Административное правонарушение ст 23.1

Статья 23.1. Судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ в статью 23.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 23.1. Судьи

См. комментарии к статье 23.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

Часть 1 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 521-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 7 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 510-ФЗ

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Информация об изменениях:

Статья 23.1 дополнена частью 1.2 с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 263-ФЗ

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Информация об изменениях:

Статья 23.1 дополнена частью 1.3 с 22 октября 2018 г. — Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 364-ФЗ

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 7 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 510-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

Часть 3 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 521-ФЗ

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 — 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 — 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1-20.3.1, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Административное правонарушение ст 23.1

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи.. Комментарии

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи

1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 — 5.43, 5.45 — 5.52, 5.56 — 5.69, 6.1 — 6.2, 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.11 — 6.16, 6.17, 6.16.1, 6.18 — 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьями 6.33, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.12 — 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьей 7.23.3, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 1 статьи 7.31, частью 7 статьи 7.32, частью 2 статьи 7.32.3, частью 2 статьи 7.32.5, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, статьями 8.28.1, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 3 статьи 9.1 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), статьями 9.5.2, 9.13, 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.23, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частью 2 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частью 4 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 — 7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.1, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 — 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, частями 2 — 3 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.34, 13.38, 13.39, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, 14.1.3, частями 3 и 4 статьи 14.4.1, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 — 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 6 статьи 14.28, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35 — 14.37, частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьями 14.47, 14.48, 14.51, частью 2 статьи 14.54, частью 3 статьи 14.55, статьями 14.56, 14.57, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 15.3 — 15.12, частью 11 статьи 15.23.1, частью 5.1 статьи 15.25, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1 — 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1, 15.27.2, 15.32, 15.33, 15.33.1, 15.33.2, 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), статьей 15.42, частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 — 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, статьей 17.17, частями 1.1, 1.2, 3 и 4 статьи 17.15, частями 1.1, 3.1 — 5 статьи 18.8, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11 — 18.13, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 — 6 статьи 19.3, частями 1 и 3 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 12 — 16, 18, 19, 20.1, 24 — 32 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, частями 1 и 2 статьи 19.7.5-1, статьей 19.7.5-2, статьей 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, статьей 19.7.12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 — 19.14, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 — 19.30, 19.32, 19.33, 19.34, 19.35, 19.36, 19.37, 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.5 — 20.7, частями 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.25 — 20.34 настоящего Кодекса.

