Агапов а.б административная ответственность учебник

Агапов а.б административная ответственность учебник

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Административная ответственность

В учебнике подробно рассмотрены все институты административной ответственности. Значительное внимание уделено квалификации административных правонарушений, а также особенностям применения мер административного пресечения.Подробно рассмотрены все главы Особенной части КоАП,а также проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц,индивидуальных предпринимателей и организаций.Отдельные главы учебника посвящены проблемам квалификации вины юридических лиц,а также соотношению цивилистических и публичных форм вины.Подробно рассмотрены все виды административных наказаний, мер административного пресечения, а также особенности их применения к физическим и юридическим лицам.Настоящее издание представляет собой составную часть учебного курса административного права (см.: Агапов, А. Б. Административное право : в 2 т. :учебник для бакалавриата и магистратуры /А. Б. Агапов. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2018).Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образо- вательного стандарта высшего образования. Для студентов высших юридических учебных заведений, обучающихся по образовательным программам академического бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, преподавателей.Может быть полезен работникам министерств и ведомств,правоохранительных органов, а также предпринимателям.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров

Год: 2015 / Гриф МО

Предыдущие выпуски

В учебнике раскрываются все основные вопросы учебной дисциплины «Административная ответственность». Дается анализ базовых институтов на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, значительное внимание уделяется становлению и развитию отечественного законодательства об административных правонарушениях. Представлен пространный материал о квалификации индивидуальной и корпоративной вины. Данной проблеме уделено явно недостаточно внимания не только в аналитических исследованиях и учебной литературе, но и в материалах правоприменительной практики. В 2011 году учебник был удостоен первой премии конкурса Российского государственного торгово-экономического университета на лучшую научную и учебную работу ученых и преподавателей РГТЭУ в номинации «Авторская учебная работа».

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 4-е изд. Учебник для магистров

Год: 2012 / Гриф МО

Настоящее издание представляет собой составную часть учебного курса административного права (см.: Агапов А. Б. Учебник административного права. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011). Общая часть посвящена анализу базовых институтов административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; значительное внимание уделено становлению и развитию отечественного законодательства об административных правонарушениях. Подробно рассмотрены проблемы юрисдикционного статуса должностных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей. Отдельный раздел книги посвящен проблемам квалификации вины. В Особенной части исследуются составы административных правонарушений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения. Для студентов высших юридических учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Может быть полезен работникам министерств и ведомств, правоохранительных органов, а также предпринимателям.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Агапов а.б административная ответственность учебник

Доп.точки доступа:
Агапов, А.Б.; Андоюхина, Э.П.; Галкина, М.В.; Гридин, С.И.; Калинина, Л.А.; Попов, Л.Л. \.\
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Янсон, Р.А.; Агапов, А.Б.; Демин, А.А.; Кошкарев, Е.В.; Петренко, В.Ф.
Экз-ры:

Уважаемые читатели!С 11 июля 2008 г. в холле 2-го этажа открыта книжная выставка изданий дальше>>

Агапов а.б административная ответственность учебник

Доп.точки доступа:
Геббельс, Йозеф \о нем\; Геббельс, Йозеф (государственный и политический деятель)
Экземпляры всего (): 1
кх4 (1)
Свободны: кх4 (1)

Доп.точки доступа:
Агапов , Андрей Борисович ; Андрюхина, Э. П.; Галкина, М. В.; Попов, Лев Леонидович \ред.\; Студеникина, М. С. \ред.\; Московская юридическая академия
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Доп.точки доступа:
Агапов , Андрей Борисович \конс.\; Москва. Правительство
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Административная ответственность

1 А. Б. Агапов Административная ответственность Учебник для магистров 5-е издание, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Москва 2015

2 УДК 34 ББК я73 А23 Автор: Агапов Андрей Борисович доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Рецензенты: Зеленцов А. Б. доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов; Селюков А. Д. доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права Российского государственного торгово-экономического университета. Агапов, А. Б. А23 Административная ответственность : учебник для магистров / А. Б. Агапов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Магистр. ISBN Настоящее издание представляет собой составную часть учебного курса административного права (см.: Агапов А. Б. Учебник административного права. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2012). Общая часть посвящена анализу базовых институтов административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; значительное внимание уделено становлению и развитию отечественного законодательства об административных правонарушениях. Подробно рассмотрены проблемы юрисдикционного статуса должностных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей. Отдельный раздел книги посвящен проблемам квалификации вины. В Особенной части исследуются составы административных правонарушений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов высших юридических учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Может быть полезен работникам министерств и ведомств, правоохранительных органов, а также предпринимателям. УДК 34 ББК я73 ISBN Агапов А. Б., 2011 Агапов А. Б., 2013, с изменениями ООО «Издательство Юрайт», 2015

3 Оглавление Принятые сокращения. 11 Предисловие. 14 Раздел I. Общая часть Глава 1. Административная ответственность и публичное принуждение Понятие и предназначение административной ответственности Административная ответственность в системе мер властного принуждения Контрольные вопросы и задания Глава 2. Законодательство об административных правонарушениях Структура законодательства об административных правонарушениях Синергизм федерального и регионального законодательства Правовые предпосылки делегирования юрисдикционного полномочия Корреляция законов и подзаконных актов Предметы ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере законодательства об административных правонарушениях Предметы ведения Российской Федерации Предметы совместного ведения Предметы ведения субъектов Российской Федерации Муниципальные юрисдикционные полномочия Постулаты законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях Общие положения и принципы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях Равенство перед законом физических и юридических лиц Презумпция невиновности Обеспечение законности применения мер административного принуждения Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве Контрольные вопросы и задания Глава 3. Генезис российского законодательства об административной ответственности Тема властного принуждения в творчестве отечественных ученых Политико-правовые предпосылки созидательной деятельности Концепция «принудительной власти» И. Т. Тарасова Учение И. Т. Тарасова об административной юстиции. 63

4 4 Оглавление Воззрения И. Т. Тарасова на правоохранительную деятельность полиции Обоснования И. Т. Тарасовым системы исполнительнораспорядительной деятельности. «Органы администрации, правительства, самоуправления и соединства» Взгляды И. Т. Тарасова на синергизм отечественной полицеистики Общность публично-правовых исследований в работах В. В. Ивановского Обоснования В. В. Ивановским предназначения «органов судебного управления» и внутренних дел Концепция централизации публичной власти И. Е. Андреевского. Принуждение как основа властной деятельности Воззрения И. Е. Андреевского на «образовательную деятельность народа» Развитие отечественной полицеистики в работах В. Н. Лешкова. Концепция общественной автаркии русского народа Обоснование кризиса немецкого полицеизма в работах Э. Н. Берендтса. Концепция всесословного полицейского государства Корреляция проступков и преступлений по русскому имперскому праву Политико-правовые предпосылки разработки и принятия Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями Публичные санкции, установленные Уставом о наказаниях Квалифицирующие признаки неосторожной вины. Невменяемость Обстоятельства, несовместимые с квалификацией вины. Понятие крайней необходимости Обстоятельства, смягчающие ответственность за проступки Обстоятельства частичного вменения Обстоятельства, отягчающие ответственность за правонарушения Правонарушения, посягающие на порядок управления Проступки, посягающие на общественный порядок и обрядовое благочиние Проступки, посягающие на общественное благоустройство Проступки, посягающие на порядок управления Правонарушения в сферах строительства и транспорта Нарушения правил противопожарной безопасности Правонарушения в сфере связи Нарушения санитарно-эпидемических правил Проступки, посягающие на личную безопасность. Квалификация признаков оскорбления и клеветы Правонарушения, посягающие на семейные права подданных Проступки, посягающие на собственность Контрольные вопросы и задания

5 Оглавление 5 Глава 4. Основные атрибуты административной ответственности Понятие административного правонарушения Соотношение административных и иных публичных правонарушений Состав административного правонарушения Возрастные критерии административной ответственности Административная ответственность несовершеннолетних Особенности установления возрастных критериев Крайняя необходимость Квалифицирующие признаки Правовые предпосылки квалификации состояния крайней необходимости Невменяемость Медицинские и криминалистические критерии невменяемости Квалификация невменяемости Правоограничения, обусловленные квалификацией невменяемости Правовые последствия квалификации невменяемости в юрисдикционной деятельности Малозначительность административного правонарушения Правовые предпосылки квалификации малозначительности Объективные и субъективные критерии малозначительности Правовые последствия квалификации малозначительности Контрольные вопросы и задания Глава 5.. Субъекты юрисдикционной деятельности Физические лица Должностные лица Статус должностного лица. Публичные и частноправовые должностные лица Квалифицирующие признаки правонарушения должностного лица Индивидуальные предприниматели Физические лица военной и правоохранительной службы Иностранные физические и юридические лица Организации Контрольные вопросы и задания Глава 6. Квалификация вины Квалификация индивидуальной вины Предпосылки квалификации индивидуальной вины Установление признаков виновного деяния физического лица Квалификация корпоративной вины Правовые предпосылки квалификации Стадийность квалификационных процедур

6 6 Оглавление Субъекты корпоративной ответственности Юрисдикционный статус публичных юридических лиц Иммунитет публичных юридических лиц Объективные критерии корпоративной вины Субъективные критерии корпоративного деяния Имущественные предпосылки корпоративного правонарушения Финансовые предпосылки корпоративного деяния Обстоятельства непреодолимой силы в квалификации корпоративной вины Презумпция невиновности корпоративного правонарушения Контрольные вопросы и задания Глава 7. Административное наказание Понятие административного наказания и цели его применения Административное наказание как публичная превенция Последствия применения правоограничений, обусловленных административным наказанием Виды административных наказаний Дифференциация административных наказаний Правовые последствия применения административных наказаний, виды устанавливаемых ими правоограничений Основные и дополнительные административные наказания Предупреждение Предупреждение как особая превентивная санкция Обусловленность предупреждения Административный штраф Критерии исчисления размера административного штрафа Условия применения административного штрафа Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения Юрисдикционный статус орудия совершения и предмета административного правонарушения Сущность имущественных правоограничений при конфискации Лишение специального права Виды административных процедур при лишении специального права Содержание правоограничений Административный арест Административное выдворение Дисквалификация Правовые предпосылки применения дисквалификации Особенности производства по делам об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию Административное приостановление деятельности Правовые предпосылки применения наказания Правоограничения, обусловленные применением административного приостановления деятельности Обязательные работы

7 Оглавление Виды правоограничений, обусловленных обязательными работами Обязательные работы как альтернативное административное наказание Общие правила назначения административного наказания Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания Оценка факторов, характеризующих имущественное положение нарушителя Альтернатива при назначении административного наказания Сущность альтернативы Альтернативные и безальтернативные административные наказания Контрольные вопросы и задания Глава 8. Квалификация административного правонарушения Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Особенности квалификации обстоятельств, смягчающих ответственность Квалификация общественно опасных последствий, объективированный и нематериализованный вред Состояние аффекта Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Особенности квалификации обстоятельств, отягчающих ответственность Виды обстоятельств, отягчающих ответственность, особенности их учета при рассмотрении дела об административном правонарушении Давность привлечения к административной ответственности Юридические факты начала исчисления давностного срока Правовые критерии исчисления срока давности привлечения к административной ответственности Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением Содержание отношений, обусловленных возмещением вреда Публичное и цивилистическое истолкования презумпции невиновности в отношениях, обусловленных причинением вреда Контрольные вопросы и задания Глава 9. Юрисдикционное производство Стадии юрисдикционного производства Возбуждение юрисдикционного производства Формализация юрисдикционных действий. Виды протоколов, составляемых в юрисдикционном производстве Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении

8 8 Оглавление 9.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении Предмет доказывания по делу об административном правонарушении Установление подозреваемого лица. Фиксация обстоятельств, подлежащих выяснению по делу Выявление социальных и правовых предпосылок деяния Доказательства по делу об административном правонарушении Способы получения и фиксации доказательств Процессуальные требования фиксации и исследования доказательств Юрисдикционные органы и их должностные лица Рассмотрение дела об административном правонарушении Судьи, публичные органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях Индивидуальные правовые акты в юрисдикционной деятельности Виды правоприменительных актов Виды актов процессуального обеспечения. Протоколы и определения Корреляция процессуального законодательства в юрисдикционной деятельности Коллизии правоприменения Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях Правовые предпосылки корреляции процессуального законодательства Субъекты юрисдикционного производства Лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения Потерпевший. Моральный, физический (телесный), репутационный вред, имущественный ущерб, причиненный потерпевшему Законные представители физического и юридического лица Защитник и представитель Свидетель Понятой Специалист, эксперт, переводчик Исполнительное производство Предназначение исполнительного производства и его стадии Начальная стадия Стадия приведения в исполнение постановления о назначении административного наказания Процессуальные гарантии исполнения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении Завершающая стадия исполнительного производства Контрольные вопросы и задания

9 Оглавление 9 Глава 10. Меры административного пресечения Предназначение мер административного пресечения Правовые предпосылки применения мер административного пресечения Правовые последствия применения мер административного пресечения Виды мер административного пресечения Доставление Административное задержание Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов Досмотр транспортного средства Изъятие вещей и документов Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации Арест товаров, транспортных средств и иных вещей Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации Привод Временный запрет деятельности Залог за арестованное судно Помещение в специальные учреждения иностранных физических лиц, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации Контрольные вопросы и задания Раздел II. Особенная часть Глава 11. Виды административных правонарушений Административные правонарушения, посягающие на права граждан Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность Административные правонарушения в области охраны собственности Экологические правонарушения Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель Административные правонарушения на транспорте Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения Административные правонарушения в области связи и информации

10 10 Оглавление Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг Административные правонарушения в сфере таможенного дела Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти Административные правонарушения, посягающие на требования пограничного режима и режима пребывания иностранных физических лиц на территории Российской Федерации Административные правонарушения против порядка управления Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Административные правонарушения в области воинского учета Контрольные вопросы и задания Глава 12. Публичное принуждение в условиях особых административных режимов Понятие особого административного режима Таможенный режим Предназначение таможенного режима Меры административного пресечения Пограничный режим Статус пограничного режима Меры административного пресечения Организационно-правовая структура обеспечения пограничного режима Ответственность за нарушение пограничного режима Правовой режим чрезвычайного положения Политико-правовые предпосылки введения чрезвычайного положения Ограничения деятельности публичных органов Публичные санкции Правовой режим военного положения Политико-правовые предпосылки введения военного положения Публичные ограничения в условиях военного положения Правовой режим закрытых административнотерриториальных образований Предпосылки введения правового режима Цивилистические ограничения Публичные ограничения и санкции Режим особых экономических зон Предпосылки введения правового режима ОЭЗ Публичный контроль на территории ОЭЗ Ответственность за нарушение публичного режима ОЭЗ Контрольные вопросы и задания Литература. 490

11 Принятые сокращения 1. Нормативные правовые акты Конституция РФ Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. 7-ФКЗ) АПК Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. 95-ФЗ БК Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ ВдК Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. 74-ФЗ ВзК Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. 60-ФЗ ГК Гражданский кодекс Российской Федерации : часть первая от 30 ноября 1994 г. 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. 230-ФЗ ГПК Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ ЛК Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. 200-ФЗ НК Налоговый кодекс Российской Федерации :часть первая от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. 117-ФЗ ТрК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ

12 12 Принятые сокращения ТКТС Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от УИК Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. 1-ФЗ УК Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. 63-ФЗ УПК Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ КоАП города Москвы Кодекс города Москвы об административных правонарушениях 21 ноября 2007 г Органы власти МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации МИД России Министерство иностранных дел Российской Федерации Минобороны России Министерство обороны Росс ийской Федерации Минприроды России Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Минсельхоз России Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Минэкономразвития России Министерство экономического развития Российской Федерации МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Росреестр Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Ростехнадзор Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Ространснадзор Федеральная служба по надзору в сфере транспорта СВР Служба внешней разведки Российской Федерации ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний ФССП России Федеральная служба судебных приставов ФТС России Федеральная таможенная служба

13 Принятые сокращения Прочие сокращения ВАС РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ВМФ Военно-морской флот ОВД органы внутренних дел ПВО противовоздушная оборона РСФСР Российская Советская Федеративная Социа листическая Республика РФ Российская Федерация СМИ средство массовой информации СССР Союз Советских Социалистических Республик ЦБ РФ Центральный банк Российской Федерации абз. абзац (-ы) гл. глава (-ы) отд. отдел (-ы) п. пункт (-ы) подп. подпункт (-ы) разд. раздел (-ы) ст. статья (-и) ч. часть (-и)

14 Предисловие к пятому изданию Административная ответственность представляет собой особую разновидность публично-правовой ответственности с присущими только ей атрибутивными свойствами и качествами. Одно из них касается принципов кодификации предписаний, устанавливающих административную ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой, наряду с Налоговым кодексом, самый нестабильный из источников публичного законодательства. Административная ответственность за нарушение норм и правил, определенных федеральным законом или подзаконным актом, устанавливается ad hoc применительно к данному случаю, при этом игнорируются общие принципы кодификации, в соответствии с которыми должны быть изначально предусмотрены единые критерии, отвечающие предназначению административной ответственности в системе мер публичного принуждения. Напротив, законодательство об административных правонарушениях развивается, игнорируя цели правовой унификации, столь естественные для кодифицированного акта. Десятилетний опыт применения КоАП свидетельствует о том, что в основе совершенствования его предписаний находится отнюдь не удовлетворение насущных потребностей правовой регламентации, содействующих превращению Российской Федерации в правовое государство, но цели отдельных общественных групп, обусловленные исключительно политико-правовыми предпосылками. Роль политических устремлений не стоит недооценивать в формировании любого акта публичного законодательства, но только применительно к КоАП политические предпосылки выражены столь гипертрофированно. Политические тенденции формирования законодательства об административных правонарушениях явственно выразились в Федеральном законе от 8 июня 2012 г. 65-ФЗ, в соответствии с которым

15 Предисловие 15 в КоАП были внесены коррективы, во многом несовместимые с предназначением административной ответственности. Впервые за более чем тридцатилетний период развития отечественного кодифицированного законодательства об административных правонарушениях предписания, устанавливающие новый вид административного наказания и особые критерии исчисления административного штрафа, принимались в считанные часы, без предварительной тщательной экспертизы и учета возможных последствий применения. В соответствии с рассмотренным Федеральным законом вводится особый порядок штрафных санкций, согласно которому правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в случаях, предусмотренных двумя статьями раздела II КоАП, влекут за собой применение административного штрафа, максимальные размеры которого в 60 раз превышают его предельные значения, установленные применительно ко всем иным правонарушениям. Федеральным законом от 8 июня 2012 г. 65-ФЗ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ на срок до 200 часов, применяемого исключительно при совершении рассмотренных выше правонарушений. Относительно штрафных санкций и обязательных работ усматривается общность публичных санкций, применяемых в соответствии с КоАП и УК. Обязательные работы уже давно рассматриваются в качестве одного из видов уголовных наказаний, при этом законодательством установлены тождественные обременения в отношении проступков и преступлений, это касается общих правил применения наказания (ср. ч. 1 ст. 49 УК с ч. 1 ст КоАП), предельных сроков его поденного отбывания (ср. ч. 2 ст. 49 УК с ч. 2 ст КоАП), ограничений при назначении наказания физическим лицам с особым юрисдикционным статусом (ср. ч. 4 ст. 49 УК с ч. 3 ст КоАП). Характерно, что к лицам, к которым не могут быть применены обязательные работы при совершении ими проступков, относятся должностные лица правоохранительной службы уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, хотя при совершении ими преступлений такое наказание может быть назначено. Определенная корреляция публичных санкций, применяемых при совершении преступлений и проступков, усматривается и при назначении наказания в виде штрафа. Предельные

16 16 Предисловие размеры административного штрафа, назначаемого гражданам или должностным лицам при совершении указанных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, составляет 300 и 600 тыс. руб. соответственно, однако применительно к преступлениям штрафные санкции, превышающие 500 тыс. руб., могут быть назначены только за тяжкие и особо тяжкие преступления. Таким образом, административный штраф, взимаемый с должностных лиц при совершении ими проступков, предусмотренных ч. 4, 7 ст и ч. 2 ст КоАП, может превышать размер штрафа, назначенного при совершении указанных преступлений. Любые публичные санкции должны быть соразмерны общественной опасности деяния и, во всяком случае, в условиях правового государства ответственность, предусмотренная при совершении проступков, никогда и ни при каких условиях не может быть более обременительной, чем меры уголовного принуждения. Неадекватность новых мер административной ответственности обусловлена исключительно политико правовыми предпосылками, стремлением предотвратить массовые протестные акции не мерами общественной санкции, но введением дополнительных запретов и ограничений. В этом контексте весьма показательны новые составы правонарушений, предусмотренные ч. 1, 2 ст КоАП, вводящие ответственность за организацию и проведение массовых публичных мероприятий, нарушающих общественный порядок. Диспозиция этой статьи крайне неопределенна, во всяком случае, правоприменителю сложно будет установить, в каких случаях организация массового единовременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах квалифицируется в качестве правонарушения и влечет за собой применение столь обременительных административных наказаний. В качестве общественно опасных последствий в случаях, предусмотренных ч. 1, 2 ст КоАП, квалифицируется сам факт нарушения общественного порядка, при этом не конкретизируются формы таких нарушений. Однако в соответствии с КоАП наказания могут быть применены только за определенные нарушения общественного порядка, такие нарушения всегда детализированы и формализированы соответствующим правовым предписанием, устанавливающим ответственность за конкретное деяние, определенное диспозицией соответствующей статьи гл. 20 КоАП. В отношении ст КоАП не уста-

