Арбитражные суды рф состав структура и полномочия

§ 5. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Кон­ституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражны­ми судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — чле­ны Высшего Арбитражного Суда,

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юри­дической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели колле­гий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим мно­гие другие полномочия:

— организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской федерации;

— созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их ведению;

— осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;

— распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

— формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебных составов данного Суда;

— вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;

— представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

— осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы распоряжения по вопросам организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

Структура арбитражной системы РФ

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

§ 5. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.
Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его j Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим мно- ‘! гие другие полномочия: ^
— организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ | и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
— созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их ведению;
— осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;
— распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
— формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебных составов данного Суда;
— вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;
— представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
— осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения по вопросам организации работы всех арбитражных судов.
Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Пра-вительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и вправе председательствовать в заседаниях суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.
Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
«Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
• Пленума;
• Президиума;
• Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
— Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ отно-|^Ьится:

— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на всту-пившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ зако-нов, иных нормативных актов и договоров;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирую-щих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
— осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.
Помимо этого Высшему, Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.
Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.
Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Смотрите так же:  Пошлина для товаров из китая

Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные .Регламентом арбитражных судов.
Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбит-ражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого Суда по пред-ставлению.его Председателя. Они возглавляются председателями судебных коллегий, являющимися заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В случае необходимости Председатель Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.
В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного Суда.
Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.
Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:
— Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Генерального прокурора РФ — на решения любого арбитраж-ного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей су-дебных составов данного Суда.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного Суда.
В заседаниях Президиума Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Суда в

заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:
— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
— решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
— решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
— избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей данного Суда;
— утверждает по представлению Председателя данного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;
— утверждает в порядке, предусмотренном Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
— утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;
— утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;
— утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент арбитражных судов;
— решает в соответствии с Законом об арбитражных судах || ДРУ™6 вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
По вопросам, относящимся к его ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов. Созывается он Председателем Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год, и правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума подписывается Председателем и секретарем Пленума, избираемым из его членов. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ уведомляются не позднее, чем за 15 дней до заседания.
По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представ-ляются материалы в виде. обзоров (обобщений) арбитражной практики; проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности арбитражного суда
Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели нижестоящих арбитражных судов. К подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления Пленума.
Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее, чем за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении мате
риалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения.
Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.
Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц, В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

6 Иные арбитражные органы
Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комис-сию из числа членов Пленума После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом
Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и уни-фикации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения
На основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатываются и в установленном порядке вносятся предложения по со-вершенствованию законодательства К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые
При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Ар-битражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов Заседания Совета проводятся по мере необходимости Он является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Его решения реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет Его состав и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ
Высший Арбитражный Суд РФ выпускает «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.
Смотрите так же:  Системные требования к the amazing spider-man

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

Состав, структура и компетенция Высшего Арбитражного суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными суда осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъясню по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся в соответствии с Законом судьей, осуществляющим многие другие полномочия:

организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их ведению;

осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;

распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного суда РФ;

формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебных составов данного суда;

вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;

представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и , распоряжения по вопросу организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного суда РФ являются судьями и также вправе председательствовать в заседаниях Суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя высшего Арбитражного суда РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.

Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:

рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);

рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;

пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

изучение и обобщение практики применения арбитражными Зудами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;

разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;

решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;

осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает Регламент, обязательный для всех арбитражных судов.

Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого суда по представлению его Председателя. Они возглавляются председателями судебных коллегий, являющимися заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В случае необходимости Председатель суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях высшего Арбитражного Суда РФ образуются., судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного суда.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:

Смотрите так же:  Приказ о внесении изменений в фгос ноо 2019

Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого

арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Генерального прокурора РФ—на решения любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела.

Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного суда. По решению Пленума высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного суда.

В заседаниях Президиума суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем суда по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Пленум действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный ^ прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:

рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов договоров;

избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей данного суда;

утверждает по представлению Председателя данного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. РФ;

утверждает в порядке, предусмотренным Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума арбитражного суда среднего звена;

утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей арбитражного суда основного звена, входящих в состав президиума этого суда;

утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент арбитражных судов;

решает в соответствии с Законом об арбитражных судах другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам, относящимся к своему ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов.

Пленум созывается Председателем суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума, избираемым из его членов. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ уведомляются не позднее чем за 15 дней до заседания.

Заседания Пленума проводятся, как правило, в соответствии с планом работы Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде: обзоров (обобщений) арбитражной практики; проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности арбитражного суда.

Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели арбитражных судов. К подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления; Пленума.

Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее чём за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении материалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

Высший Арбитражный Суд РФ на основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Высший Арбитражный Суд РФ выпускает «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

30. Конституционный Суд РФ: задачи, состав и организация работы.

ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав