Арбитражный суд это госслужба

Высший арбитражный суд предложил упразднить Верховный — для «равенства»

Высший арбитражный суд на 14 страницах критикует свое «упразднение», а Верховный — на одной странице — поддерживает законопроект президента Владимира Путина о слиянии двух высших судов. ВАС в официальном отзыве на проект предлагает для сохранения принципа равенства судов ликвидировать и Верховный суд. Опасается ВАС «полного упразднения всех арбитражных судов» и специальных правил рассмотрения экономических споров. У Верховного суда концептуальных претензий нет, их заботит только возможная пересдача квалификационного экзамена судьями ВС и ВАС, пожелавшими трудоустроиться в «объединенный» ВС.

Законопроект об объединении высших российских судей завтра Госдума примет в первом чтении — для его принятия необходимо 300 голосов депутатов, в то время как против инициативы Путина открыто выступили лишь коммунисты (92 депутата Госдумы из 450). С 7 октября, когда законопроект поступил в Госдуму, ВАС не оставлял попыток, если не отговорить депутатов упразднять его, то хотя бы повременить до разработки сопутствующих законопроектов. Об этом просил ВАС и в официальном отзыве на проект: «все изменения судебной системы должны носить комплексный характер, корректировка действующего законодательства должна осуществляться единовременно». Кроме того, там считают, что передать все функции от ВАС к ВС невозможно без изменения законодательства о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей. Предлагаемый срок в полгода для передачи функций «обновленному» суду в ВАС считают недостаточным.

Кроме того, в документе говорится, что исправлять придется не 28 законов (так говорится в обосновании к президентскому проекту), а гораздо больше. В противном случае, считают в ВАС, можно ждать «полного упразднения всех арбитражных судов». Дело в том, что ВАС отвечает за финансирование всех арбитражных судов — является главным распорядителем бюджетных средств, а в судах общей юрисдикции за денежные вопросы отвечает Судебный департамент при ВС, но править закон о деятельности последнего Путин не предлагал.

Еще одним признаком грядущего уничтожения арбитражной системы в ВАС считают намерение исключить из Конституции упоминание об арбитражно-процессуальном законодательстве и арбитражных судах. «Неясно, предполагается ли сохранить специальные правила рассмотрения экономических споров, — рассуждают в ВАС. — Остается открытым вопрос, сохранятся ли действующие в настоящее время правила Арбитражного процессуального кодекса, регулирующие надзорное производство по экономическим спорам, электронную систему подачи документов». Ранее зампред ВАС Татьяна Андреева прямо говорила, что законопроект Путина может противоречить ст. 55 Конституции, которая не допускает принятие законов, которые умаляют те права, которые сегодня гарантированы. Андреева задавалась вопросом, может ли ВС обеспечить предпринимателям возможность подачи документов в электронном виде, ведение аудиозаписи заседания, участие в заседании президиума в режиме он-лайн, получение информации о движении дела в интернете, как это делается сейчас в ВАС.

В отзыве Высшего арбитражного суда есть и новые замечания к идее Путина, которые явно будут неприятны их коллегам из Верховного. Видимо, тому поспособствовали слова первого замглавы ВС Петра Серкова о том, что «новый ВС не является преемником ныне действующего ВС, от ВС переходит только одно наименование». В законопроекте Путина в отличие от ясных перспектив ВАС ничего не говорится о судьбе действующего ВС. Это несправедливо, посчитали в арбитражной системе. По смыслу документа, отмечают там, появится новый ВС. «Следовательно, в законопроекте должны содержаться также положения об упразднении действующего ВС РФ, — говорится в официальном отзыве. — В противном случае будут нарушены принципы равенства судов, а также прав судей и работников аппаратов высших судов».

Есть в документе и строки о снижении независимости судей, нарушении базовых принципов их несменяемости, о котором активно говорила на различных площадках замглавы ВАС Татьяна Андреева. По Конституции судьи несменяемы, напоминают депутатам в ВАС, даже при изменении конституционного строя судьи всех судов сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. «В данное время нет никаких оснований отходить от конституционного принципа несменяемости судей, — считают в арбитражной системе. — Статус действующих судей высших судов должен сохраниться». Поэтому в ВАС предлагают автоматически сделать судей действующих высших российских судов судьями «обновленного» ВС, для этого потребуется лишь их согласие. Те, кто не подаст соответствующее заявление в Высшую квалификационную коллегию судей, должны досрочно отправиться в почетную отставку с выплатой компенсации в 12 зарплат, говорится в официальном отзыве. При этом ВАС предлагает вдвое снизить требования к стажу работы в области юриспруденции, судьей, необходимом для назначения пожизненного содержания.

В подвешенном состоянии оказываются не только действующие судьи ВАС, следует из официального отзыва на законопроект, но и судьи в отставке. Последние, отработав в судейской мантии не менее 20 лет, имеют право на обычную пенсию или ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% от зарплаты работающего на его бывшей (соответствующей) должности судьи. «При упразднении ВАС возникнет вопрос, что имеется в виду под «соответствующей должностью», — говорят в ВАС и предлагают рассчитывать эти выплаты, исходя из зарплаты «работающего по соответствующей должности судьи ВС».

Беспокоятся в ВАС и о судьбе госслужащих аппаратов высших судов. Упразднение ВАС, говорится в отзыве, «фактически означает увольнение всех госслужащих этого суда». Видимо, в ВАС опасаются, что места в «обновленном» суде получат преимущественно сотрудники ВС, так как подчеркивают необходимость «обеспечить равенство гарантий». В частности, в ВАС предлагают воспользоваться опытом упразднения Федеральной службы налоговой полиции. Тогда уволенные могли поступить на другую госслужбу без испытательного срока, переаттестации, а сроки выслуги засчитывались при присвоении очередных званий и чинов. Но даже и те госслужащие, кто останется в арбитражной системе, окажутся «в ущемленном положении по сравнению с гражданскими служащими судов общей юрисдикции, в том числе ВС», считают в ВАС. Причина опять же кроется в особенностях финансирования: сейчас ВАС назначает пенсии за выслугу лет гражданским служащим арбитражных судов, а в судах общей юрисдикции — Суддеп при ВС, но по законопроекту эти полномочия достанутся ВС, который не отвечает за финансы.

Недовольны в ВАС и намерением Путина закрепить в законе численность судей «обновленного» ВС. Их должно быть 170, говорится в переходных положениях законопроекта. В Высшем арбитражном суде намекают на безграмотность и абсурдность такой идеи: «численность устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на очередной год, ч.4 ст.3 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» прямо закрепляет это правило». Идея Путина, считают в ВАС, «может затруднить увеличение штатной численности при необходимости», кроме того, «она не позволяет установить, на каких принципах будет формироваться этот состав и каковы гарантии представительства в нем арбитражных судей».

В Верховном суде с подобными замечаниями либо не согласны, либо предпочитают молчать о них. Единственное в чем сходятся опасения высших судов — это в обязательной переэкзаменовке судей ВС и ВАС, пожелавших трудоустроиться в «объединенный» ВС. Несмотря на заверения главы думского комитета по госстроительству. единоросса Владимира Плигина о том, что дополнительных испытаний для действующих судей не будет, высшие суды продолжают гнуть свою линию. «Буквальное толкование изложенной редакции законопроекта позволяет прийти к неоднозначному выводу о том, что квалифэкзамен предусматривается для действующих судей, в частности судей ВС и ВАС», — говорится в официальном отзыве Верховного суда за подписью первого замглавы ВС Петра Серкова. С этим соглашаются и в ВАС, подчеркивая, что экзамены допустимы лишь для кандидатов, «которые не являются действующими судьями высших судов». В ВС напоминают депутатам, что по закону о статусе судей квалифэкзамен сдают только те, кто не являются судьями. Вопросов к созданию Специальных экзаменационной комиссии и квалифколлегии в ВС нет, предложенный вариант не устраивает ВАС — там считают, что с этой задачей прекрасно справятся и действующие сейчас Высшая экзаменационная комиссия и ВККС.