17 Предисловие 17 новлены родовые признаки деяния, не определена и его противоправная сущность, что заведомо несовместимо с квалификацией административного правонарушения. Применительно к новеллам КоАП, вызвавшим столь очевидный общественный резонанс, следует отметить еще одно обстоятельство. В качестве одной из предпосылок внесения корректив, устанавливающих ответственность за проступки, инициаторы ссылались на использование зарубежного опыта европейских стран, США и Канады, где правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность караются весьма значимыми правоограничениями, прежде всего имущественного свойства. При рецепции зарубежного опыта следует принимать во внимание коренные различия стран Европейского союза, США, Канады и России в уровне социально-экономического развития. Россия на протяжении всей своей двадцатилетней истории становления и развития остается развивающейся страной и какие бы то ни было сопоставления ее общественно-политического потенциала и уровня жизни с указанными развитыми странами по меньшей мере неуместны. Введение штрафных санкций, сопоставимых с размером административного штрафа в странах Запада, свидетельствует лишь об их карательной сущности, такие санкции устанавливают имущественные обременения, несовместимые с достатком и социально-экономическими условиями жизни населения, они никак не содействуют превентивной сущности и предназначению административной ответственности. В настоящем издании учебника уделено должное внимание обоснованию основных атрибутов административной ответственности, предпосылок применения публичных санкций и связанных с ними правоограничений. Читатель должен получить надлежащие сведения не только аналитического свойства, но и необходимые ему в правоприменении, при защите своих интересов от противоправных посягательств публичных и частноправовых лиц. Первоочередное внимание в книге уделяется исследованию действующих источников административного законодательства и правореализационных процедур, при изучении текста читатель должен выработать в себе надлежащие навыки не только в целях правильного толкования и применения соответствующего истолкования, но и для защиты своих правоохраняемых имущественных и публичных интересов.

19 РАЗДЕЛ I Общая часть

21 ГЛАВА 1 Административная ответственность и публичное принуждение В результате изучения данной главы студент должен: знать основные теоретические постулаты административной ответственности, в том числе понятия, определения и дефиниции; уметь отграничивать меры административной ответственности, установленные КоАП, от иных мер публичного принуждения; владеть понятийным аппаратом, установленным Общей частью КоАП Понятие и предназначение административной ответственности Административная ответственность устанавливает меры физического и морального принуждения, применяемые к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права. Введение правоограничений в этих случаях тождественно установлению дополнительных обязанностей нарушителя (т.е. права нарушителя обременяются посредством установления его публичных обязанностей).

22 22 Глава 1. Административная ответственность и публичное принуждение Применение мер административной ответственности всегда обусловлено совершением административного правонарушения (проступка), следствием которого является назначение санкции (административного наказания). Административная ответственность обеспечивается бессудными властными принудительными действиями (мерами административного пресечения) в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка Административная ответственность в системе мер властного принуждения Меры административного (бессудного) принуждения установлены не только КоАП, они регламентируются также таможенным законодательством, законодательством о налогах и сборах (в части принудительных действий, обусловленных проведением налогового и таможенного контроля), законодательством о лицензировании и иным законодательством, устанавливающим публичные санкции за нарушение норм и правил, предусмотренных соответствующим федеральным законом. Административное принуждение представляет собой публичную властную деятельность должностного лица государственного органа, сопряженную с обременениями имущественных и личных неимущественных прав лица, и, как следствие, с причинением морального, репутационного, физического (телесного) вреда или имущественного ущерба. Административная ответственность обеспечивается посредством публичных санкций, административных наказаний и мер административного пресечения. Публичные санкции применяются только при совершении правонарушений, установленных соответствующим 1 Так, административное задержание лица, подозреваемого в совершении правонарушения, так же как и меры административного пресечения, ограничивающие имущественные права физического, юридического лица (например, арест товаров, транспортных средств и иных вещей), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, назначаются и исполняются уполномоченным должностным лицом и относятся к мерам бессудного принуждения.

23 1.2. Административная ответственность в системе мер. принуждения 23 федеральным законом. К публичным санкциям ad hoc относятся депортация 1, реквизиция и административная конфискация, предусмотренные соответственно п. 1 ст. 242 и п. 2 ст. 243 ГК 2. К публичным санкциям относятся также меры, влекущие обременения имущественного статуса лица, например приостановление действия или аннулирование (отзыв) лицензии или иного разрешительного документа по решению лицензирующего органа. Публичные санкции применяются независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным КоАП (т.е. они могут быть применены наряду с административным наказанием). Административные наказания применяются при совершении правонарушений, установленных Особенной частью КоАП 3. В случаях, предусмотренных КоАП, меры административного принуждения представляют собой соподчиненные процессуальные действия, в соответствии с которыми назначению административного наказания предшествует применение соответствующей меры пресечения. Меры административного пресечения применяются в отношении лица, подозреваемого в совершении правонарушения, и влекут за собой имущественные и нематериальные обременения. В отличие от административных наказаний, вследствие которых возникают те же правоограничения, меры административного пресечения применяются на бессудной основе, т.е. по решению уполномоченного публичного органа или его должностного лица. Меры административного принуждения предусматривают введение условных (эвентуальных) имущественных обремене- 1 Применяется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 2 См. соответственно п. 1 ст. 268 и п. 3 ст. 269 ГК в ред. проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Примеч. ред. 3 Применение административных наказаний, установленных законом субъекта РФ (см. ч. 1 ст. 1.1, ч. 1 ст. 2.10, ч. 3 ст. 3.2 КоАП), во всяком случае, относится к оспоримым действиям, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ имущественные и физические ограничения, сопряженные с административным наказанием, могут быть установлены только федеральным законом.