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 — 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 6 и 6.1 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 — 4 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.35, статьями 5.53, 6.3, 6.4 — 6.6, частью 2 статьи 6.7, статьей 6.13, частью 1 статьи 6.31, статьями 7.6, 7.32.2, 7.32.6, 8.2, 8.3, частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.12, статьей 8.12.1, частью 2 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.17 — 8.20, частями 1 и 3 статьи 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.26, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.34, 8.35, частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37, статьями 8.38, 8.39, частями 3 и 4 статьи 8.42, частью 2 статьи 8.45, статьями 8.45.1, 9.1 — 9.3, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьей 9.5, частью 3 статьи 9.5.1, статьями 9.6, 9.9, 9.11, частями 1 и 2 статьи 9.16, статьями 9.17, 9.18, частью 2 статьи 9.21, статьей 9.22, частью 5 статьи 9.24, статьями 10.3, 10.6, частью 3 статьи 10.8, статьями 11.1, 11.4, частями 1 — 3 и 5 статьи 11.5, частями 1 — 3 статьи 11.7, статьей 11.9, частью 6 статьи 11.17, статьями 11.20, 11.20.1, частью 1.1 статьи 12.1, частью 2 статьи 12.2, частями 4 и 5 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 4 статьи 12.15, частью 3 статьи 12.16, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5 и 6 статьи 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2, частью 5 статьи 12.23, статьями 13.2 — 13.4, 13.6 — 13.8, частями 2 и 4 статьи 13.12, статьей 13.13, частью 2 статьи 13.19.3 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами застройщика), статьями 13.22, 13.29, 13.30, 14.2, частью 2 статьи 14.4, частями 1 и 2 статьи 14.6, частью 2 статьи 14.7, частью 2 статьи 14.9.1, частями 2.1 — 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частью 1 статьи 14.20, частями 3 — 5 статьи 14.24, статьями 14.26, 14.29, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частью 6 статьи 14.40, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 1 и 2 статьи 14.43.1, статьями 14.44 — 14.46, частью 4 статьи 14.46.2, статьей 14.49, частью 1 статьи 14.54, статьями 14.61, 15.14, частями 1 и 2 статьи 15.15.2, статьей 15.15.3, частью 1 статьи 15.15.4, частями 1 и 1.1 статьи 15.15.5, статьями 15.15.12, 15.15.13, частями 1 и 2 статьи 15.19, статьей 15.21, частями 1 — 2.1 статьи 15.22, частями 1 — 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2, 2.1, 2.2 и 3 статьи 15.27, частями 1 — 7, 9, 10, 10.2 и 11 статьи 15.29, статьей 15.30, частями 1 и 4 статьи 15.35, статьей 15.37, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1 — 3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частью 2 статьи 16.24, частями 2 и 3 статьи 18.1, частью 1.1 статьи 18.2, частью 2 статьи 18.3, частью 2 статьи 18.4, статьей 18.7, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10, частями 1 — 4 статьи 18.15, статьями 18.16 — 18.17, частью 2 статьи 19.3, частями 2 — 2.3, 2.6, 2.7, 3, 5, 6, 8.1, 11, 17, 20, 23 и 35 статьи 19.5, статьей 19.7.3, частью 2 статьи 19.7.10, статьей 19.7.11, частью 1 статьи 19.24, частями 1 и 3 статьи 19.27, статьей 20.1, частями 6.1 и 9 статьи 20.4, частями 3, 4, 4.1 и 5 статьи 20.8, статьей 20.10, частями 1 и 3 статьи 20.12, статьями 20.14, 20.17, частью 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Смотрите так же:  Жалоба на земельный налог

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 — 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 — 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1 — 20.3.1, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13 настоящего Кодекса и совершенных гражданами. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 и 14.13 настоящего Кодекса и совершенных гражданами, которые прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 — 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 — 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 23.1 КоАП РФ, судебная практика применения

При подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ… См. подробнее п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Дела, указанные в ч.2 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи, только если должностное лицо передает его на рассмотрение судье. А в случае, если производство по делу осуществлялось в форме административного расследования, дело может рассматривать только суд, а должностное лицо обязано передать его на рассмотрение судьи (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 10: В каких случаях дела об административных правонарушениях, производство по которым проводилось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению в суде?

Ответ на аналогичный вопрос, опубликованный в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2003 г. (вопрос N 4), признан утратившим силу.

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела, перечисленные в данной норме, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Следовательно, в отношении перечисленных в указанной норме Кодекса составов возможность отнесения их рассмотрения к компетенции суда поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

В пункте втором части третьей этой же статьи Кодекса предусматривается, что дела об административных правонарушениях, указанных в частях первой и второй данной нормы, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

Анализ приведенных выше положений ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что в тех случаях, когда в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, перечисленные в части второй, производилось административное расследование, административный орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, обязано передать его на рассмотрение суда, поскольку в пункте втором части третьей установлена исключительная судебная подведомственность в отношении таких дел.

В качестве компетентного суда, полномочного рассматривать эти дела, п. 2 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса определен районный суд.

Эта позиция нашла свое отражение в подп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где разъясняется, что дела об административных правонарушениях, указанные в ч. ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), рассматривают судьи районных судов» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года», утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008, извлечение)

Нужно ли мотивировать передачу дела на рассмотрение судье? (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 7: Обязано ли должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и принявшее решение о передаче дела на рассмотрение судье, мотивировать необходимость передачи дела тем, что за допущенное административное правонарушение может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности?

Ответ: …В ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривается, что административное приостановление деятельности назначается только судьей.