Смотрите так же:  Ребенок пропустил школу заявление

Арбитражный суд на Полярном круге — фоторепортаж (10 из 21)

Все фоторепортажи «Право.Ru» можно посмотреть здесь.

© ООО «ПРАВОдник». 2008-2018. Телефон редакции: (495) 645 37 60
Свидетельство Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Арбитражный суд Новосибирской области

Первый турнир по шахматам

25 января 2019 года в здании Арбитражного суда Новосибирской области состоялся Первый турнир по шахматам среди судов Новосибирской области.

Арбитражный суд Новосибирской области объявляет конкурс на формирование кадрового резерва

Срок приема документов – с 24 января по 13 февраля 2019 года включительно.

Результаты конкурса, проведенного 15 января 2019 года

Результаты конкурса, проведенного 15 января 2019 года

Верховный суд предложил депутатам обсудить новый вид государственной гражданской службы

На рассмотрение нижней палаты парламента 14 февраля поступили три законопроекта, разработанные Верховным судом РФ, которыми предлагается создание нового вида государственной гражданской службы — судебной. Авторы законопроекта полагают, что содержащиеся в нем новшества помогут повысить престиж работников аппаратов судов и сделать работу в судах более привлекательной. Однако правительство данную инициативу восприняло без энтузиазма, поскольку госбюджету она будет стоить денег.

Текучка кадров, недоукомплектование штата аппаратов судов как общей юрисдикции, так и арбитражных являются очень серьезной проблемой для судебной системы и обсуждаются уже не первый год.

По мнению Верховного суда РФ, исправить бедственную ситуацию может введение нового вида государственной гражданской службы — государственной гражданской судебной службы РФ.

Соответствующие изменения в законодательство поместились в три законопроекта — основной проект № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (далее — Законопроект о судебной службе), а также два его законодательных спутника — проекты № 102332-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» и № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации». Все они внесены на рассмотрение Госдумы 14 февраля.

Нехватка кадров в аппаратах судов приводит к необходимости реформ

Идея создания судебной службы неоднократно обсуждалась в стенах Высшего арбитражного суда. ВАС РФ исходил из того, что особый статус надо придать только помощникам судей, и в целом речь шла о процессуальных полномочиях, разделении процессуальной роли, а не о создании отдельного вида госслужбы.

Обсуждалась такая идея и Верховным судом РФ, но тогда однозначной поддержки не получила. Среди причин, обосновывающих необходимость подобной реформы, назывались повышение престижа государственной службы в судебной системе, а также особая роль судебной власти, специфика деятельности государственных служащих судов. Однако на самом деле главной причиной была (и есть) необходимость привлечь более квалифицированные кадры.

Аппараты судов на сегодняшний день катастрофически недоукомплектованы, потому что зарплаты, которые получают их сотрудники, непривлекательны для людей с высшим юридическим образованием. Кадровая текучка очень сильная, около 120% в год. В такой ситуации не приходится говорить ни о кадровой устойчивости, ни о преемственности.

Единственная причина, по которой аппараты хоть как-то наполняются, заключается в фактическом статусе аппарата как кадрового резерва судейского корпуса. Порядка 70% всех арбитражных судей замещаются за счет аппарата. Однако это одна из самых критикуемых тенденций, и очевидно, что в ближайшие годы от нее будут отказываться. На самом деле аппарат суда — не самый лучший резерв, поскольку как бы хорошо аппарат ни работал, какими бы сложными задачами ни занимался, в конечном счете он выполняет техническую функцию. Другое дело — помощники судей. Однако у них должен быть разнообразный опыт, не только в данной должности, в то время как на практике ситуация иная. В любом случае, как только миграция из аппарата суда в судейский корпус начнет пресекаться, кадровый отток усилится.

Новые старые чины и форма повысят престиж работы секретарей и помощников

Законопроекты, посвященные созданию государственной судебной службы, были одобрены 15 ноября прошлого года на заседании Пленума ВС РФ (постановления № 49—51).