24 24 Глава 1. Административная ответственность и публичное принуждение ний или непосредственных (директивных) ограничений права собственности на данную вещь, либо посредством таких мер устанавливаются ограничения отдельных имущественных правомочий. Меры эвентуального воздействия предусматривают введение бессрочных запретов или ограничений на осуществление предпринимательской деятельности либо запретов (ограничений), обусловленных конкретным сроком. Применение таких мер влечет за собой приостановление действия разрешительных документов, устанавливающих специальное право либо их аннулирование. К рассматриваемым мерам относятся приостановление или прекращение действия следующих документов, санкционирующих коммерческую деятельность нарушителя: декларации о соответствии или сертификата соответствия (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании»); разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, применительно к которым установлены меры экспортного контроля (п. 6 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 1999 г. 183-ФЗ «Об экспортном контроле»); документа, санкционирующего права и обязанности субъекта таможенной деятельности (см. ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 69, ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Федеральными законами установлены также иные меры публичного санкционирования, предусматривающие наделение лица специальным правом и влекущие прекращение правомочий нарушителя. К документам, устанавливающим правомочия субъекта коммерческой деятельности, относятся также лицензии, выдаваемые наряду с другими разрешительными документами либо независимо от получения заявителем таких документов. Федеральные законы определяют последовательность введения публичной санкции применительно к конкретному правоотношению, при этом в одних случаях аннулированию (отзыву) лицензии предшествует приостановление ее дей-

25 Контрольные вопросы и задания 25 ствия, а в других эти административные санкции применяются независимо друг от друга 1. Публичные разрешительные документы не только устанавливают содержание гражданской дееспособности их обладателя, но и определяют существо его публичных правомочий во взаимоотношениях с государственным органом, управомоченным предоставлять такие документы и обеспечивать контроль за соблюдением их условий. В зависимости от особенностей регулируемого правоотношения аннулирование (отзыв) разрешительного документа у юридического (физического) лица нарушителя влечет за собой прекращение его коммерческого статуса, при этом у него сохраняются публичные обязанности, т.е. прекращение гражданской дееспособности лица не влечет за собой утрату его административной дееспособности 2. Меры эвентуального воздействия применяются по факту правонарушения, предусмотренного федеральным законом, устанавливающим превентивные санкции. Такие меры всегда применяются ad hoc и влекут за собой косвенные имущественные ограничения, не предусматривающие изъятие вещи, но обременяющие конкретные вещные права или их совокупность. В отличие от них меры директивного воздействия предусматривают принудительное изъятие у лица движимой вещи, находящейся у него в собственности или на иных законных основаниях 3. Контрольные вопросы и задания 1. Что следует понимать под административной ответственностью? 2. Что включают в себя меры внесудебного принуждения? 1 В частности, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 1999 г. 183-ФЗ лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом без предварительного уведомления и без применения санкции в виде приостановления действия лицензии, однако применительно к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 20) аннулированию лицензии предшествует приостановление ее действия. 2 Указанные правовые последствия наступают при исключении субъекта таможенной деятельности из специальных реестров (см. ч. 1 ст. 54 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). 3 При этом изымаемая вещь всегда имущественно обособлена и соответствует правовым критериям, установленным федеральным законом.

26 26 Глава 1. Административная ответственность и публичное принуждение 3. В чем предназначение мер административного принуждения? 4. В чем различия административных наказаний и публичных санкций и что между ними общего? 5. Дайте понятие мер административного пресечения. Соотносятся ли такие меры с административными наказаниями? 6. Назовите правовые предпосылки применения публичных санкций и административных наказаний.

