и в отношении нарушения заявителем порядка проведения аттестационного испытания.

Заявитель и (или) его представитель, уполномоченный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе участвовать в заседании комиссии, высказывать свое мнение по существу рассматриваемого вопроса, предоставлять дополнительные сведения.

Комиссия рассматривает апелляцию в течение 3 месяцев со дня ее поступления в комиссию, принимает решение о ее удовлетворении или отклонении и информирует о принятом решении лицо, подавшее апелляцию.

Срок действия сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ

Срок действия сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи.

Срок действия сертификата не продлевается, и по его окончании эксперт для выполнения работ по специальной оценке условий труда должен вновь пройти аттестацию в соответствии с Правилами.

Переоформление сертификата эксперта

Переоформление сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда возможно в случае изменения фамилии, имени, отчества эксперта либо утраты сертификата эксперта, его порчи или повреждения.

  1. В случае изменения фамилии, имени, отчества эксперт обращается в Минтруд России с заявлением о переоформлении сертификата эксперта.
  2. В случае утраты сертификата эксперта, его порчи (повреждения) эксперт вправе обратиться в Минтруд России с заявлением о предоставлении дубликата сертификата эксперта.

В заявлении о переоформлении сертификата эксперта (предоставлении дубликата сертификата эксперта) указываются:

  • Фамилия, имя, отчество эксперта.
  • При изменении фамилии, имени, отчества – о снования изменения.
  • При утрате сертификата эксперта – обстоятельства утраты.
  • При порче (повреждении) сертификата эксперта – обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата эксперта, с приложением поврежденного сертификата эксперта.

Выдача сертификата эксперта в связи с его переоформлением (дубликата сертификата эксперта) осуществляется Министерством труда России в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

На дубликате сертификата эксперта штампом синего цвета проставляется слово «дубликат».

Аннулирование сертификата эксперта

Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Минтруда России в случае:

  • Назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу.
  • Установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений.
  • Установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Минтруд России в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании сертификата эксперта направляет эксперту соответствующее уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Лицо, сертификат эксперта которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об аннулировании сертификата эксперта.