Текст Законопроекта о судебной службе, наконец достигший парламента, не блещет оригинальностью. В нем предлагаются те же процедуры, ограничения, запреты, что и содержащиеся в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(далее — Закон о госслужбе). Например, классные чины судебной службы аналогичны тем, что предусмотрены в ст. 11 Закона о госслужбе, а соответствующие им классные чины юстиции — содержащимся в Указе Президента РФ от 19.11.2007 № 1554.

Небольшие на первый взгляд, но, видимо, наиболее важные изменения предлагается внести в систему оплаты труда судебных служащих.

Сейчас норма подп. 1 п. 5 ст. 50 Закона о госслужбе предполагает, что ежемесячная надбавка за выслугу лет исчисляется в процентах от должностного оклада. В Законопроекте о судебной службе расчет иной: надбавка рассчитывается исходя из оклада месячного денежного содержания служащих судебной службы (ст. 47 Законопроекта). А в состав оклада месячного содержания помимо должностного оклада входит также оклад за классный чин. То есть в конечном итоге сумма выплат судебным служащим повышается, а это приведет к увеличению фонда оплаты труда указанных судов.

Также сотрудники аппаратов судов должны будут носить форменную одежду — такое нововведение предлагается в ст. 50 Законопроекта о судебной службе. Форму и официальные символы для судебных служащих, а также для сотрудников Судебного департамента при ВС РФ должен будет разрабатывать этот департамент, а утверждать — Совет судей РФ при условии согласования Геральдическим советом при Президенте РФ. В настоящее время специальной форменной одежды у сотрудников аппаратов судов нет.

Правительство против новой службы, потому что это бессмысленно и дорого

Отзыв Правительства РФ на представленный Верховным судом законопроект о судебной службе оказался отрицательным. Впрочем, назвать это сюрпризом сложно.

По мнению правительства, выделение такого вида госслужбы, как судебная, не имеет достаточных оснований. Разработчикам законопроектов не удалось представить достаточные обоснования, которые бы подтверждали наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения такой службы из государственной гражданской службы.

Смотрите так же:  Статья 63 ук рф изменения

Почти все положения Законопроекта о судебной службе, которые регламентируют вопросы поступления на службу, ее прохождения и прекращения, аналогичны соответствующим положениям Закона о госслужбе.

Кроме того, в отзыве отмечена нелогичность исключения сотрудников аппаратов Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ из предлагаемой системы судебной службы, в отличие от аппаратов ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных. В тексте проекта действительно нет обоснований такого подхода, заметим, однако, что версия законопроекта, которая разрабатывалась в 2014 г. Судебным департаментом при ВС РФ, относила к судебным служащим также и сотрудников аппаратов упомянутых судов.

Заметим, кстати, что Законопроект о судебной службе не относит к судебным служащим и сотрудников Судебного департамента при ВС РФ. В итоге может получиться так, что госслужащие (сотрудники департамента) будут утверждать регламенты работы иной госслужбы — судебной, что в каком-то смысле нивелирует изначальную «сепаратистскую» идею законопроекта.

Аргументом правительства против принятия Законопроекта о судебной службе является и то, что его реализация повлечет за собой дополнительные расходы из федерального и региональных бюджетов. В частности, законопроектом предусматривается введение ряда должностей, которые в настоящее время не предусмотрены в аппаратах ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Учитывая также и новый порядок расчета надбавок за выслугу лет, который предлагается для судебных служащих, действительно странно, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту утверждается, что его принятие не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Хотя это не упомянуто в отзыве, но, помимо увеличения денежного содержания, деньги из бюджета придется выделять, например, на не упомянутые в отзыве правительства разработку и производство форменной одежды, уже не говоря о сопутствующих любой реформе административных расходах.

Эксперты также отмечают, что предлагаемый законопроект может вызвать на практике и не столь очевидные сегодня проблемы. Например, в рамках судебной системы сложно определить, выполняется ли требование об отсутствии родства (свойства) с вышестоящим служащим. Допустим, если близкий родственник работает в аппарате кассационного суда в другом регионе, то при трудоустройстве на работу в суд первой инстанции у человека могут возникнуть сложности. Толкование иерархии в судебной системе сейчас довольно размытое.