27 ГЛАВА 2 Законодательство об административных правонарушениях В результате изучения данной главы студент должен: знать структуру законодательства об административных правонарушениях; уметь анализировать федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие процедуры применения законодательства об административной ответственности; владеть надлежащими навыками для уяснения правил корреляции законодательства об административных правонарушениях и подзаконных актов, определяющих процедуры рассмотрения дел о таких правонарушениях Структура законодательства об административных правонарушениях Синергизм федерального и регионального законодательства Меры административного (бессудного) принуждения регламентируются не только КоАП, но и другими федеральными законами применительно к предусмотренным им правонару-

28 28 Глава 2. Законодательство об административных правонарушениях шениям. Такие федеральные законы устанавливают помимо публичных санкций (например, в виде депортации) также и меры административного пресечения, применяемые как к нарушителям, так и к лицам, подозреваемым в совершении проступка. Меры властного принуждения (в том числе и меры физического воздействия) установлены таможенным, налоговым и иным публичным законодательством 1. Законодательство об административных правонарушениях включает в себя: кодифицированное федеральное законодательство КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения); законы субъектов РФ, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 1 ст. 2.1, ч. 1 ст. 2.10, ч. 3 ст. 3.2 КоАП); нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также иных публичных органов, устанавливающие порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях подразделяется: на материальное законодательство, к которому относится КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений; процессуальное законодательство, в соответствии с которым определяются публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства. Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП единственной составляющей законодательства РФ об административных правонарушениях является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа мест- 1 В частности, законодательством об особых административных режимах военного, чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции (см. об этом п гл. 12 настоящего издания).

29 2.1. Структура законодательства об административных правонарушениях 29 ного само управления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. От нормативного правового акта следует отличать ненормативные правовые акты (акты индивидуального применения), принимаемые органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении (см. ст КоАП). Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие влечет за собой установление публичного правомочия лица (например, процессуальных обязанностей свидетеля и эксперта) либо изменение или прекращение имущественного правомочия подозреваемого или нарушителя (в случае применения мер пресечения или административных наказаний, обременяющих имущественные права лица). Объединяющий атрибут нормативных правовых актов и актов индивидуального применения в особенности правореализации: такие акты обязательны для исполнения. В субъектах РФ кодифицированные акты об административных правонарушениях принимаются, как и в Москве, в форме кодексов (Томская, Калининградская области 1 ); в большинстве случаев такие нормативные правовые акты принимаются в виде закона субъекта РФ, при этом, в соответствии с избранными правилами законодательной техники, наименование «кодекс» не используется, что, однако, не отрицает принадлежность такого акта к кодифицированному законодательству (такие законы приняты, в частности, в Ростовской, Новосибирской, Курганской, Сахалинской, Московской, Магаданской, Мурманской, Ивановской областях 2 ). 1 Закон Томской области от 26 декабря 2008 г. 295-ОЗ «Кодекс Томской области об административных правонарушениях»; Закон Калининградской области от 26 июня 2003 г. 293 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях». 2 Закон Ростовской области от 25 октября 2002 г. 273-ЗС «Об административных правонарушениях»; Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области»; Закон Курганской области от 20 ноября 1995 г. 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области»;

30 30 Глава 2. Законодательство об административных правонарушениях КоАП возглавляет единую систему законодательства об ад — министративных правонарушениях, в состав которой входят и законы субъектов РФ. Кодификация исходит из различных принципов юридической регламентации в зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Применительно к законодательству, отнесенному к исключительному ведению Российской Федерации, кодификация базируется на централизации нормативно-правовых источников либо, напротив, предусматривает их множественность. К кодифицированным актам первого типа относится УК, предусматривающий включение в УК новых федеральных законов, устанавливающих уголовную ответственность. На федеральном уровне для кодификационных отношений характерна плюралистичность источников правовой регламентации, в соответствии с которой к кодифицированному законодательству относятся также и федеральные законы, принятые в случаях, специально предусмотренных кодексами (применительно к законодательству, отнесенному к исключительному ведению Российской Федерации). К кодифицированному законодательству такого рода относится НК (см. п. 1 ст. 1 НК). В редких случаях кодифицированное законодательство, отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации, включает в себя наряду с федеральными законами также и законы субъектов РФ, либо (в исключительных случаях) также и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. К уникальным источникам кодифицированного законодательства такого рода относится БК, устанавливающий принцип плюралистичности бюджетного законодательства, включающего в себя не только акты, принятые законодательными органами РФ и субъектов РФ, но и нормативные правовые акты негосударственных (муниципаль- Закон Сахалинской области от 29 марта 2004 г. 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области»; Закон Московской области от 10 июля 2009 г. 87/2009-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации аттракционов на территории Московской области»; Закон Магаданской области от 15 марта 2005 г ОЗ «Об админист ративных правонарушениях в Магаданской области»; Закон Мурманской области от 6 июня 2003 г ЗМО «Об административных правонарушениях»; Закон Ивановской области от 29 июля 2003 г. 78-ОЗ «Об админист ративных правонарушениях в Ивановской области».

Смотрите так же:  Служебная записка на смену графика работы