…По общему правилу, передача дела об административном правонарушении на рассмотрение судьи не требует принятия какого-либо специального решения и оформляется простым сопроводительным письмом. Исключение из этого правила составляют дела об административных правонарушениях, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которые направляются в суд на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Такое определение выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения. Однако при отсутствии указанного определения судья не вправе отказать в принятии материалов дела, поскольку такой отказ Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года», утвержден Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, извлечение)

Статья 23.1. Судьи

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11-12.14, частями 1-4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 — 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, статьей 12.21.3 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

Смотрите так же:  Судебная практика остекление балкона

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьями 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, статьей 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, — об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1-3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, статьей 12.21.3 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1-1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 — 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 23.1 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи призваны определить юрисдикцию судей судов РФ, а также порядок рассмотрения ими дел по отдельным административным правонарушениям. В частности, положения ч. 1 настоящей статьи призваны определить совокупность административных правонарушений, которые подлежат рассмотрению исключительно судьями, причем в данном случае КоАП РФ не предусматривает разграничения дел между отдельными категориями судов, что указывает на необходимость применения комментируемых положений в совокупности с предписаниями процессуального законодательства, а также нормативных актов, регламентирующих правовой статус судей судов общей юрисдикции, арбитражных, а также военных судов РФ. Так, согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Совокупность административных правонарушений, подведомственных арбитражным судам, регламентирована абз. 4 и 5 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из административных правоотношений. Перечень дел, входящих в компетенцию данных судов, определен абз. 3 ч. 3 настоящей статьи.

2. Определенные ч. 1 настоящей статьи категории дел подлежат рассмотрению исключительно судьями, т.е. составляют компетенцию соответствующего суда, образованного и осуществляющего деятельность в соответствии с законодательством РФ. Однако в ряде случаев действующее законодательство предусматривает возможность привлечения суда к разбирательству спора, если он не был рассмотрен и разрешен в административном порядке. Совокупность таких споров определена ч. 2 комментируемой статьи. Участие суда в рассмотрении такого дела осуществляется только в случае наступления юридического факта, с которым закон связывает возникновение правоотношения с участием органов судебной власти. В качестве юридического факта КоАП РФ указывает издание (принятие) должностным лицом уполномоченного органа решения о передаче дела на рассмотрение в соответствующий суд. В данном случае соответствующий документ, принятый уполномоченным должностным лицом, является основанием для разбирательства дела судебными органами.

3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах РФ» предусматривает, что военные суды РФ осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. В этой связи дела об административных правонарушениях, если они совершены военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, подлежат передаче на рассмотрение военных судов.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, дела о правонарушениях военнослужащих подлежат передаче в гарнизонный военный суд, располагающийся в месте дислокации воинского формирования, в котором проходит военную службу правонарушитель.

Субъектный состав правонарушителей определяет тот орган государственной власти, в юрисдикцию которого входит соответствующая категория дел. Так, дела военнослужащих составляют исключительную компетенцию военных судов. Специальное правило предусмотрено и в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Такие дела составляют юрисдикцию судей районных судов. Однако наряду с субъектным составом юрисдикцию указанных судов определяют и меры ответственности, применяемые к государственным или муниципальным служащим. Районным судам подведомственны только те дела, которые связаны с применением специальных мер ответственности для служащих, а именно влекущие административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию. Юрисдикцию районных судов составляют дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.

Смотрите так же:  Налог на прибыль по методу начисления

4. Компетенция мировых судей формируется по остаточному принципу — им подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренные настоящей статьей и не отнесенные к исключительной компетенции судей иных органов судебной власти.

Статья 23.1. Судьи

1. Анализ норм ч. 1 ст. 23.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) правильное их применение возможно только с учетом норм о подсудности и подведомственности, изложенных в ч. 3 ст. 23.1 (см. об этом ниже);

2) в них указаны дела об административных правонарушениях, которые безусловно рассматриваются судьями. Иные органы не вправе принимать решения по делам этих категорий;

3) в них неисчерпывающим образом указаны дела об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями. Наряду с делами об административных правонарушениях, указанными в ч. 2 ст. 23.1 (см. об этом ниже), судьи рассматривают также дела, которые были подведомственны упраздненным в установленном порядке госорганам (их учреждениям, структурным и территориальным подразделениям) впредь до внесения соответствующих дополнений и изменений в КоАП (в закон субъекта Российской Федерации, см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 22.3), другие дела, указанные в КоАП.

2. Применяя правила ч. 2 ст. 23.1, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) в них указаны дела об административных правонарушениях, которые судьи рассматривают лишь постольку, поскольку органы (должностные лица), к которым они поступили (после возбуждения дела и направления протокола, постановления прокурора), передают дела (в установленном порядке) на рассмотрение судьи;

2) все категории дел, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1, касаются правонарушений, которые могут повлечь — в качестве дополнительных административных наказаний — возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, т.е. такие меры наказания, которые назначаются лишь судьей. Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями лишь в том случае, если орган, должностное лицо, к которому эти дела поступили, сочтет правонарушение настолько серьезным, что за него следует применить такое дополнительное наказание. ВС разъяснил, что по общему правилу, передача дела на рассмотрение судьи не требует принятия какого-либо специального решения и оформляется простым сопроводительным письмом, за исключением дел перечисленных в ч. 2 ст. 23.1, которые направляются в суд на основании определения органа или ДЛ, к которым поступило дело. Такое определение выносится в соответствии с ч. 1 ст. 29. 4 и должно отвечать требованиям ст. 29.12, в т.ч. содержать мотивы принятого решения. Однако при отсутствии указанного определения судья не вправе отказать в принятии материалов дела, поскольку такой отказ КоАП не предусмотрен (п. 7 Обзора от 25.03.09).

Нужно отслеживать самостоятельно перечень АП, рассмотрение дел по которым отнесено (соответственно) к полномочиям суда, органа или ДЛ. Дело в том, что изменения (которые весьма часто вносятся в КоАП) практически всегда затрагивают и нормы главы 23 КоАП, в т.ч. и ст. 23.1.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 23.1 состоят в том, что:

1) они посвящены делам об административных правонарушениях (которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 23.1), подлежащих рассмотрению судьями гарнизонных военных судов. Последние представляют собой одно из звеньев федеральных судов общей юрисдикции (т.е. их следует отличать и от мировых судей, и от арбитражных судов), которые рассматривают дела об административных правонарушениях по первой инстанции (в соответствии со ст. 25 ГПК и ст. 23 Закона о военных судах);

2) они предписывают судьям гарнизонных военных судов рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных не только военнослужащими (например, проходящих военную службу по призыву, по контракту), но и лицами, призванными на военные сборы (например, на 60-дневные сборы по военной переподготовке);

3) их следует применять с обязательным учетом правил ст. 2.5 о том, что:

а) военнослужащие и лица, призванные на военные сборы, несут ответственность за административные правонарушения согласно дисциплинарным уставам;

б) лишь при совершении административных правонарушений, прямо предусмотренных в ст. 2.5 (например, при нарушении правил дорожного движения, таможенных правил и т.п., см. об этом коммент. к ст. 2.5), военнослужащие и лица, призванные на военные сборы, несут административную ответственность на общих основаниях;

в) к указанным лицам не могут быть применены такие административные меры ответственности, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также административный штраф.

4. Правила ч. 3 ст. 23.1 играют важную роль в правильном применении остальных норм ст. 23.1, ибо устанавливают, что:

1) судьи районных судов (это основное звено федеральных судов общей юрисдикции, что предусмотрено в ст. 21, 26 Закона о судебной системе) рассматривают:

а) дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (например, по административным правонарушениям в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, по которым проводится экспертиза, иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, см. об этом коммент. к ст. 28.3, 28.7);

б) дела об административных правонарушениях, по которым может быть назначено административное приостановление деятельности; административное выдворение за пределы Российской Федерации (за исключением правонарушений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства при въезде в Российскую Федерацию, — см. коммент. к ст. 3.10);

2) судьи арбитражных судов (например, арбитражного суда любого из субъектов Российской Федерации) рассматривают лишь дела об административных правонарушениях:

а) прямо указанных в ч. 3 ст. 23.1 (см. о них например, коммент. к ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 14.1, 14.10-14.14, 14.16-14.18, 14.23, 14.27, 14.31-14.33, 15.10, 17.14 (с 01.02.08), 19.5, 19.19). ВАС разъяснил, что при поступлении заявления о привлечении к административной ответственности рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК. В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола и прилагаемых к нему документов административному органу (п. 6 Пост. N 10). Рассмотрение дел о привлечении ИП и ЮЛ к административной ответственности за совершение АП перечисленных одновременно в ч. 2 и 3 ст. 23.1, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему такие дела переданы органом. При этом орган при рассмотрении указанных дел не вправе назначать те виды наказаний, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей (9.1 Пост. N 2). В свою очередь ВС разъяснил, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела перечисленные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, поскольку эти дела подсудны арбитражным судам. Дела не указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 подсудны судам общей юрисдикции независимо от характера АП и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в т.ч. ЮЛ и ИП) (п. 3 Пост. N 5). См. о судебной практике также ниже.

б) совершенных юридическими лицами (в т.ч. некоммерческими организациями), включая иностранные юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей. В практике возникает вопрос: относятся ли (приравниваются ли) для целей КоАП частные нотариусы к индивидуальным предпринимателям? Систематическое толкование ст. 23 ГК, ст. 11 НК, ст. 2.4 КоАП, ст. 1 ОЗН, а также ст. 23.1 не позволяет ответить на этот вопрос положительно;

3) во всех остальных случаях дела об административных правонарушениях (указанных в ч. 1, 2 ст. 23.1) рассматриваются мировыми судьями. В практике возникает вопрос: какой орган рассматривает дела об административных правонарушениях (которые в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 подлежат рассмотрению мировыми судьями) в тех субъектах Российской Федерации, в которых еще не созданы мировые судьи? Систематическое толкование ст. 23.1 и ст. 22-24 ГПК показывает, что в этом случае дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов единолично (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. М.: Изд-во «Экзамен», 2006).

5. Верховный Суд РФ следующим образом разъяснил (в п. 3 Пост. N 5) положения ст. 23.1:

1) при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. К компетенции судей общей юрисдикции относятся дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1;

2) судьи районных судов, в частности рассматривают дела, по которым проводилось административное расследование. При этом круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, указан в ч. 4 ст. 28.7 исчерпывающим образом. Установив, что такое расследование не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании ст. 29.4;

3) судьи рассматривают также дела, отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) указанные в ч. 2 ст. 23.1. Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судьи относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанных случаях обязан принять дело к рассмотрению по существу;

4) подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения из категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, гарнизонных судов, арбитражных судов;

5) судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях совершенных ИП или ЮЛ (даже в том случае, когда по делу проводилось административное расследование, или ИП к моменту рассмотрения дела утратил статус индивидуального предпринимателя) Указанный в абз. третьем ч. 3 ст. 23.1 перечень видов таких правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию;

6) дела, не указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица привлекаемого к ответственности (в т.ч. дела о правонарушениях совершенных ИП или ЮЛ).

6. В свою очередь ВАС РФ (в п. 8-11 Пост. N 2) полагает, что:

1) дела, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, подведомственны арбитражным судам и в том случае, если по основаниям ст. 28.7 по делу проводилось административное расследование;

2) дела о привлечении к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукции без лицензии (по ч. 3 ст. 14.16) арбитражным судам не подведомственны;

3) подведомственны арбитражным судам дела об оспаривании решений административных органов о привлечении ответственности (ч. 3 ст. 30.1) по жалобам ИП или ЮЛ.

Налицо противоречия между позициями ВАС РФ и Верховного Суда РФ. Наверное, им нужно их устранить.