Кирилл Титаев, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Форма — это неудобно, это не то, что человек хочет носить, а то, что его носить заставили»

Низкая оплата труда сотрудников аппаратов судов — это фундаментальная проблема, которая обострилась после проведения административной реформы в начале 2000-х гг. В ее результате зарплата судей существенно выросла, и разбег в оплате труда между ними и сотрудниками аппаратов увеличился. Представьте: в одном кабинете могут работать судья, получающий 80 000 руб. в месяц, и его помощник с доходом в 15 000 руб.

Способы решения этой проблемы предлагались разные, от простых (просто повысить зарплаты) до весьма экзотических, к числу которых можно отнести и внесенные Верховным судом в Госдуму законопроекты. Экзотические они потому, что решать предельно простую проблему предлагается путем принятия множества нововведений, большая часть которых сделает работу сотрудников аппарата суда еще менее привлекательной. Например, в законопроекте предусмотрено введение формы. Но форма — это неудобно, это не то, что человек хочет носить, а то, что его носить заставили. Работники прокуратуры, для которых форма сейчас предусмотрена, надевают ее в основном только в судебные заседания, потому что это обязательно. А в другое время ходят в гражданском. Да и сами судьи мантии надевают перед судебным заседанием.

Логику авторов законопроекта понять сложно. С одной стороны, понятно, что никто не желает затруднять доступ к должностям аппарата суда. Сейчас в этой сфере спрос на квалифицированных специалистов очень большой, людей не хватает. По примерным подсчетам, дефицит кадров составляет 10—20%. При нехватке кадров работа судей превращается в рутину, огромное количество простых механических операций. Соотношение один судья — два сотрудника аппарата суда позволяет, хоть и с трудом, судьям заниматься содержательной работой, то есть разрешать споры. Если нынешний кадровый дефицит увеличится, то у судей просто не останется времени на собственно отправление правосудия.

Если задаться целью найти хоть какие-то объяснения тем новшествам, которые предлагает ВС РФ, то можно предположить, что это делается с прицелом на дальнейшее обращение в Конституционный суд РФ. Схема такая: закон принимают, не включая в него положения об увеличении зарплат, чтобы успокоить финансовые ведомства, а затем обращаются в КС РФ, ссылаясь на дискриминацию сотрудников аппаратов суда, ведь зарплата у них ниже. Таким образом преодолевается сопротивление Минфина и других правительственных структур. Но это, конечно, только теория.

На мой взгляд, сотрудники аппарата суда государственными служащими в том смысле, который изначально закладывался в это понятие, не являются. При подготовке соответствующего закона предполагалось, что госслужащие будут обладать обширными полномочиями. Именно поэтому их нужно тщательно отбирать, тестировать, давать звания и прочее. Но получилось так, что большинство людей, получивших данный статус, в изначальную концепцию не укладываются, это обычные клерки. Они выполняют безусловно нужную, но чисто бюрократическую работу.

Кстати, увеличение зарплаты сотрудников аппарата суда, которая сегодня вызывает столько сложностей, — это не какие-то ужасные цифры. В федеральном бюджете расходы на судебную систему составляют примерно 180 млрд руб. А цена вопроса увеличения зарплат судебным клеркам составит менее 10 млрд с учетом всех выплат. По сравнению с общими затратами это не смертельно.

Думаю, что шансов у законопроекта стать законом мало. Я не юрист, но, как показывает практика, отрицательный отзыв правительства для большинства законопроектов становится для их рассмотрения непреодолимым препятствием. Честно говоря, я надеюсь, что данный случай исключением не станет.

Арбитражный суд это госслужба

Исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда Краснодарского края Марина Крылова распорядилась провести служебную проверку в отношении судьи Алексея Шевченко после того, как на одном из заседаний он позволил себе нецензурные высказывания в адрес одной из сторон. Распоряжение за подписью Крыловой опубликовал на своей странице в фейсбуке адвокат Алексей Аванесян.

Проверкой займется комиссия, в которую вошли судья краевого Арбитражного суда Руслан Суханов, начальник отдела кадров и госслужбы суда Анна Лаврик и руководитель секретариата председателя суда Ирина Ялынич. Заключение они должны представить до 1 марта.

Проверку решено провести «в связи с появившейся в социальных сетях аудиозаписи о недостойном поведении» судьи Шевченко; ссылку на эту запись приводит местный адвокат Михаил Беньяш.

Запись сделана на заседании по иску ЗАО «Электротехническая компания» к ООО «РН-Туапсинский НПЗ», которе входит в структуру «Роснефти». Вероятно, речь идет о последнем заседании, состоявшемся 13 февраля.

На записи заседания слышно, как судья сообщает сторонам, что процесс откладывается до 20 марта. Истец интересуется, нельзя ли вынести решение по иску уже сегодня, а не в марте; за этим следует серия эмоциональных реплик судьи.

— Нет, однозначно, вы можете жаловаться (раздается громкий стук — МЗ) президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину *** [блин] даже. Щас, ***** [блин]! — повышает голос судья. — Я все бросил и начал рассматривать. ****** [Ерундой] занимались, блин, два года или, не знаю, три, теперь вы приезжаете и типа хотите меня в какую-то позу для меня неприятную поставить. Вы поинтересуйтесь у представителя ответчика — она тут местная — кому-то это удавалось здесь или нет?

Смотрите так же:  Приказ минэкономразвития россии 475

— Нет, — с готовностью подтверждает представитель ответчика.

— Вот и все. Поэтому ***** [блин], если ваши тупорогие кредиторы ***** [блин] ну не могут договориться, ну значит ***** [блин] командовать парадом буду я, как говорил Остап Ибрагимович Бендер. Все, — все так же эмоционально подводит итог судья.

После этого он уточняет, что негативно относится к компании-истцу, но не к ее представителю — во всяком случае, пока. «Уважаемый истец, я ж к вам лично хорошо отношусь, поэтому не делайте так, чтобы я лично к вам относился так же, как к вашей «Электротехнической компании». Поэтому можете привет всем передавать там. Все, давайте, 20 марта. Вы еще поездите сюда, — с удовлетворением говорит судья. — Теперь все будет (раздается еще один громкий стук — МЗ), когда мне удобно. Я не уверен, что и 20 марта мне будет удобно. Честно я вам говорю. Там у меня и день рождения вскоре. Поэтому как-то все».

42-летний судья Алексей Шевченко, закончивший Кубанский государственный аграрный университет, работает в коллегии по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. На должность судьи Арбитражного суда Краснодарского края он назначен в 2011 году. Помимо этого, в 2016 году он был включен в состав Квалификационной коллегии судей Краснодарского края на срок до 2020 года.

Согласно карточке дела, иск «Электротехнической компании» к ООО «РН-Туапсинский НПЗ» Шевченко рассматривает с середины 2015 года.

Арбитражный суд города Москвы

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы в аппарате Арбитражного суда города Москвы

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Квалификационным требования к уровню профессионального образования

  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» главной группы должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, обязательно наличие высшего образования.
  • Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие среднего профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки

Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки:

  • Для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • Для замещения ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.
  • Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, квалификационные требования к специальности, направлению подготовки

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности):

  • знание государственного языка Российской Федерации;
  • знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;
  • знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий, включающие знание основ информационной безопасности и защиты информации, основных положений законодательства о персональных данных, общих принципов функционирования системы электронного документооборота, основных положений законодательства об электронной подписи, знания и умения по применению персонального компьютера.

Требования к общим и управленческим умениям, свидетельствующимо наличии необходимых профессиональных и личностных качеств:

Общие умения (для всех категорий и групп должностей гражданской службы):

  • умение мыслить системно (стратегически);
  • умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
  • коммуникативные умения;
  • умение управлять изменениями.

Управленческие умения (для должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей, категории специалисты главной, ведущей и старшей групп должностей):

  • умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
  • умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.

Профессиональные знания

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Верховного Суда Российской Федерации, постановлений Совета судей Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Арбитражного суда города Москвы, регулирующих соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий по должности, на замещение которой претендует кандидат;
  • Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
  • порядка работы со служебной информацией;
  • основ ведения делопроизводства;
  • норм и правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.